24 ноября бурное обсуждение вызвало прекращение сотрудничества компании Explay с Яндексом, продолжавшееся с 2012 года, когда мобильные телефоны выпускались в России с широким набором предустановленных приложений и сервисом отечественного поисковика. Производитель получал от Яндекса пакет софта, включающий Карты, Навигатор, Такси, Почту, Поиск и другие сервисы, при этом виджеты основных сервисов выводились на первый экран устройств. Яндекс помогал Explay привлекать российских пользователей и делился доходами от рекламы в мобильном поиске.
С сентября 2014 года во всех новых моделях Explay на Android больше нет предустановленных сервисов Яндекса, несмотря на длительную историю плодотворного сотрудничества между компаниями. По всей видимости, эта ситуация связана с переключением Explay на выпуск телефонов на базе пакета приложений Google Mobile Services (включающим магазин Google Play). Однако ситуация выглядит так, будто для Explay эта мера является вынужденной и связана с навязанным запретом сотрудничества и предустановки сервисов Яндекса. Эта ситуация укладывается в тенденцию последних лет, в рамках которой компания Google последовательно усложняет распространение поисковых и иных сервисов от конкурирующих компаний. В настоящий момент, по данным J'son and Partners Consulting, на долю Explay приходится около 7% всех продаж смартфонов на Android в России.
Ася Мелкумова, пресс-секретарь Яндекса
Исчезновение из устройств Explay не отразится на доле Яндекса в мобильном поиске, — уверены в российской компании, — Все дело в том, что Яндекс не является поиском по умолчанию на большинстве устройств на базе Android, однако пользователи выбирают его самостоятельно. При этом доля на Android в России, по внутренним оценкам Яндекса, составляет 47%. Определенные изменения могут последовать, однако в Яндексе не ждут существенного влияния, поскольку Explay представляли лишь 7% всех продаж смартфонов на Android в нашей стране. К тому же, что действующие соглашения у Яндекса остаются с Lenovo и Huawei, а также различные приложения предустановлены в смартфоны Samsung в зависимости от модели, брендированные устройства Мегафон и МТС. В этой ситуации представителей компании больше беспокоит факт того, что производители устройств и пользователи оказываются столь существенно ограничены в выборе используемых и предустанавливаемых сервисов. Это подрывает честную конкуренцию на рынке и ведет к общему снижению качества и разнообразия мобильных сервисов, что вредит конечному пользователю.
Как известно, Google не разрешает пользователям самостоятельно устанавливать магазин приложений Google Play на приобретенное устройство, в индивидуальном порядке лицензируя его непосредственно производителям. При этом, получив Google Play, производители также обязаны установить обширный пакет приложений Google (включающий почту Gmail, карты, браузер Chrome, YouTube и др.), служебных сервисов Google (например, сервисы, отвечающие за определение местоположения или осуществление покупок внутри приложений), устанавливать поиск Google по умолчанию, а также разместить весь предустановленный пакет софта на первом экране с наилучшим расположением. Это ограничение существует давно, однако информация о прямом и полном запрете предустановки любых сервисов конкурентов, раньше была на уровне слухов. Кстати, этого условия нет в в стандартах Open Mobile Alliance, так что часть переговоров между Google и каждым производителем смартфонов в отдельности остается тайной. Лишь время от времени всплывает информация о монополии и строгости американской компании.
Компании, получившие GMS лицензию, принимают на себя обязательство не производить телефоны с конфигурациями программного обеспечения, которые Google по своему усмотрению считает несовместимыми с Android. Среди целого ряда случае известна ситуация с Acer, которая была вынуждена отказаться от планов выпуска устройств для Alibaba, а также проблема с создателями геолокационного сервиса Skyhook, использование которого в телефонах Motorola и Samsung также запретил Google. Таким образом, «несовместимыми» оказываются практически все разновидности Android, которые не включают GMS. В итоге крупнейшие компании, например, Amazon и Яндекс могут пойти на крайние меры и сделать свою версию Android без сервисов Google – Fire OS и Яндекс.Кит. Однако в этом случае им приходится самостоятельно разрабатывать магазин приложений, необходимый минимум софта и даже обеспечивать работу некоторых важных системных процессов. Далеко не все производители могут позволить себе проделать такую работу, намного проще стараться соответствовать всем жестким требованиям Google по лицензированию GMS.
Учитывая вышесказанное, начинаешь понимать, что Android не такая уж бесплатная и открытая операционная система, как принято думать, если речь идет о ней в привычном конечному покупателю виде. По-настоящему открытыми остаются лишь базовые составляющие Android, которых недостаточно для обеспечения работоспособности мобильных устройств без значительных временных и финансовых вложений в разработку недостающих компонентов. А чтобы иметь полноценный доступ к Google Mobile Services, производители вынуждены не мешать американской компании получать прибыль на рынке мобильной рекламы за счет активного продвижения сервисов в смартфонах и планшетах.