Важнейшие параметры QoE для определения ошибок вещания

Video Compression Guru
Высокое качество вещания — один из ключевых факторов для сохранения лояльности абонентской базы. Чтобы поддерживать качество на высоком уровне и находить ошибки в потоке, операторы используют системы мониторинга.

Все отслеживаемые параметры делятся на два типа: одни относятся к качеству обслуживания (Quality of Service — QoS), другие — к качеству восприятия (Quality of Experience — QoE). Сегодня поговорим об индикаторах, которые относятся к качеству восприятия.

Особую роль при оценке QoE играет возможность декодирования видео и аудио, поскольку отсутствие аудио или видео критично влияет на восприятие пользователя.
Ошибка возникает, если количество корректно декодированных кадров меньше заданного порогового значения или, в случае с аудио, если битрейт декодированного потока меньше заданного порогового значения.

Отсутствие звукового сопровождения и Тишина. Такая ошибка значительно влияет на восприятие пользователя. Чтобы определить эту ошибку, применяется алгоритм анализа громкости, включенный в стандарт EBU R 128-2011.



В системе мониторинга

Непрерывность синхронизации — один из ключевых параметров для определения качества вещания. Когда временные метки PTS/DTS приходят неравномерно, отслеживаются резкие скачки и обратный прирост времени (обычно связано с потерями пакетов и/или в результате склейки потока). В результате возникают шумы, пикселизация, замирания видео и черный экран.

Изменение описания аудио- или видеопотока и информации о программе — события, описывающие изменения в заголовках аудио- и видеопотоков (формат, профиль, разрешение, соотношение сторон, частота кадров и пр.) и структуре потока. В некоторых случаях могут значительно повлиять на качество восприятия.




Изменение описания видеопотока


Изменение признака шифрования — событие позволяет быстро обнаружить ошибку, когда кодер начинает создавать зашифрованные потоки, полагая, что на выходе ожидается дешифрованный поток.

Помимо параметров, описанных выше, для контроля качества медиаданных применяют следующие характеристики.
Сообщения SCTE-35 относятся к вставке рекламы и регистрируются для дальнейшего анализа (согласно стандарту ANSI/SCTE-35). Они могут использоваться, чтобы настроить более частый захват эскизов и автоматическую запись при вставке рекламы. Этот параметр также может быть полезен специалистам, подготавливающим ежедневную программу с рекламными вставками.

EPSNR  (Estimated Peak Signal to Noise Ratio) — метрика, отображающая статистическую оценку степени искажения цифровых видеоданных при их кодировании. Измеряется в децибелах и определяется отношением пикового квадратичного значения видеосигнала к среднеквадратическому отклонению декодированного изображения от исходного. Величина EPSNR оценивается на основании данных, содержащихся в закодированном видеопотоке, и не требует исходных (незакодированных) видеоизображений. Применяется для оценки качества работы кодеров. Принимают следующие величины: 25–30 дБ — плохое качество, 45–50 дБ — хорошее качество.


Анализ громкости аудио позволяет измерять громкость программы и уровни пиков аудиосигнала согласно стандарту EBU R 128-2011(мгновенная громкость, кратковременная громкость, диапазон громкости, максимально допустимый уровень истинных пиков).





Для OTT дополнительно применяются следующие параметры.

Сегмент начинается не с IDR кадра. В таком случае могут возникнуть задержки в воспроизведении, замирания видео, пикселизация и другие артефакты.

Видео с чересстрочной разверткой. Видео с чересстрочной разверткой не используется в OTT, поэтому этот параметр важно отслеживать. Некоторые мобильные устройства не поддерживают декодирование этого вида развертки. Кроме того, такой поток может стать причиной различных артефактов при воспроизведении контента.

Итак, это важнейшие ошибки QoE, которые важно отслеживать с помощью системы мониторинга.
0

Комментарии

Читайте также