Рабочая неделя началась с довольно знаменательного события – Uber продала своё китайское подразделение главному конкуренту на этом рынке - Didi Chuxing. Детали сделки – 1 миллиард наличностью и 20%-часть в новой компании. Иными словами Uber «слила» своё китайское направление, не продержавшись там и трёх лет.
Эту сделку называют концом годовой войны между Didi и Uber, которая закончилась двух-миллиардными потерями для последней. А ведь какие были амбиции – китайский рынок был главным приоритетом Uber ещё год назад. Как же так произошло, что какой-то китайский ноунэйм, основанный в 2012 году, умудрился прогнать саму Uber?
История не новая. Uber лишь присоединилась к таким компаниям как Yahoo и Ebay. Вся эта тройка продалась настырным китайцам, так и не поняв загадочную «китайскую душу». А ведь всё довольно просто. В случае с Uber китайская душа состоит лишь из двух факторов – знаменитого китайского GuanXi (или в простонародье – "связи" ) и обычного демпинга.
Война между компаниями началась год назад, когда первой вступила в бой хитрая Didi. Какой был первый шаг? Создать хорошие отношения с самыми главными китайцами на рынке - Tensent Holdings Ltd и Alibaba Group Holding Ltd. Didi произвела множество слияний с компаниями, принадлежавшими Большим Братьям, и практически сразу установила монополию на китайском рынке.
Потом последовал знаменитый китайский демпинг – в мае 2015 Didi выделила 150 миллионов долларов на бесплатные поездки через свой сервис. Uber, как истинная, считающая каждую копейку, американская компания, не последовала примеру Didi.
Вместо этого, Uber попросила помощи у инвесторов, подняв 1,4 миллиарда долларов на свою китайскую компанию. Didi, в свою очередь, подняла 3 миллиарда «вечнозелёных» от китайских Больших Братьев.
В конце концов в игру вступили знаменитый китайский GuanXi, и Uber вдруг перестал принимать заказы через самый популярный китайский мессенджер WeChat, по иронии принадлежавший компании Tensent.
В это время Didi заключила сотрудничество с другими конкурентами Uber, увеличив давление по всему миру. Последние гвозди в китайскую мечту Uber забили компании Lyft Inc., Grab, Ola, а также новоиспечённый член китайской семьи – Apple, которая инвестировала в Didi 1 миллиард долларов в Мае 2016.
Так и закончилась китайская мечта Uber, толком и не начавшись. Вместо яблочной истории успеха на китаском рынке, компания лишний раз доказала, что восток – дело тонкое, и китайский, коллективный нрав под силу далеко не всем.
Как ни странно, но после сделки отношение к Uber улучшилось. По всем источникам ходит слух, что компания скинула с себя тяжелый груз и готова к выходу на IPO. А за ним – большие горы денег и новая попытка восточного штурма.