Если внимательно посмотреть на витрину онлайн-магазина Amazon в США, то можно увидеть, что среди 20 самых продаваемых ноутбуков целых 7 позиций принадлежат компьютерам под управлением Chrome OS, причем 5 из них находятся в Топ-10. Пока аналитики всех мастей закапывают Хромбуки, эта платформа продолжает активно развиваться в Америке, демонстрируя стабильный рост доли на рынке. Дешевые, надежные и быстрые – эти компьютеры находят применение в образовании, бизнесе и личных целях.
Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в России 70% граждан в возрасте от 18 лет и старше пользуются Интернетом ежедневно. Это 104 млн. человек, что является крупнейшим показателем в Европе и четвертым в мире – больше только в Индии (137 млн.), США (285 млн.) и Китае (538 млн.). Казалось бы, Россия – идеальный рынок для развития Chrome OS, но у нас эта платформа так и не взлетела.
И это странно. В текущей экономической ситуации, когда все привыкли, что за ноутбук Apple заплатить больше 100 тысяч рублей – это нормально, Chrome OS могла бы занять свое место на рынке. Ноутбуки на этой ОС обычно существенно дешевле своих Windows-аналогов, не говоря уже о компьютерах под управлением macOS, и могут похвастаться скоростью и стабильной работой, интересным внешнем видом, автономностью и продолжительной поддержкой со стороны Google.
Для комфортной работы на Chrome OS жизненно необходимо качественное интернет-соединение. Но и с этим проблем у нас в России особо нет. По количеству публичных Wi-Fi сетей наша страна занимает лидирующее место в мире. Например, ни в одном городе мира нет такого высокосортного Интернета в подземке, как в московском метро. Мобильный Интернет тоже дешевый и быстрый, если, конечно, он работает, а с этим у наших операторов бывают накладки. К Чемпионату мира по футболу в России запустят мобильные сети пятого поколения. Мы станем одной из первых стран в мире, где внедрят эту технологию.
Я сам лично пользуюсь Chromebook Pixel 2013 года. И я никогда не испытывал проблем с тем, чтобы выйти с него в сеть. И вообще, я безумно люблю этот компьютер. Ему уже почти четыре года, но единственное проявление его возраста – износившийся аккумулятор, который уже не держит заряд, как раньше. Pixel – мой незаменимый помощник в полевых условиях. Этот ноутбук не может заменить мне основной компьютер, так как я пользуюсь программами для монтажа звука и видео, 3D-моделирования и другими ресурсоёмкими приложениями, которых просто нет под Chrome OS. Но для таких задач как набор текста, работа с почтой и развлечения в девяти случаях из десяти я выбираю Pixel, а не свой Windows-компьютер.
Chrome OS закрывает процентов 90 потребностей обычного среднестатистического пользователя, а Google постоянно обновляет систему, добавляя новые возможности. Самое главное, что Хромбуки – это очень простые устройства. Не надо никаких особых знаний, чтобы начать их использовать. Строго говоря, переход с Windows на Chrome OS проходит намного мягче, чем с Windows на macOS или обратно. Именно поэтому Хромбуки пользуются таким успехом в США. Люди в возрастном промежутке 30-50 лет покупают их своим детям и родителям, зная, что никаких проблем в освоении этих компьютеров у них не будет.
В России хромбуки – по-прежнему экзотика. В какой-то момент все крупные производители активно ввозили их на наш рынок, но их продажи не оказались хоть сколько бы значимым, и теперь найти компьютер под управлением Chrome OS в магазине – задача почти нереальная. Больше всех для продвижения Chromebook в России сделала компания Acer, но и она сегодня не видит причин возобновлять поставки этих компьютеров.
"Не смотря на то, что хромбуки Acer занимали львиную долю продаж на российском рынке в своем сегменте, объем продаж все равно существенно уступал рынку на Windows. И в текущих условиях, когда рынок ПК в стране сокращается, мы не видим целесообразности в том, чтобы привозить все еще «экзотические» продукты. При этом, учитывая эволюцию экосистемы Хромбуков и те перспективы, которые открываются при полноценной миграции приложений из Android в Chrome, мы не исключаем, что в будущем все же привезем Хромбуки снова на рынок. Тем более, что эта линейка постоянно развивается и выходят новые интересные модели, включая недавний трансформер на Chrome, которые мы представили на IFA."– Дмитрий Кравченко, генеральный директор Acer в России.
Приглядывая замену своему Chromebook Pixel 2013, я посматривал в сторону Chromebook 13 от HP, который относится к компьютерам премиум-класса, сочетая в себе корпус из металла, сенсорный дисплей высокого разрешения и два разъема USB Type-C. В Америке за такой ноутбук просят 500 долларов, и он является достойной альтернативой MacBook 12, который стоит в два раза дороже. Но, увы, везти в Россию дорогие Хромбуки никто не будет, а доставка такого устройства почтой – дело рискованное.
Сегмент устройств на операционной системе Chrome в России занимает около 1% рынка ноутбуков. На текущий момент мы не видим тенденции к росту и дальнейшей перспективы развития данного сегмента. Российские потребители довольно требовательно относятся к выбору устройства и хотят получить максимум функциональности и практичности, не превышая определённый ценовой порог.
"В сегменте до 25 тысячи рублей существует большой выбор различных устройств с более широким функционалом. В прошлом компания HP уже привозила Chromebook в Россию в 14-ти дюймовом исполнении. К сожалению, данный продукт не выдержал конкуренции со стороны устройств на Windows, и путем естественного отбора покинул отечественный рынок. На текущий момент не планируется ввозить продукт в Россию, но мы не закрываем для себя эту возможность, так как продукт довольно интересный как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения и цены, но его работа крайне зависима от наличия подключения к интернету."
– Ирина Кукина, менеджер по развитию категории потребительских ПК в регионе Центральной и Восточной Европы, HP.
Сегодня Chrome OS официально в России мертва. В интернет-магазинах Связного, М.Видео, Медиа Маркт невозможно купить компьютер под управлением этой ОС, а на сайтах производителей в лучшем случае можно найти только общую информацию об устройствах, без подробностей о том, где их можно приобрести.
Виновата в этом Google, которая на российском рынке проводит очень скромную деятельность по продвижению своих продуктов. Компания в свое время рекламировала Google Chrome по телевизору, что в конченом счете оказало воздействие на расклад сил на рынке поисковых систем в России, где Яндекс постепенно сдает позиции. Почему было не провести подобную активность в отношении Chrome OS – загадка.
Другая проблема – непростая экономическая ситуация в стране, которая отразилась на рынке персональных компьютеров. Например, Samsung полностью отказался от идеи продавать свои компьютеры у нас в стране, а в модельном ряде компании есть и несколько неплохих Хромбуков. В таких условиях вероятность того, что человек рискнет попробовать Chrome OS вкладывая в компьютер деньги – крайне мала. Но, возможно, ситуация изменится с появлением в Chrome OS приложений с Android. Правда, Google не спешит с разворачиванием этой функциональности на всей платформе, тестируя её только на нескольких конкретных устройствах.