Четыре причины, почему упала прибыль Apple
И почему это ничего не изменит.
Эльдар Муртазин уже написал: Apple впервые покажет падение прибыли и выручки по результатам финансового года. Для неугомонного толстячка это повод порадоваться, для фанатов компании – тоже: корпорацию из Купертино сейчас возбуждают только деньги, и если их становится меньше, это сигнал – пора придумывать гаджеты покруче. К сожалению, у Apple еще 215 млрд долларов наличных (по состоянию на май), так что банкротство компании не грозит: если бы грозило, мы бы уже увидели смелые и прорывные решения в духе первых iPod и iPhone.
Вместо этого мы видим одинаковые смартфоны, кончину плееров и непонятную ситуацию с планшетами: судя по всему, линейка iPad сейчас разрастется до неприличных масштабов. У этого микрокризиса есть четыре главные причины.
Тим Кук – слабый новатор
Стив Джобс был великим предпринимателем, безумным изобретателем, сумасшедшим лидером и просто талантливым человеком. Тим Кук совсем другой, и он это понимает. Ему достаточно роли хорошего менеджера, который держит компанию на плаву, неплохо проводит презентации, дает адекватные интервью и следит за бухгалтерией. Лично мне на месте Кука было бы интереснее увидеть Джони Айва – гениального дизайнера, от которого мы бы точно дождались рискованных продуктов.
Apple Watch – характернейший пример провала Кука. Человек подготовил гаджет, который посыпался уже через год после релиза (минус 70% по продажам по отношению к 2015 году). Дальше все будет еще хуже, потому что Watch 2 принципиально не отличаются от первого поколения.
Рынок насытился
Давайте говорить объективно. Ноутбуки сейчас можно менять раз в три года. Планшеты – раз в 2-3 года (точно не раз в год). Смартфоны – раз в два года. Умные часы – раз в два года (максимум). Плееры живут вечно.
Эту же причину очень любит упоминать и сам Кук, который считает, что Apple удовлетворила спрос, а теперь выполняет сверхмиссию, впаривая пользователям улучшенные девайсы.
Подтянулся Китай
В конце нулевых, когда доминирование Apple на рынке смартфонов только наклевывалось, флагманские смартфоны стоили на уровне iPhone – единственным их преимуществом было то, что они быстро дешевели. Например, Nokia 5800 за год слетела с 20-25 тысяч до 8 тысяч (в серых магазинах), а iPhone 3G как стоил около двадцатки, так и продолжал барахтаться в этой категории.
На китайские устройства тогда вообще никто не смотрел – они были никчемными. Сейчас ситуация иная: iPhone стоит 600 долларов, а его приличный азиатский аналог – в два раза дешевле. Любимая китайская реклама: «В пять раз дешевле айфона, но не в пять раз хуже». У людей нет стимула копить на айфон – большинство функций можно получить в дешевом гаджете.
Это важно, потому что iPhone – основа бизнеса сегодняшней Apple.
Нет поставщиков
Сейчас фанаты Apple живут ожиданием iPhone 8: до релиза почти год, но KGI уже объявила, что девайс будет стеклянным и вообще бесконечно крутым. Лично я слышал про божественный экран во всю переднюю панель, монструозный процессор и технологию дополненной реальности. Не знаю, что из этого правда, но уже понимаю, что следующей осенью Apple придется очень туго: если даже iPhone 7 Plus и iPhone 7 Jet Black до сих пор в дефиците, то с абсолютно новым корпусом всё будет еще тоскливее.
Apple точно опередила время, но следующий рывок случится лишь тогда, когда компания найдет другую мотивацию, кроме денег: даже после падения выручки американская корпорация остается самым успешным технологическим бизнесом в истории.