Группа «М.Видео-Эльдорадо» бьёт тревогу: летом её юристы обратились в МВД и Следственный комитет по Самарской области с просьбой возбудить уголовные дела в отношении недобросовестных покупателей, которые приобретают товары, намеренно портят их, а затем через суды взыскивают огромные суммы. Теперь из этих ведомств приходят отказные материалы — дела не возбуждают, организаторы схемы остаются безнаказанными.
Схема работает следующим образом: покупатель приобретает дорогостоящий товар, спустя некоторое время возвращается в магазин с документом, из которого следует, что товар оказался бракованным, он обратился в экспертизу, которая это подтвердила, и теперь он хочет, чтобы ему вернули стоимость товара, возместили расходы на экспертизу и юристов, а также компенсировали моральные страдания. В случае отказа он подаёт иск в суд, юридические расходы увеличиваются, появляется неустойка и штраф в размере 50% от присуженной суммы.
С аналогичным поведением покупателей столкнулись и другие компании, в том числе DNS, Restore, МТС, «Мегафон», «Билайн», «Ситилинк», «Марвел-Дистрибуция». Они тоже получают от полиции отказы в возбуждении уголовных дел. По словам представителей «Ситилинка», еженедельно к ним поступают обращения физлиц с заключениями от подставных экспертных компаний, суммы выдвинутых требований в основном превышают 150 тысяч рублей.
Торговые сети попросили профильные ведомства обратить внимание на эту проблему. Они считают, что судам следует пересмотреть критерии к экспертам, чьё мнение может учитываться при вынесении судебных решений.