Джон Скалли, возглавлявший Apple после ухода Джобса вплоть до 1993 года, у многих ассоциируется с периодом застоя компании и ее увядания. Такое сопоставление вполне может быть справедливым, если учесть, что сразу после возвращения Джобса на пост генерального директора Apple, дела у компании пошли в гору.
Я не зря начал с прошлого компании в бытность Скалли ее руководителем. Apple Скалли и Apple Кука — две кардинально разные компании. Основным отличием между ними являются успехи, которых компания достигла при разных руководителях. Сегодня Apple является самой дорогой компанией в мире и это звание ей досталось не просто так.
На протяжении долгих лет Apple сосредоточенно работала над своим капиталом. Результатом этой работы стал запас наличности, превосходящий сотню миллиардов долларов. Теперь перед компанией встала не менее сложная задача: приспособить накопленные средства.
Вот тут-то и появляется Джон Скалли. Когда объем скопившейся наличности Apple превысил сто миллиардов долларов, из ниоткуда, как грибы после дождя, стали появляться финансовые аналитики, знающие верный способ применения деньгам. Бывший руководитель Apple тоже почувствовал себя финансовым аналитиком и предложил компании совершать покупки.
Как известно, Apple отличается своей способностью выискивать интересные стартапы, поглощать их и спустя некоторое время пускать в дело. Самый яркий пример такого поглощения — Siri. За последние пару лет таких приобретений накопилось не мало. Объединяет все эти компании одно — они достаточно небольшие.
Однако Скалли полагает, что Apple пора прекратить размениваться на мелочи и задуматься о более крупных приобретениях. В пример экс-глава Apple привел eBay, который мог бы помочь компании с распространением сервиса Passbook, встроенного в iOS. А вместе с eBay подоспел бы и PayPal, который открывал бы перед Apple широчайшие возможности.
Справедливости ради стоит заметить, что на февральской IT-конференции организованной Goldman Sachs, Тим Кук говорил о том, что его компания внимательно наблюдает за крупными компаниями. Глава Apple заметил, что претендент должен иметь потенциальную полезность для уже имеющихся или разрабатываемых продуктов компании. Однако совершать поглощение ради поглощения нет никакого смысла.
Я уверен: так же считает и Джон Скалли, тем не менее бывший глава Apple забывает о том, что взор Apple направлен в первую очередь на интеллектуальную собственность — талантливых работников поглощаемых компаний. Небольшие приобретения принесут больше пользы для более широкого списка продуктов. В то время как одна большая компания, например тот же eBay, не сможет развивать больше одного направления.
Это и объясняет низкую активность Apple в отношении больших компаний. Возможно именно отсутствие грамотного подхода к организации финансовой деятельности помешали Джону Скалли вырастить из Apple многомиллиардную корпорацию. Однако упущенные возможности не возвращаются. Так или иначе, давать советы в его положении я бы не стал.