— Первый вопрос общий: что за продукт и какая целевая аудитория.
Тимур. Яндекс.Кит — это некий набор наших сервисов и технологий. В первую очередь это программа для производителей устройств. Мы хотим вместе с партнерами предлагать рынку альтернативную прошивку для Android-устройств. Во вторую очередь это, конечно же, продукт для конечного пользователя. Мы продвигаем бренд Яндекс.Кит и хотим, чтобы покупатели специально приходили в магазин и искали телефоны и планшеты с Яндекс.Китом внутри.
— Какие первые продукты выйдут с Яндекс.Кит на рынок? Когда это случится?
Александр. Первые устройства появятся уже этой весной. На презентации мы объявили двух первых партнеров — Huawei и Explay. У Huawei это будет специальная версия Honor 3 Yandex, а у Explay — Flame.
— А как насчет заинтересованности, скажем так, более престижных производителей?
Александр. Мы открыты для всех. Насчет «престижности» — это формулировка спорная, поскольку многие бренды, которые менее «престижны», продают довольно много устройств и их доля на рынке продолжает расти.
— Как насчет партнерства с Yota? Мне кажется, было бы логично увидеть ее в числе первых компаний, кто захочет интегрировать Яндекс.Кит?
Александр. Ну, еще раз, мы открыты для всех. У нас нет никаких особенных предпочтений в этом.
— У вас бесплатное решение и разработка будет окупаться за счет ваших сервисов и, соответственно, рекламы?
Александр. Яндекс.Кит — это не просто бесплатное решение для производителей. Мы предлагаем модель revenue share, по которой делимся с производителями частью доходов от монетизации наших сервисов. Это одна из возможностей для производителя заработать не только с «железки», но еще и с контента.
— То есть использование Яндекс.Кит должно быть очень выгодно для производителей?
Александр. Да, я очень на это надеюсь. Невозможно запускать продукт, не веря в выгодность и заинтересованность в нем со стороны.
—А производители, тот же Huawei, в марте выпустят аппараты на Яндекс.Ките, а будут ли такие же устройства с такими же характеристиками, но с сервисами Google? Есть ли у вас требование к производителями, что в России определенный аппарат будет продаваться только с Яндекс.Кит?
Александр. С каждым партнёром мы обсуждаем такие вопросы индивидуально.
— А если две модели все-таки будут, можно ли рассчитывать, что смартфоны на Яндекс.Ките будут выгодней покупателям в плане цены? Например, потому, что не надо платить отчислений Google за установку сервисов.
Александр. Мы предлагаем нашим партнёрам готовый продукт, софт. Мы не вмешиваемся в вопросы ценообразования.
— Но ведь производитель может предложить смартфоны на Яндекс.Кит дешевле потому, что сэкономил на сервисах Google?
Александр. Теоретически — да, наверное, но мы же не знаем, на каких условиях партнеры получают сервисы GMS.
— Последний вопрос непосредственно об устройствах: как на полках магазинов будут выделяться смартфоны с Яндекс.Кит?
Александр. Коробки устройств, которые поступят в продажу, будут брендированы Яндексом, то есть покупатель будет сразу видеть, что у него в руках смартфон с Яндекс.Китом.
— На что в первую очередь делается ставка: интеграцию ваших продуктов или, возможно, на иное, чем у Android, юзабилити?
Александр. Делить юзабилити-вещи в отрыве от каких-то технологических вещей и сервисов не правильно, важен продукт целиком. Мы понимаем рынок, мы понимаем наших пользователей лучше остальных, и это самое главное.
— В разработке пользовательского интерфейса принимали участи специалисты SPB Software?
Тимур. Да, действительно работала команда в Питере, команда SPB Software, которую Яндекс приобрел в 2011 году. Ребята — настоящие гуру Android-разработки. Когда ребята делали SPB Shell, было очень много версий оболочки, но главное к чему они стремились — слушать пользователей и стараться сделать для них максимально удобный продукт. И сейчас Яндекс.Shell используют более миллиона пользователей. И вот, например, мы заметили, что люди в смартфонах на Android редко используют меню со всеми установленными приложениями. В него заходят, чтобы один раз вытащить на рабочий стол иконку. В Яндекс.Ките мы это меню убрали. Все приложения устанавливаются сразу на домашний экран.
— Это продукт только для русскоязычных пользователей или вы планируете что-то, например, для Турции?
Александр. В первую очередь мы отталкиваемся от интересов партнеров. Если у них будет заинтересованность в турецком рынке, мы, разумеется, локализуем Кит.
— Яндекс.Кит, он будет все-таки предустановленный или у владельцев других устройств тоже будет возможность установить прошивку?
Тимур. Пока только предустановленный на устройства партнеров.
— А в целом какие-то преимущества будут у Яндекс.Кит по сравнению с другими смартфонами, например, по времени автономной работы, по скорости работы? Сейчас все ругают «не гугловские» прошивки, например, Nexus работает гораздо круче Samsung Galaxy по времени, по производительности. Все любят Nexus, потому что у него стоковый Android стоит, так что у вас может быть есть какие-то преимущества?
Тимур. Аккумулятор быстро разряжается из-за различных предустановленных сервисов, которые лезут в сеть. Мы старались минимизировать количество таких сервисов и процессов. С этой точки зрения, наш продукт работает эффективнее.
— Иными словами, пользователю нужно будет самостоятельно доустанавливать нужные приложения? Полного пакета «яндексовских» сервисов не будет из коробки?
Александр. Ну, очевидно, мы не все сервисы поставим в прошивку. Это нормально, что смартфон — это некая экосистема с возможностями установки, кастомизации под конкретные нужды человека.
Тимур. Сейчас мы предустанавливаем 15 приложений и сервисов, включая клавиатуру и Shell.
Александр. А всего приложений у нас под 30, то есть где-то половину мы ставим.
Тимур. Мы брали действительно самые востребованные, самые популярные.
— А у пользователя будет возможность удалить ненужные?
Александр. Здесь есть ограничение в том, как вообще собираются прошивки. Технологически это сложно - тем более что все элементы и приложения Кита связаны между собой.
— А если говорить о предустановках, будут ли какие-то сервисы, доступные только пользователям Яндекс.Кит?
Тимур. Во-первых, новый пользовательский интерфейс. Мы полностью его перерисовали, все элементы дизайна сделали легкими, воздушными - он будет доступен эксклюзивно в Яндекс.Ките. Во-вторых, уникальная клавиатура. Её «фишка» в классном предиктивном вводе: вводишь первые буквы, а смартфон уже знает, какое слово нужно написать следующим.Таким образом, существенно ускоряется набор текста за счет уменьшения количества нажатий.Мы даже делали сравнение с самыми популярными клавиатурами и пришли к выводу, что наша разработка позволяет быстрее и с меньшим количеством нажатий печатать текст. Ещё в клавиатуре будут функции именно для русскоязычных пользователей. Например, вы знаете, как у нас любят придумывать пароли? Пишут какое-то слово на русском языке, со включенной английской раскладкой, так что получается достаточно надежный пароль. Проблема в том, что его очень сложно вводить на мобильных устройствах, где нет клавиш одновременно на двух языках. В Яндекс.Ките, если выбрать поле для ввода пароля, появляется клавиатура, со специальным режимом, позволяющим видеть одновременно русские и английские буквы.
Александр. Ещё интегрирован Яндекс.Справочник, и, если звонок поступает с неизвестного номера, идет обращение к справочнику компаний, и вы знаете, что это, например, банк. Важно, что возможность перехватывать звонок есть только у владельцев платформы. В Shell такая функция тоже была, но мы не могли перехватывать момент звонка, а показывали номера только в списках вызовов. А учитывая, что Shell теперь интегрирован в Яндекс.Кит на уровне системы, мы можем это делать прямо во время звонка.
— Насколько мне известно, нечто подобное есть у 2GIS, после чего их «дайлер» стал очень популярен.
Александр. На самом деле, это у нас есть уже давно, и у нас есть патент на бесконечную адресную книгу.
— А почему вы не разговариваете с ними, что они повторяют вашу технологию и пользуются чужими разработками.
Александр. Да, это наш патент, и мы первыми это придумали и сделали в Яндекс.Shell, но это не значит, что мы сейчас будем со всеми судиться. Мы понимаем, что это удобно и интересно пользователям, так зачем всех этого лишать? Это направление, в котором все разработчики двигаются. Мы правильно угадали, первые это придумали, и здорово, что мы теперь не одни, что это становится стандартом.
— В целом нельзя сказать, что Яндекс.Кит сильно ограничивает пользователя в том плане, что покупайте только наши телефоны, иначе вы не дополучите наши сервисы?
Тимур. Как уже сказал Александр, определение номера на экране входящего звонка с использованием нашего справочника, в котором больше двух миллионов организаций, возможно только в Яндекс.Ките. Еще пара «плюшек», которые мы даем пользователям — это 50ГБ на Яндекс.Диске и 10% на бонусный счет с каждой покупки в Яндекс.Store. Последняя возможность будет доступна всем, но впервые появится именно на Яндекс.Ките.
— Яндекс когда-нибудь думал сделать свою операционную систему?
Александр. Очевидно, что нужно говорить про Android, потому что с нуля писать — это совсем абсурд. Как минимум надо взять Linux или что-то такое, но встает вопрос фрагментации. Мы против фрагментации, потому что все современные операционные системы, даже включая Windows, не могут работать без экосистемных сервисов — нельзя их рассматривать отдельно. На самом деле идет конкуренция не столько платформ, потому что конечному пользователю не важно, как внутри операционной системы все орuанизовано, он сравнивает экосистемы. И если мы, условно говоря, выбираем какой-то отдельный путь, возникает вопрос, а как же мы убедим разработчиков приложений и сервисов приходить к нам? Мы как раз идем по другому пути, не делаем какой-то свой форк Android, а делаем набор сервисов, которые, условно говоря, не доступны производителям., При этом на выходе получается совместимое с Android устройство. Разработчикам не нужно что-то переписывать.
— Иными словами, Яндекс.Кит правильней сравнивать с китайскими Flyme OS и MIUI, чем с Sailfish OS компании Jolla?
Александр. Да, конечно. Jolla проделывают огромную работу, причем они это делают не первый день и не второй, а в команде у них ребята, которые в свое время делали MeeGo, и в этом разбираются. У них сейчас отдельная задача — делать телефоны максимально совместимыми с Android. Они стараются, у них получается, но не на 100%. И это большая работа, которую они вынуждены делать из-за того, что операционные системы состязаются только экосистемными вещами. Пользователям не принципиально, что в внутри, но крайне важно, работают ли на ней Яндекс.Карты, например, или нет.
— Вы говорили, что за счет отсутствия проблем с фрагментацией, не нужно заинтересовывать разработчиков, но вам ведь тоже нужно, чтобы они наполняли приложениями Яндекс.Store? Как появление Яндекс.Кит повлияет на этот процесс?
Александр. Надеемся, что очень позитивно.
— То есть вы думаете, что из-за этого в магазине появится существенно больше приложений, и пользователям не будет обидно, что у них нет Google Play.
Александр. Да, мы очень на это надеемся. Справедливости ради, мы еще только в начале пути, магазин запущен меньше года назад, и как раз на презентации Яндекс.Кит мы будем рассказывать, что удвоили количество приложений. В прошлом октябре, когда открыли программу для разработчиков, у нас было 40 000 приложений, а сейчас больше 100 000, то есть мы довольно быстро растем. Для сравнения в Google Play в 2010 году было 35 000 приложений, так что темпы роста у нас сильно выше. Конечно, на это влияет взрослая экосистема и так далее. Плюс мы отдельно поддерживаем One Platform Foundation, опенсорсную инициативу, основная задача которой — дефрагментировать Android и минимизировать затраты разработчиков на поддержку альтернативных сторов. Мы сделали специальную библиотеку, используя которую разработчики автоматически получают поддержку Google Play, Samsung Apps, Amazon Store и Яндекс.Стор, потому что у каждого магазина есть свои «ручки», например, для внутренних платежей, которые выполняют одну и ту же функцию, а отличаются лишь названиями методов или сигнатурами. Разработчику нужно каждый раз взвешивать, нужно ли потратить пару лишних часов, чтобы сделать у приложения поддержку дополнительного магазина, и сколько прибыли это принесет. Поэтому альтернативные сторы проигрывают по количеству приложений.
— Huawei и Explay стоят сильно дешевле флагманских смартфонов, но пользователи все равно будут искать возможность установки топовых и популярных игр, то есть это GameInsight, Gameloft, EA и другие крупные игровые вендоры. Они стремятся попасть в Яндекс.Стор?
Александр. Часть перечисленных компаний уже используют нашу библиотеку. На самом деле мы общаемся со всеми, видим заинтересованность, и многие двигаются к появлению в нашем магазине, кто-то быстрее, кто-то медленнее.
— Например, летом прошлого года Gameloft портировали 10 или 12 игр на Windows Phone, и это очень положительно сказалось на продажах смартфонов. В случае с Яндекс.Кит проще, разработчикам ничего портировать не надо.
Александр. Не совсем так, разработчикам все-таки нужно использовать нашу библиотечку и зарегистрироваться в магазине. На самом деле ситуация такая, что с февраля по октябрь у нас не было встроенных платежей. По сути, мы были закрыты для всех игр, которые монетизируются по модели «free to play». А все перечисленные вами компании используют именно такую модель. Другое дело — компании типа Zeptolab, которые у нас, условно говоря, с первого дня.
— Ну, они русские, логично.
Александр. Нет, не поэтому. Rovio тоже с нами. Может, не с первого дня, но со второго точно. Дело в том, что у них есть игры, которые стоят денег и все. А когда игра бесплатная, и нужно делать встроенные покупки, нужны специальные технические «ручки», которых у нас не было до октября. Как только мы запустили in-app платежи, то сразу пошли к таким партнерам. Кто-то уже сейчас их начинает использовать, с кем-то мы общаемся и рассказываем о своих планах. Мы надеемся, что запуск Кита позитивно скажется на заинтересованности разработчиков.