Процессорозависимость - что это, почему появилась и как с ней бороться.

Начнем с определения: процессорозависимость - это явление в тяжелых графических программах, при котором процессор не способен нагрузить видеокарту на 100%. Чаще всего под графическими программами подразумеваются игры. Казалось бы, в чем проблема? Меньше нагрузка на видеокарту - меньше нагрев - дольше она проживет. Но в играх нагрузка на видеокарту напрямую связана с fps(frames per second - кадров в секунду), и нагрузка на нее ниже 100% означает что fps в игре ниже, чем теоретически могла бы дать эта видеокарта. Хорошо еще если речь идет о разнице между 100 и 110 fps - и того и другого более чем хватает для плавной игры, но обычно разговор идет о разнице между 20 и 30 fps, что гораздо более заметно.
Почему так происходит, ведь компьютерным играм уже не один десяток лет, а такая проблема "всплыла" буквально несколько лет назад? Тут есть два момента:
  1. Оптимизация. В последнее время игры стали штамповаться как на конвейере - каждая новая игра в серии выходит через год-полтора после выхода предыдущей(как пример - серия Assassin's Creed) - за это время с трудом можно накидать новые текстуры на старый движок, о новом и речи не идет. А 5летний движок вытянуть современную игру толком не может, что выливается в повышенную нагрузку на процессор, что в свою очередь и приводит к процессорозависимости игры.
  2. Дисбаланс в производительности связки процессор-видеокарта. Последние лет 5 на рынке процессоров наблюдается явная стагнация производительности - AMD вообще занимается откровенным переименованием, Intel поднимает производительность на 5-7% за поколение. Это привело к тому что топовые камни от AMD не способны "прокачать" видеокарты даже middle-сегмента, а Intel до сих пор штампует 2ядерные процессоры уже на протяжении 10 лет. Видеокарты же с 2010-11 года резко рванули вверх - топовая в то время GTX 680 оказывается хуже современного low-middle GTX 1050 Ti. Вот и получается что видеокарты в последнее время научились делать многое, но процессоры за ними не поспевают.
Разумеется сразу же возникает вопрос - как определить, вытянет ли процессор видеокарту? Самый достоверной способ - это поставить HWiNFO и вывести нагрузку процессора и видеокарты на экран(как это сделать легко найти в Google). Если же это слишком трудно - дальше приведен способ без всяких дополнительных утилит. Теперь запускаем процессорозависимую игру (Witcher 3, GTA V) и смотрим на нагрузку процессора и видеокарты:
  1. Процессор нагружен меньше чем на 80%, видеокарта на 90-100%: поздавляю, ваш процессор не ограничивает возможности видеокарты. Главное не довести до такого:

    d467792c3fc6f07f7c1bf7c9cd48152b.jpg
  2. Процессор и видеокарта нагружены на 90-100%: процессора хватает, но на пределе возможностей - в более нагруженных сценах или более тяжелых играх процессор может не справиться и видеокарта будет простаивать. В данном случае это приведет лишь к немного меньшему fps, никаких проблем с отображением картинки не будет. На будущее стоит задуматься о покупке более мощного процессора, или же о разгоне уже имеющегося, а так же в обязательном порядке закрывать все программы перед игрой.
  3. Процессор загружен на 100%, видеокарта меньше чем на 90%. Процессор не справляется с видеокартой, что может привести к артефактам, зависаниям и просадкам fps. Разгон тут скорее всего не поможет, процессор следует заменить.
Если же Вы решили не ставить HWiNFO - как я уже писал есть возможность обойтись и без него. Поиграйте в игру со своими настройками графики и запомните средний fps, после чего зайдите в настройки и ухудшите графику на один пункт. Если fps в игре не изменился - процессор видеокарту не тянет, если fps вырос - все хорошо. Увы - способ не очень точный т.к. не отражает вариант 2 выше.
Итак, что же делать тем, у кого процессор оказался неспособен справиться с видеокартой, денег на новый процессор нет и разогнать его не получится? Тут возможно два случая:
  1. Плавность в игре вас устраивает. Если это так - смело повышайте настройки графики пока fps не станет падать и(или) нагрузка на видеокарту не вырастет до 90-100%. Идеальным вариантом является увеличение разрешения в игре. Таким образом процессор Вы, конечно, не ускорите, но хотя бы нагрузите видеокарту и будете любоваться более красивой картинкой без потери производительности.
  2. Плавность в игре вас не устраивает. Тут можно схитрить и отключить(или выставить на минимум) все настройки графики, обсчетом которых занимается процессор. В основном это ИИ и физика объектов, поэтому выставляем все что связано с обсчетом физики и количеством объектов на минимум(к примеру в GTA V это количество людей, в Arma 3 - дальность прорисовки объектов, в Crysis вообще есть отдельный параметр физика и т.д.). Так же по возможности перекладываем PhysX на плечи видеокарты(делается это в настройках драйвера). Для каждой игры настройки свои, так что за конкретными наставлениями по нужной игре добро пожаловать в Google. Увы - это не панацея, если Вам не хватало до комфортных 30 fps пары кадров это поможет, а если у Вас встречались зависания, при которых прям перед Вами отрисовывались объекты то тут только менять процессор.
О том, как подобрать оптимальную связку процессор+видеокарта я расскажу в следующей статье.
4

Комментарии

Pofigist
+42
Дочитать до конца это уже подвиг.
Смысл ясен: не тянет игра — беги скорее покупать новый процессор, за которым потянется блок питания, охлаждение и тд.
Если же руки не до конца кривые, то можно (хотя это все на свой страх и риск) попытаться что-то где-то найти, прочитать и попытаться осуществить. Поможет на 0.123456789 процента, но зато самолюбие потешить можно.

Главный вывод один: одни делают ВЫГОДНЫЕ компдектуюзие, другие РЕСУРСОЕМКИЕ игры, а оптимизацией всего вместе этим бабалозависимым уродам просто невыгодно заниматься. Вот и получается что перед выходом очередной игры пользоваиелям настойчиво втирают мнение, что надо в очередной раз обновить дорогостоящие комплектующие, которые зачастую специально не подходят друг к другу чтобы СНОВА пользователь был вынужден тратить, тратить и тратить :(
27 ноября 2016 в 18:08
#
+1764
Пользователь удален
Не совсем согласен. По-вашему обновление железа раз в 2-3 года это неподъемно? Большинство людей телефоны меняют в два раза чаще. Сейчас топовое железо 2012-2013 года(i7-3770 и gtx 780) спокойно вытянет любую игру, пусть не на ультра, по на средне-высоких в FHD пойдет абсолютно все. Процессор апгрейдить пока нет смысла, достаточно купить gtx 1070 и спокойно играть уже на ультра в FHD в течении пары лет. Блок питания тоже не имеет смысла трогать, как и охлаждение — tdp не меняется.
P.S. А вообще статья не об этом, а о людях, купивших i3 с gtx 1080.
27 ноября 2016 в 19:16
#
Вася Вотафаков
+6067
Согласен. Камни сейчас в ступоре. Сам имею i7 3000й серии. Видеокарту вообще оставил на потом. В итоге так и не купил, тк не стало времени на игры. А вот жёсткий заменил на ssd. Производительности хватает за глаза. Захочется поиграть, всегда можно прикупить видюху адекватную камню. Считаю, что потенциал компа надо закладывать именно на основании имеющегося камня.
3 декабря 2016 в 23:26
#
+240
С текущим курсом доллара мысли об апгрейде не всегда реализуемы.
Если у вас, к несчастью, анализ связки видеокарта-процессор показал необходимость замены процессора, давайте пройдёмся по нижнему краю современного middle-end:
1. Самый дешёвый Core i5 6400 — 12000р.
2. К нему новая материнская плата (90% ваша плата не на Socket 1151, т.к. новые разъёмы штампуют не реже раза в 2-3 года) — 7000р.
3. Новые процессоры поддерживают DDR4 (некоторые платы с DDR3, но это уже не современно и закрывает возможность дальнейшего апгрейда) — за 2x8 Gb это ещё 7000р.
Итого за минимально возможный апгрейд уже имеем 26000р.
Кстати, топовое железо 2012-2013 года сейчас на известном сайте объявлений примерно столько же стоит, хотя покупалось тогда примерно за те же деньги или дешевле.
28 ноября 2016 в 02:10
#
+1764
Пользователь удален
Не совсем, терпимая мать на 1151 сокете стоит 3500р, плашки тоже пока хватит одной на 8 гб — еще 3к. В итоге 12+3.5+3=18.5к, к тому же старый проц вполне можно продать, так что реально около 10к апгрейд, что терпимо.
28 ноября 2016 в 10:11
#
+714
Собирал другу комп, почти год назад...
i5, gtx 960 4 гб, 8 оперативы
Получилось 45 тысяч чтоль (полностью новый системник, в цену включены мать, коробка, жёсткий, бп)

Считаю адекватной ценой, на 2-3 года (а то и более) поиграть вполне.

А сам, давно перешёл на консоли.
Есть ноут на i3 ( для работы в word/excel и выхода в инет хватает). А игрушки на консоли. Единственный минус — стратегии, их практически нет на консолях. Зато есть куча консольных эксклюзивов.
28 ноября 2016 в 15:03
#
+1764
Пользователь удален kooper
Консоли(особенно PS 4 Pro) хороши, но для меня(да и других) есть большой минус — джойстик, с которым стрелять мягко говоря трудновато, а с автоприцеливанием чувствуешь себя читером. Да и эксклюзивов на самом деле мало — особенно если времена PS 3 вспомнить...
28 ноября 2016 в 15:28
#
+714
Heavy rain, Beyond, линейка God of War, Uncharted, Gran turismo, little big planet...это только то, что я вспомнил и для PS3.
Есть консольные эклюзивы, которые и на коробку выходили, к примеру Red dead redemption.
Ну, а на PS4 клепают все больше экслюзивов. С нетерпением жду Horizon zero dawn и Days Gone.

А джойстик...не знаю, по мне так удобно, дело привычки.
У меня даж отец привык)))
(А с компом не ладит).
28 ноября 2016 в 15:47
#
+1764
Пользователь удален kooper
Как-то не вижу смысла покупать консоль ради 4-5 эксклюзивов, особенно если учитывать что половина из них — порты с PS3. Да и цены на игры кусаются — если посчитать сколько тратишь на консольные игры в год, и приплюсовать стоимость консоли то можно будет купить гораздо более мощный ПК, и еще денег на игры в стиме останется.
Насчет джоя — привыкнуть можно, но ощущения не те — то тут автопомощник, то там. Если их отключить то играть вообще нереально(в те же шутеры). Плюс лок 30/60 фпс с вертикальной синхронизацией — опять же неприятная в шутерах вещь.
Короче каждому свое, мне проще у друга пройти пару эксклюзивов, чем покупать ради них консоль.
28 ноября 2016 в 17:35
#
+714
Согласен, на вкус и цвет, фломастеры разные.
А по поводу покупки...PS3 у меня была взломанная, в покупке не нуждался.
Купил PS4...и тут уже знаю, что стоит купить, а что обходить стороной.
И ещё, при покупке игры, ты уже не "поиграл и бросил", а прошёл игру. Появляется интерес к ачивкам (ранее мне они были по барабану). В общем, игра представляется немного иначе)
28 ноября 2016 в 18:18
#

Читайте также