Идея заняться чем-то своим давно витала в моей голове. Причем в последние годы я серьезно увлекся психологией, хотя за моей спиной уже было два технических образования. А если добавить сюда, что несколько моих друзей — профессиональные iOS-разработчики, то выбор в пользу создания приложения выглядит очевидным. Поэтому я начал исследовать существующие мобильные приложения по тематике психологии и тестирований, отмечая понравившиеся и не очень моменты, одновременно задумываясь о возможном коммерческом успехе подобных приложений.
Как-то раз мне попалась на глаза статья об успешном инди-разработчике Иване Дзямуличе и о его приложениях. Больше всего мое внимание привлекает его приложение «IQ PRO», которое представляет собой классическое тестирование на определение уровня IQ, но самое главное, на что я обратил внимание в той статье, — это скрин с AppStore с количеством скачек, перевалившем за 300 тысяч! А это весьма серьезный успех, особенно для неигрового приложения. Поэтому, убедившись в коммерческом успехе приложений по тестированию, я начал подыскивать наполнение уже для своего продукта.
Немного покопавшись в старых наработках, я нашел информацию про 16-факторный личностный опросник Кеттела, но он меня не устроил, так как там было слишком много вопросов. Но я продолжил двигаться в этом направлении и нашел более универсальный вариант – это пятифакторный опросник, у которого категории в описании человека были полностью независимы друг от друга и не дублировались в результатах. Поискав еще немного, я нашел несколько русскоязычных адаптаций, где число вопросов колебалось от 40 до 75. При этом по времени прохождение занимало в среднем 15 минут. Таким образом, я подошел к непосредственной реализации приложения
Добавлю еще, что на момент начало разработки приложения я уже год руководил созданием сайтов в студии и с проектной работой был хорошо знаком. Поэтому первым делом решил сам набросать экраны и раскидать по ним функциональность, параллельно продумывая модель монетизации. Так я набросал несколько первых экранов.
Дизайн
Далее я принялся за написание технического задания и за поиск дизайнера. В ТЗ старался максимально описать будущий функционал, а всем своим пожеланиям придавал словесную форму, при этом, никак не ограничивая будущего дизайнера в реализации. Поэтому, найдя дизайнера и обозначив задачу и сроки, стал ждать результатов. Через неделю передо мной уже были первые макеты, которые мне очень понравились, а еще через неделю были переданы все макеты приложения в финальном варианте. Отрисовка дизайна мне обошлась в 300 долларов, еще в 100 долларов мне обошлась иконка. Вариантов иконки было два. Первый вариант мне показался совсем каким-то абстрактным, и я его сразу отмел, как не ассоциирующийся с приложением, а второй мне понравился, и, подкорректировав цвета, я его утвердил.
По общению с дизайнерами я сделал два вывода:
— Есть дизайнеры, а есть художники-оформители. Первым ты описываешь, что будет в приложении, и они тебе сам размечают, что на какой экран разместить, что как правильней по гайдлайнам сделать. Словом, полностью занимаются архитектурой будущего приложения. В свою очередь, художники-оформители, делают лишь то, что вы скажете: сказали то-то и то-то вы видите на этом экране, они это и отобразили. То есть, никакого намека на творчество нет. Поэтому работая с подобными исполнителями, нужно как минимум самому быть дизайнером. Но мне повезло, и я сумел найти хорошего сотрудника.
— Если вам навязывают к отрисовке макетов приложения, а их у меня не более десяти получалось по разным подсчетам, еще и отрисовку прототипов, может смело отказывать от услуг подобного дизайнера. Потому как этот дизайнер, или просто хочет вас развести на деньги, или просто не высокого уровня, поскольку не может сразу раскидать функционал по макетам и согласовать их между собой.
Программирование
Для начала решил сконцентрироваться на iOS-версии приложения и доверил программирование своему другу. Но, я, наверное, никого не удивлю, если скажу, что друг меня подвел и за отведенное время ничего внятного не сделал. Поэтому я снова обратился к фрилансу и стал подыскивать исполнителя. Так как в моем приложении была еще авторизация через социальные сети, мне хотелось найти специалиста знакомого, как с основной задачей, так и с авторизацией через социальные сети. Но уже после первой версии приложения заметил серьезные нестыковки по верстке, так что, открыв один из экранов с тестами, я не нашел ничего общего с исходным макетом. Дав время на исправление багов, стал ждать финальной версии. Но когда дело дошло до авторизации через социальные сети, работало только две из четырех. Поэтому с этим программистом я благополучно расстался.
Тут я тоже сделал парочку выводов для себя:
— Перед тем как доверить основную задачу и вообще ожидать конечного результата, стоит дать минимальное задание, масштабировав которое, можно надеяться получить финальный результат. В моем случае это были верстка минимально необходимого числа экранов для прохождения одного из тестов и авторизация через социальные сети. И тогда я наверняка потерял бы не пять недель, а максимум одну.
— Необходимость отдельного специалиста по back-end части, и вообще организация авторизации в социальных сетях на стороне сервера, а не приложения. Так как порой это сильно тормозило приложение.
Подкорректировав ТЗ, я принялся за поиск нового программиста, и тут мне повезло: у найденного мной, программиста, был товарищ, работающий с серверами. Здесь стоит еще отметить, что мне удалось найти настоящих профессионалов своего дела, особенно программиста для iOS, причем за весьма скромные деньги! Причиной тому было то, что дизайн моего приложения ему понравился, и он хотел бы поместить его у себя в резюме. Это, кстати, еще одна очень хорошая возможность заполучить опытного программиста в свой проект, даже за небольшие деньги. Таким образом, iOS-версия приложения обошлась мне в 26 тысяч и 8 тысяч back-end-программисту. Из первой суммы, 10 тыс. я заплатил предыдущему iOS-программисту за исходники.
Android
Свое внимание на Android-разработку я обратил еще тогда, когда искал первого программиста на iOS после того, как друг меня подвел. Так как решил, что потеряно много времени, а в успехе своего приложения я не сомневался. При этом дизайн перерисовывать не стал, лишь дал указания программисту по возможности придерживаться гайдлайнов гугла. Программист оказался добросовестным, но имел определенный потолок, поэтому некоторые пользовательские фичи так и остались нереализованными. Например, шэринг результатов в социальные сети так и не получилось реализовать через сервер, поэтому просто прикрутили стандартный плагин от Google.
Здесь я тоже получил определенный урок в работе с программистами:
— Каким бы продуманным приложение не выглядело первоначально, всегда найдутся какие-то новые идеи по ходу разработки, которые захочется внедрить в приложение. Особенно, если это ваше первое приложение, но которое вы хотите сделать по-настоящему классным.
— После работы с первым iOS-программистом я нашел много белых пятен в первоначальном ТЗ, где не обговаривались те или иные моменты, а также оригинальных идей, которые можно было внедрить в приложение. Поэтому, перед тем как приступить к работе со вторым программистом iOS, я серьезно дополнил ТЗ. Однако с android-программистом я работал с самого начала и подобные правки внести не мог.
Меня удивило, что стоимость часа работы по правкам многократно превышала стоимость часа по основной работе. Если все приложение на платформе стоил мне 300 долларов при 80-100 часах работы, то час по доработкам стоил бы мне уже 15 долларов! Аналогичное поведение было и у iOS-программиста: 20 долларов в час. Поэтому рекомендую всем при обсуждении основного проекта обсуждать и стоимость и условия касаемо доработок. Аккаунты разработчика Apple и Google мне обошлись в 5 тысяч рублей, покупал я их оба в конце октября 2014 года, поэтому удалось немного сэкономить.
Также около 13 тысяч я потратил на услуги психолога при написании текстов. При наличии всего пяти факторов в результатах тестов, было написано 120 текстов. И все это для более индивидуального описания результатов. Поэтому проделанную работу в общем можно сравнить с написанием неплохой магистерской диссертации. И каждый, кто пройдет тест, сможет это оценить.
В конечном итоге разработка приложения на обе платформы обошлась мне в 85 тысяч рублей. Причем приложение также было адаптировано для планшетов.
Монетизация
Для своего приложения выбрал модель freemium. Благодаря ей есть возможность пройти любой из трех тестов бесплатно, а дополнительным бонусом к этому идет еще тест на определение темперамента. Далее пользователю предлагается приобрести один из трех тарифных планов: с покупкой 10, 100 и бесконечного числа тестов. Причем у каждого из тарифных планов есть свои преимущества. Также пользователь получает еще один дополнительный тест в том случае, если оставит отзыв о приложении в магазине App Store. Итого пользователь может пройти два из трех доступных тестов бесплатно.
Запуск и продвижение
Приложение вышло пару недель назад, и из продвижения я успел попробовать только социальные сети и друзей. Сейчас решил сделать акцент на публикации информации о приложении на тематических порталах. И результат сразу не заставил себя ждать: число скачек резко увеличилось, плюс добавилось много положительных отзывов от пользователей.