Устройства компании Apple все чаще встречается в малом и среднем бизнесе. Официантки крупных сетевых «ИльПатио» и «Фрайдис» принимают заказы на iPod touch, от них не отстает крошечный Nude в закоулках Патриарших, кофейни «ДаблБи» выбрали iPad вместо кассовых терминалов, а в модных барбершопах администраторы все как одна посылают приветливые улыбки, выглядывая из-за iMac. Это стало частью нашей повседневной жизни и уже давно не привлекает должного внимания, но ведь порой мы с вами даже не догадываемся обо всех сферах применения техники Apple. Самое интересное скрыто от глаз за неприступными проходными режимных объектов, где гаджеты работают уже не на благо мелких и крупных компаний, а в масштабах целой страны.
Редакция iG отправилась в небольшое путешествие, чтобы рассказать вам о маленьком герое тяжелой промышленности — iPod touch на первом по величине металлургическом комбинате нашей страны. Чуть меньше часа в крошечном Bombardier — и мы уже направляемся к заводоуправлению Новолипецкого металлургического комбината, чтобы прослушать технику безопасности и познакомиться с представителями планово-аналитического управления, ремонтных подразделений и другими инженерами. А дальше — стан производства холодного проката и покрытий, доменные печи первого передела, исполинских размеров линия производства горячего проката и неподдельный восторг от колоссальных масштабов передовика российской металлургии.
История завода берет свое начало в феврале 1931 года, когда Совет народных комиссаров СССР принял постановление о строительстве в Липецке завода литейного чугуна. Сооружение комбината заняло более четырех лет, а в ноябре 1934 года из цехов вышла первая продукция. Сегодня НЛМК выпускает чугун, слябы, холоднокатаную, горячекатаную, оцинкованную, динамную, трансформаторную сталь и сталь с полимерным покрытием — всего от 14% до 99% общероссийского производства в зависимости от типа продукции. Площадь Новолипецкого металлургического комбината составляет 28 квадратных километров, протяженность подъездных путей сопоставима с Московским метрополитеном, а численность персонала группы компаний НЛМК — около 55 тысяч человек. Так или иначе, с металлургическим комбинатом связан каждый второй житель Липецка, а получить работу на заводе — престижно и весьма непросто. Масштабы производства впечатляют не меньше, НЛМК ежегодно потребляет более 14 миллионов тонн железорудного сырья и 5 миллионов тонн коксующегося угля, а в день на одну доменную печь приходится около 300 вагонов руды. На одной из самых мощных доменных печей завода — ДП #6 — нам удалось побывать и своими глазами увидеть процесс производства чугуна изнутри и со стороны центра управления.
Звание одного из крупнейших металлургических комбинатов России накладывает ответственность на руководство акционерного общества — нужно заниматься не только наращиванием объемов производства, но также инвестировать в экологию и оптимизацию внутренних процессов. C 2007 по 2012 годы НЛМК реализовал ряд проектов по охране окружающей среды, в том числе по направлениям «Вода» и «Воздух»: полностью прекратил сброс производственных сточных вод в реку Воронеж, снизил потребление воды более чем в 3 раза и выбросы в атмосферу на 40%. В будущем комбинат планирует совершенствовать экологические инициативы. Но уже сейчас ответственное отношение руководства компании можно увидеть на реальном примере — на территории завода открыт небольшой зоопарк с птицами и рыбами в небольшом озере, которые отлично себя чувствуют вблизи металлургического производства.
Если же говорить о внутренних процессах, одним из самых интересных и показательных решений для нашей редакции стал выбор техники Apple специалистами планово-аналитического управления и ремонтного комплекса. Речь идет вовсе не о компьютерах инженерно-технического персонала в стенах заводоуправления. Мы говорим об использовании iPod touch дежурным ремонтным персоналом технологических линий непосредственно на производстве. В настоящий момент мобильные устройства используются на четырех агрегатах, включая агрегат горячего цинкования металлопроката, где мы смогли увидеть работу специалистов мобильного технического осмотра. Однако уже в 2016–2017 годах планируется увеличить количество участвующих в программе агрегатов цеха на 19 штук, а в более отдаленной перспективе — охватить технологией все основные агрегаты предприятия.
В ходе совершенствования процессов технического обслуживания агрегатов актуальной задачей стало повышение эффективности ремонтных работ, их планирование и учет. Все это должно оптимизировать затраты на ремонты, которые в себестоимости продукции составляют почти 6%, помочь использовать в полном объеме материальные и человеческие ресурсы, а также автоматизировать средства по сбору и хранению данных в электронном виде для последующего оперативного поиска и формированию аналитической отчетности. Решением этой задачи на Новолипецком металлургическом комбинате стал проект «Мобильное ТО», который позволил автоматизировать процессы сбора информации, и в последующем формализовать данные, полученные в ходе проведения осмотров. Все это стало возможным благодаря сочетанию RFID-меток и специальных считывателей, подключенных по Bluetooth к iPod touch, а также программного модуля ТОРО на базе программного продукта SAP ERP.
Пилотный проект «Мобильное ТО» на агрегате непрерывного горячего цинкования №3 (АНГЦ–3, а всего агрегатов цинкования четыре) производства холодного проката и покрытий (ПХПП) был реализован в мае 2012 года, а спустя год тестирования решено тиражировать проект на агрегат АНГЦ–1. Еще через год специалисты завода разработали новую версию приложения «Мобильное ТО» — как раз в это время была выпущена iOS 8.1, а жизненный цикл использовавшихся на комбинате iPod touch подходил к концу и устройства требовали замены на новую модель. В настоящий момент разработкой и поддержкой мобильного программного обеспечения для технического осмотра цеховых агрегатов занимается всего лишь один человек, что является лучшей иллюстрацией преимуществ использования техники Apple в масштабах гигантского комбината. Алексей Попов, директор ремонтного комплекса, рассказал нам, что перед запуском проекта «Мобильное ТО» они рассматривали корпоративные решения Motorola, но техника Apple оказалась предпочтительней в плане разработки программного обеспечения и дальнейшего внедрения на производстве. За время работы из 38 единиц iPod touch ни одно устройство не вышло из строя, причем для защиты используются обычные чехлы Griffin, которые можно купить в магазинах аксессуаров для мобильных устройств. Этого оказалось достаточно, чтобы сохранить работоспособность в сложных цеховых условиях. Еще одним важным фактором стал процесс обучения рабочих, которые до этого пользовались обычными журналами учета. Алексей Попов с гордостью рассказал нашей редакции, что время обучения сотрудников работе с Мобильным ТО и использованию устройств под управлением iOS составляет не больше недели. А ведь мы говорим о консервативных и недоверчивых к технологическим новинкам металлургах, десятилетиями совершавших обходы с журналами учета.
Начало смены дежурного ремонтного работника начинается с подключения сканера RFID-меток к iPod touch и авторизации в приложении «Мобильное ТО», где работник вводит имя и пароль доступа к системе и на экране обмена данными с сервером получает сменное задание на выполнение обходов. По считыванию сканером меток, располагающихся в разных частях агрегата, программа подсказывает пользователю, какие задачи ему необходимо выполнить в рамках осмотра. Выполняя операции по списку, пользователь отмечает их, прикасаясь к строкам на экране. Система, в свою очередь, проверяет выполнение всех операций и передает собранные данные на сервер. При возникновении внештатных ситуаций пользователь приложения «Мобильное ТО» позволяет быстро создать новое замечание и передать сведения о внештатной ситуации, которая не была включена в каталог программы, а если замечания будут повторяться — информация об этой станет частью программы. Все это позволяет повысить качество технического обслуживания, унифицировать процессы осмотра оборудования, оперативно регистрировать обнаруженные дефекты и проводить инструментальный контроль с вводом значений измеряемых параметров оборудования. Кроме того, «Мобильное ТО» позволяет исключить потери информации, снизить временные издержки, связанные с ведением журналов, а также систематизировать записи для дальнейшего анализа.
В рамках гигантского предприятия требуется приложить немало усилий, чтобы обосновать необходимости внедрения тех или иных технологий для каждого отдельно взятого цеха и агрегата, но руководители проекта даже не сомневаются в пользе, которую несут устройства под управлением iOS. Для них это нечто большее, чем просто смелый эксперимент. Вице-президент по информационным технологиям НЛМК Вадим Урьяс, главный специалист ПАУ Максим Метелкин, главный инженер ПАУ Сергей Серегин, директор ремонтного комплекса Алексей Попов, директор по управлению ИТ-проектами Павел Шульга смогли первыми в России внедрить мобильные устройства Apple на таком крупном производстве и не обращаться к сложным и дорогостоящим корпоративным решениям. Вспоминая о пилотном этапе проекта, они рассказывают, что всегда старались быть не просто производственным предприятием, но развивать креатив, культуру и эстетику производства. В то время они были законодателями моды, и не могли где-то подсмотреть примеры реализации схожих проектов. Что-то удавалось увидеть в других странах, например, в Германии уже была развита работа с мобильными устройствами и штрих-кодами, но это больше про учет материальных ценностей, тогда как НЛМК требовалась оперативная работа в цехах. В итоге на комбинате с нуля разработали первую в нашей стране систему мобильного технического обслуживания, причем после запуска на НЛМК приезжали специалисты SAP, чтобы посмотреть пример реализации проекта на базе своих технологий, и делегации других заводов для получения опыта. «Мы этими разработками делимся, мы открыты и готовы развиваться вместе с рынком,» — рассказывают инноваторы предприятия.
Почему выбор пал именно на продукты компании Apple? Ключевыми факторами стали надежность и совместимость оборудования, а также стоимость реализации. Даже четыре года назад мобильные устройства под управлением iOS были полностью совместимы с SAP, а на этапе прототипов были представлены различные подключаемые модули, тогда как корпоративные решения Motorola требовали доработки программного обеспечения. «Зачем использовать то, что требует дополнительных усилий для внедрения, когда уже есть полностью совместимые решения мирового лидера?» — задает не требующий ответа вопрос директор ремонтного комплекса. Ко всему прочему, «гражданские» устройства позволяют намного проще обучить работников интерфейсу и принципам использования, чем промышленные специализированные решения. Нужно ли говорить, что «Мобильное ТО» быстро доказало свою эффективность? Сокращается время простоя, своевременно устраняются дефекты, повышается исполнительская дисциплина и квалификация рабочих — все это напрямую или косвенно влияет на сокращение затрат в процессе производства и рост прибыли НЛМК. А самое удивительное заключается в том, как именно работают с мобильными устройствами Apple специалисты по ремонту цехового оборудования. Демонстрацию для нас проводил мужчина в возрасте, но в его глазах мы не видели ни малейшей растерянности или неуверенности при работе с iPod touch и сканером RFID-меток. Все было наоборот — о своей работе он рассказывал с нескрываемой гордостью, энтузиазмом и интересом.
Однако в масштабировании проекта есть сложности — подготовка данных, которые лежат в основе мобильного приложения для iPod. Сотни меток, которые располагаются на каждом агрегате, охватывают тысячи критериев и показателей работы узлов оборудования, по которым должна быть составлена нормативно-справочная база и загружена в SAP ERP. Ситуацию усложняет тот факт, каждый агрегат уникален и эксплуатируется в особых условиях, так что разработка документации по его обслуживанию может производиться только сотрудниками комбината. Поскольку «Мобильное ТО» в настоящий момент не охватывает даже десятой части оборудования НЛМК, собираемые данные рассматриваются с точки зрения статистики. Но в будущем Максим Метелкин, главный специалист ПАУ, рассчитывает выйти на такие объемы получаемой информации за счет мобильных устройств, что речь уже будет идти о так называемых больших данных. «Как только бизнес будет готов к такому технологическому рывку, мы это поддержим на техническом уровне» — подтверждает директор по управлению ИТ-проектами Шульга Павел Владимирович. Использование big data позволит не только передавать специалистам фактически имеющиеся сведения для анализа и оценки, но даже заглядывать в ближайшее будущее, с достаточно высокой точностью предсказывая вероятность тех или иных событий. Такие технологии уже используются в различных сферах, например, энергетике и автомобильном движении. Накопленная информация позволяет алгоритмам с высокой точностью предсказывать загруженность дорог или потребление городом электричества вплоть до заданных часовых промежутков в будущем, беря в расчет праздники, погодные условия, вероятность аварий и катаклизмов, отпуска жителей и множество других критериев. Возвращаясь к НЛМК, уже сейчас комбинат рассматривает перспективы создания системы предиктивного ремонта, что позволит заниматься обслуживанием оборудования чуть раньше, чем может случиться незапланированный простой в результате износа или поломки. Кстати, «Мобильное ТО» может сыграть определенную роль в разработке этой системы, ведь уже сейчас накопленные данные позволяют отслеживать тренды и накапливать для анализа более точную информацию о состоянии оборудования, рассказал нам Максим Метелкин. Если же говорить о менее отдаленном будущем, на комбинате готовятся к использованию планшетов iPad, в которых будет загружен электронный архив с базой чертежей и схем цехового оборудования, что позволит работникам экономить время и на местах получать все необходимые данные для проведения диагностики и ремонта оборудования. Документация уже переводится в электронный вид и скоро будет загружена в SAP. Скоро парк мобильных устройств Apple на НЛМК пополнится новыми моделями для технических осмотров агрегатов и проведения ремонтных работ.
«Мы гордимся результатами этого проекта, когда хипстерскими штучками удалось автоматизировать такое тяжелое промышленное производство и получить отличные результаты» — позволил себе немного юмора в конце беседы директор по управлению ИТ-проектами Новолипецкого металлургического комбината. А всем нам стоит с еще большим уважением посмотреть на мобильные устройства Apple. Эти маленькие герои стали верными спутниками российских металлургов, дав толчок инновациям в тяжелой промышленности.