Операторы «большой тройки», контролирующие четыре пятых российского рынка, лишились контрактов на поставки iPhone. Это еще одно свидетельство серьезных изменений для Apple на европейском рынке. Компании порознь отказались от сотрудничества с американской компанией, но сошлись во мнении, что продажи iPhone не приносят им прибыли.
Условия не раскрываются, но аналитики предполагают, что МТС, Вымпелком и Мегафон понесли существенные убытки от двухгодичных контрактов с Apple. Каждый из них должен был продать 1-1.5 миллиона устройств, причем самостоятельно заниматься маркетингом и продвижением. Но ни один из трех не смог выполнить план в полном объеме.
Частично проблема заключается в российском законодательстве, которое запрещает продавать субсидированные смартфоны. Для многих людей цена iPhone слишком высока, как следствие растут продажи недорогих Android-устройств. А в Apple привыкли пользоваться особым положением среди операторов, так что идти им на уступки не готовы.
Источник в Билайн сообщает, что компания месяц пыталась добиться смягчения условий контракта, но не смогла. Как следствие договор решили не продлевать. В МТС все еще рассчитывают на послабление и пытаются получить новый контракт.
Уже шесть лет Apple не меняет своего отношения к операторам. Им выставляют жесткие условия контрактов, по которым многие расходы приходится брать на себя. Но не стоит забывать, что в 2007 iPhone был единственным в своем роде, так что заполучить желанный контракт с Apple было счастьем для операторов. Теперь есть много других смартфонов, которые хорошо продаются, а значит, не обязательно держаться за кабальные контракты.
Японские, а теперь и российские операторы предпочли более гибких партнеров. Некоторые европейские операторы тоже отметили выгоду от контрактов с другими производителями, готовыми идти на уступки. Дошло до того, что во Франции Apple оказалась под подозрением антимонопольного комитета после жалоб от телекоммуникационных компаний на злоупотребления. Если не пойти на уступки операторам, из-за конкуренции со стороны более лояльных производителей Apple придется пересмотреть схему продаж смартфонов в Европе в пользу ритейлеров. А это может негативно сказаться на доле рынка.