Продукты и сервисы Яндекса мне нравятся. Постоянно в ходу Карты, Навигатор, Метро, изредка Электрички, по работе езжу на Такси с корпоративным тарифом и со скидкой по «Плюсу» для личных дел, а еще есть подписка на Музыку, рекомендательные алгоритмы и ежедневные плейлисты которой мне понравились так сильно, что я без особых раздумий перестал платить за Apple Music. Яндекс.Станция как продукт мне тоже нравится, она стоит у нас в офисе и частенько играет фоном какую-то музыку. Впрочем, все мое лояльное отношение к Яндексу меняется, как только речь заходит о партнерских продуктах.
Например, я уже писал текст про детские часы Elari, которые откровенно плохо справляются со своими обязанностями и дают отвратительный пользовательский опыт. Домашние мини-колонки с Алисой мне тоже не очень понравились. Их главная проблема была в том, что Яндекс со своей стороны хотел переложить разработку, производство и дистрибуцию продуктов на партнеров и в то же время предложить пользователям доступную точку входа в домашние голосовые технологии. Вроде бы идея неплохая, но Станция и доступные модели мини-ассистентов абсолютно не смотрятся вместе.
Над флагманской колонкой Яндекса работала хорошая дизайн-студия, так что у нее получился достаточно дорогой, осмысленный и качественный экстерьер, если оценивать его в целом, а не с позиции личного вкуса отдельно взятых пользователей. В то же время поставить эту колонку в каждую комнату будет непрактично, так что покупатели закономерно хотели бы получить компаньонов в мини-формате, но с условием, что они подходили бы к основному продукту по дизайну, статусу и функциональности. Увы, этого нет. Я продолжаю пребывать в уверенности, что лучший подход к этому классу продуктов демонстрирует Google. Они сделали большую, среднюю и маленькую колонки с ассистентом для того, чтобы покупатели могли взять нужную комбинацию в зависимости от особенностей помещений и задач, а параллельно с этим Google предоставила производителям возможность выпускать альтернативные решения в разных ценовых диапазонах.
Если брать набор колонок с Алисой — Станцию, мини-версии и новую беспроводную модель от Elari — получится зоопарк дизайнов, используемых цветов и материалов, а еще значительные отличия в качестве звука. К тому же, партнерские продукты, в отличие от образцовой станции, не всегда хорошо показывают себя с точки зрения соотношения цены и качества. Особенно заметно это на примере Elari, которые из-за надписи «первая в мире беспроводная колонка с Алисой» продают SmartBeat намного дороже, чем это стоило бы делать. Рассказываем, что это за акустика и чем она интересна.
Технические характеристики Elari SmartBeat
Динамик: моно, 52 мм
Мощность: 5 Вт
Диапазон воспроизводимых частот: 40 Гц-18 КГц, SPL 71 дБ (±3 дБ)
Всенаправленный блок из 4 микрофонов с радиусом действия до 6 м
Поддерживаемые кодеки: AAC, SBC
Подключение: Wi-Fi 802.11 b/g/n, Bluetooth 4.2, AUXАккумулятор: 3200 мАч
Время автономной работы: до 8 часов
Габариты: 84 х 84 х 150 мм
Вес: 415 г
Цена: 5990 рублей
Первая проблема Elari SmartBeat становится заметна уже по списку технических характеристик. Если оставить за скобками ее смарт-функции за счет Алисы и говорить только о качестве звука и функциональности, связанной с прослушиванием музыки, эта колонка будет прямым конкурентом продуктов с Алиэкспресс в ценовом диапазоне от полутора до двух тысяч рублей. Именно столько просят там за портативные акустические системы с одним динамиком и мощностью 5 Вт. Если же ориентироваться на стоимость SmartBeat, она играет в одной лиге с такими продуктами как Flip 4 и Charge 3 от JBL, Sony SRS-XB21 и SRS-XB30, Xiaomi Velev V03 и Jawbone Mini Jambox. Нужно ли говорить, что в плане качества звука они все находятся далеко впереди продукта Elari?
Вторая проблема касается дизайна. Если с качеством звука не вышло, то может быть Elari SmartBeat хотя бы выглядит и ощущается дорогой и стильной штучкой? К сожалению нет. Колонка получила корпус из обычного и самого дешевого пластика, а также тканевую сетку. С задней стороны корпуса получился довольно заметный выпуклый шов, который, ко всему прочему, расположен не по центру и не совпадает с выемкой для подключения зарядного кабеля microUSB и портом 3.5 мм.
Что касается смарт-функций, Elari SmartBeat работает также, как и домашние колонки с Алисой. Для создания пары нужно установить приложение «Яндекс» на смартфон и выбрать SmartBeat в списке доступных устройств. Смартфон при этом проиграет громкий и довольно неприятный звук, а колонка его выслушает и таким образом получит пароль от домашней сети Wi-Fi и сможет создать пару с устройством. Возможно, после этого придется какое-то время подождать обновления программного обеспечения колонки — и можно начать пользоваться. Приятный бонус — покупатели колонки получат три месяца подписки на «Плюс».
Алиса в Elari SmartBeat работает как положено, к этому не придраться. Микрофоны достаточно чувствительные, чтобы слышать команды из любой части комнаты, ассистентка охотно отвечает на вопросы о погоде, ситуации на дорогах, включает музыку, подсказывает информацию по запросам пользователей, готова пошутить, поболтать, сыграть во что-нибудь и даже рассказать сказку. Именно в плане пользовательского взаимодействия Алиса нравится мне больше всех прочих ассистентов из-за того, что умеет демонстрировать характер, может забавно отвечать на вопросы, прекрасно справляется с моей любимой музыкальной командой «Включи что-нибудь!» и постоянно получает новые навыки. В общем, с этим порядок. Единственное, стоит учитывать, что Алисе обязательно требуется подключение к домашней сети Wi-Fi. Решите взять Elari SmartBeat в парк, на загородный пикник или на дачу — будьте готовы к тому, что умная колонка станет обычной беспроводной. Слушать музыку придется со смартфона, подключая его по Bluetooth или AUX.
В итоге впечатление от Elari SmartBeat у меня неоднозначное. С одной стороны это действительно уникальное решение по интеграции виртуального ассистента в портативный формат колонки и производитель имеет полное право выставлять за это завышенную цену (кроме того, нельзя забывать, что помимо дополнительных микрофонов, внутри стоит модуль Wi-Fi и процессор). Но в то же время расстраивает, что при достаточно высокой цене у SmartBeat качество звука и дизайн на уровне самых дешевых китайских колонок. Вероятно, Яндексу все-таки стоило бы выпустить полный набор референсных моделей, которые бы задавали тон остальным производителям и служили бы образцом для подражания, а уж потом начинать партнерские отношения с производством альтернативных моделей, которые могли бы существовать в других ценовых сегментах и предлагали бы разные дизайнерские концепции.