Доброго всем вторника!
Тут недавно состоялся очередной яблочный финансовый отчёт, на котором компания Apple никого не удивила, побив очередные рекорды продаж и самых высоких прибылей за историю человечества. Акции компании потихоньку поползли вверх штурмовать новые высоты, а Джони Айв продолжил точить новый «Меч-разящий» с цифрой 7. Но не все приняли во внимание, что этот отчет был одним из решающих для Apple за многие годы. Не установи Apple эти рекорды, и сейчас возможно, мы бы с вами читали о невероятном “осеннем падении яблок” и вместе дружно были бы в шоке. Почему именно этот финансовый отчет был таким опасным для компании? Я сейчас попробую рассказать.
Думаю всем нам с вами очевидно что Айфоны сами себя не продают. Для постоянного роста продаж (тем более такого как у Apple) не достаточно лишь выпустить клёвый и высокотехнологичный смартфон. Постоянная разработка стратегий продаж, поиск новых рынков, выжимка максимум прибыли из проданного устройства и много другое – вот что действительно позволяет Apple каждый год заявлять о своих рекордах. И судя по размеру этих рекордов – Маркетинговый отдел и отдел продаж в Apple едят свои канапе с чёрной икрой не зря. Мой любимый пример из последних лет, это удаление из модельного ряда айфонов 32-гигабайтной модели. Чертовски-умный ход, заставить потребителя купить более дорогую версию смартфона, тем самым увеличив прибыль с того же количества проданных устройств, не поднимая при этом цены.
Но это всё мелочи. Как мы с вами знаем, актуальным в данный момент и самым сильным бустером продаж для Apple является Китай. Именно выход на этот рынок и выжимание от туда яблочного сока, является стратегией Apple на ближайшие годы. И казалось бы, ну Китай и Китай, там яблочного сока хоть душ каждое утро принимай, можно выжимать и выжимать. Но главная проблема в том, что влияние китайского рынка на рост продаж и прибыли Apple очень и очень велико. Иными словами кроме Китая спровоцировать рост прибыли для Apple в данный период времени ничего не может. И как ни странно, зависимость будущего компании лишь от одного фактора создаёт очень тревожный и неприятный зуд для инвестора в его кошельке. А вечная тревожность и без того нервных инвесторов создаёт в свою очередь очень неприятные и неожиданные ситуации.
В моей предыдущей статейке я писал, что падение акций Apple вызвала общая неудовлетворённость продажами часиков. Это выглядело вот так:
А вот так выглядело падение акций компании с 17 по 24 августа:
Вопрос для людей которые “всегда в теме” - "что произошло такого ужасного, что акции самой Apple полетели к…?"
Произошло то, что обошло мир технологий, но посеяло панику в мире финансов на несколько дней – в Китае впервые за долгое время девальвировали Юань. Это выглядело вот так:
Казалось бы причём тут Apple? Но думаю, чему уж точно научились пользователи рубля за последние пару лет, так это тому, что если стоимость валюты понижается, то она тянет за собой и импорт ( в данном случае вкусные яблочки). Так случилось в России. Но не Россия является ключевым рынком для Apple, а Китай, и лишь малейший риск того, что из-за девальвации Юаня продажи у Apple могут упасть надломил наших нервных инвесторов, и они начали сдавать акции Apple в утиль.
Благо они быстро отскочили, как только Тим Кук в экстренной форме успокоил бедных людей, заявив, что всё в порядке и китайцы раскупают телефоны ещё быстрее чем собирают. Люди поверили Тиму, но продолжали держать свои потные ручки на пульсе и дожидаться последнего финансового отчета, на котором, как мы знаем, Apple показала всем кукиш.
А если бы не показала? Что бы случилось если бы Apple не смогла превзойти себя и подтвердила бы ожидания инвесторов, что Юань всё таки сказался на продажах? Насколько упали бы акции, если одно только опасение потопило акции на такую глубину? Как мы видим ситуация когда судьба компании впадает в зависимость лишь от одного фактора очень и очень опасна. И это вызывает у меня опасения. Потому что такая ситуация у Apple не одна.
Что если я вам скажу что продажи айпадов упали на 20%? А продажи компьютеров как стояли на месте так и стоят? Что если я вам скажу, что последние яблочные рекорды установлены лишь продажей одного продукта? Догадайтесь сами какого:
Удельная доля влияния айфона на общую прибыль компании выросла по сравнению с предыдущими продажами. Иными словами компания впала ещё в большую зависимость лишь от одного продукта представляемого лишь раз в год. Более того все последние клёвые и потенциально приносящие большую прибыль фишки компании типа ApplePay или AppleMusic читай обнуляются если у потребителя нет в кармане яблочного телефончика. А что если следующий айфон будет неудачным? Что если Apple не сможет как всегда убедить нас, что их телефон лучший? Или какой-нибудь Gate окажется серьёзней чем обычно? В случае такого у Apple не будет подушки куда падать. Того что из себя представляют айпады и макбуки не хватит чтобы защитить её от рвущих и потеющих инвесторов. И всё это очень опасно. Опасно то, что вся судьба компании зависит от одного лишь дня в году – дня презентации нового Айфона. Как считаете, как спит Кук в ночь перед такой ежегодной презентацией? Я думаю не очень.
С другой стороны Apple всегда была Apple за то, что она играла по крупному. Так научил её Стив Джобс, и так там привыкли работать. Всё или ничего. Их любят потому что они лучшие, и как только они станут на секунду такими как все, их съедят с потрохами. Что будет дальше, я сказать не могу. Но одно я знаю точно – если следующий айфон окажется вдруг неудачным, то даже птицы над кампусом Apple полетят к… Ну я думаю вы поняли мои опасения.
P.S. Спасибо за уделённое время, и за работу ваших глаз!