Каталог приложений Mac App Store появился в январе 2011 года и дал всем разработчикам надежду на то, что пиратство приложений на настольных платформах уйдет в прошлое, и пользователи начнут использовать легальное ПО. Но этого, увы, не произошло. То, что легко работало на мобильных устройствах, оказалось неприменимо к обычным компьютерам.
И виновата в этом Apple. Компания всегда принимала полумеры по отношению с собственному магазину приложений для macOS. Во-первых, разработчики, как и в случае с App Store для iOS, должны были отчислять Apple тридцать процентов с продажи каждой цифровой копии своего продукта. Когда речь заходит о разработке дорогостоящего ПО, а не очередного однокнопочного ранера, подобный «налог» выглядит крайне непривлекательным, поэтому разработчики предпочитали продавать софт с помощью своих собственных сайтов, минуя официальный каталог Apple. Во-вторых, Apple накладывала на ПО, размещаемое в Mac App Store, существенные ограничения по доступу к различным системным возможностям. Причина этому проста – перестраховка от злоумышленников, которые могут распространять вредоносное ПО. Но для некоторых продуктов подобные разрешения жизненно необходимы, поэтому они не могли быть размещены в Mac App Store.
Вот и получалось, что на macOS вроде бы и есть магазин приложений, а вроде бы и нет. Найти в нем действительно полезные и актуальные версии программного обеспечения было крайне проблематично. Исправить ситуацию взялась украинская компания MacPaw, известная своими CleanMyMac и рядом других программ под macOS, представив для разработчиков и пользователей собственный магазин приложений, получивший название «SetApp»
Отличительная особенность SetApp заключается в том, что он работает по подписке. Пользователь платит всего десять долларов в месяц, а взамен получает доступ к каталогу из 50 приложений. Сейчас в него входят все продукты компании MacPaw (CleanMyMac, Gemini, Hider), а также такие популярные приложения как Ulysses, CodeRunner, Blogo, RapidWeaver, Base и ряд других.
Механика работы SetApp крайне проста. После регистрации в сервисе и установки одноименного приложения, в боковом меню Finder появляется папка SetApp. В ней находятся все доступные в каталоге приложения. Достаточно сделать двойной клик на любом из них, чтобы установить на жесткий диск компьютера. Все приложения работают автономно, без привязки к интернет-подключению.
Как это работает для разработчиков?
MacPaw, как и любой другой держатель магазина, будет брать с разработчиков комиссию, которая составит все те же тридцать процентов. Прибыль между разработчиками будет распределяться согласно тому, каким приложением пользователь чаще пользуется. Если человек оформил подписку только ради одного приложения, то все деньги (с комиссией MacPaw) будет получать разработчик этого приложения. Если к исходному приложению добавится еще одно, то 10 долларов будут делиться между двумя разработчиками с учетом того, каким из приложений пользовались больше времени. Все честно.
Интересно, как MacPaw планирует тратить свои комиссионные тридцать процентов. Две трети от этой суммы будут отправляться опять же разработчикам, которые привлекают наибольшее количество пользователей в экосистему приложений SetApp. MacPaw хочет создать конкурентную среду, где разработчики были бы заинтересованы в дистрибьюции своего ПО именно через их магазин.
На фоне каталога приложений Mac App Store, который содержит более 30 тысяч приложений, база SetApp в 50 приложений выглядит пока очень скромно. Но это одни из лучших приложений, доступных на платформе macOS. В планах MacPaw расширить свой каталог до 300 приложений, концентрируясь не на количестве, а на качестве предлагаемого ПО. SetApp может изменить рынок распространения программного обеспечения так же, как это в свое время сделали музыкальные стриминговые сервисы, убив пиратство музыки как явление. Магазин MacPaw доступен пока только по закрытому приглашению, открытое тестирование начнется в ближайшие дни.