В конце прошлой недели американский оператор сотовой связи Verizon отказался выпускать обновление, после установки которого Galaxy Note 7 теряет возможность заряжаться. На этой неделе аналогичное обновление для Galaxy Note 7 должно выйти ещё в одной стране — Великобритании, правда, смартфон всё же сможет заряжаться до 30%. Это вообще законно?
После покупки смартфон принадлежит не компании, которая его произвела или продала, а потребителю, причём проданный товар должен работать исправно, в ином случае потребитель может потребовать исполнения гарантийных обязательств. Выпуск патча, который делает невозможным использование смартфона, можно приравнять к умышленной порче имущества, а ответственность за это предусмотрена ст. 167 УК РФ. Конечно, производитель не откажется возместить ущерб, вызванный такой порчей — его действия направлены как раз на то, чтобы вынудить потребителя сдать некачественный товар в обмен на деньги.
Но что можно делать, если покупатель всё же пожелает оставить себе бракованный смартфон? Он имеет на это право, если готов взять на себя риски, связанные с его эксплуатацией (тем более, что все устройства с литий-ионными аккумуляторы потенциально подвержены возгоранию из-за перегрева или повреждения). При этом производитель, согласно ст. 18 ЗоЗПП обязан устранить недостатки, препятствующие использованию товара.
Как мы видим в России законы защищают интересы тех потребителей, которые пожелают оставить у себя опасный смартфон. Они могут отказаться от установки обновления, убивающего Galaxy Note 7 (если оно выйдет в нашей стране), либо потребовать от магазина или производителя удалить это обновление, если оно мешает нормальной работе устройства. То же самое относится к любым другим устройствам, которые любая другая компания попробует «убить» с помощью апдейта прошивки.