Генеральный директор компании «Яндекс» Аркадий Волож заявил, что он поддерживает проведение антимонопольной проверки в отношении Google. По мнению Воложа, Google использует нечестные приемы в конкурентной борьбе. Он сравнил Google с корпорацией Microsoft десять лет назад, когда та разными способами препятствовала установке в Windows браузеров сторонних разработчиков. Тогда антимонопольные органы обязали Microsoft отказаться от этой практики и предоставить пользователям возможность выбирать браузер, который будет открывать веб-страницы по умолчанию.
По данным LiveInternet, в этом году доля поисковика «Яндекса» сократилась с 62 до 60%, в то время как доля Google выросла с 27 до 31%. Поиск Google установлен в качестве основного в Chrome, в самом популярном десктопном браузере в России. Пользователи могут зайти в настройки программы и сменить поисковик, но большинство из них этого не делают. Доля Яндекс.Браузера в России мала — всего 7%, и его пользователи тоже редко меняют поисковик «Яндекса» на другой. С начала этого года версия Chrome для Windows начала периодически предлагать пользователям сбросить настройки браузера в значение «по умолчанию». По словам Google, этот шаг связан с борьбой с программами, которые меняют настройки браузера тайком от пользователя, но в «Яндексе» считают, что тем самым интернет-гигант старается отнять часть аудитории у альтернативных поисковых систем.
Падение поисковой доли «Яндекса» также связано с ростом продаж смартфонов на базе Android, где поиск Google установлен по умолчанию и поменять его на другой относительно сложно. Конечно, пользователи могут скачать приложение, которое добавит на стартовый экран поисковую строку «Яндекса», или установить Яндекс.Браузер, но для этого требуются определенные действия. Google заключает с производителями соглашение, где строго прописано, какие приложения и сервисы должны быть предустановлены на выпускаемых устройствах. Сейчас Еврокомиссия занимается изучением этих документов и выясняет, не нарушают ли они антимонопольное законодательство. «Яндекс» выступит в расследовании ЕС в качестве свидетеля и предоставит документы, которые говорят о нарушениях со стороны Google. По словам Воложа, попытки Google монополизировать рынок мешают появлению новых стартапов, приложений и интернет-сервисов в разных сферах.
Стоит заметить, что «Яндекс» стремится захватить и удержать рынок даже более агрессивно, чем Google. Все сервисы компании привязываются к аккаунту «Яндекса», а некоторые мобильные приложения маскируются под дефолтные. Например, после установки «Яндекс.Музыка», «Яндекс.Диск», «Яндекс.Поиск», «Яндекс.Почта», «Яндекс.Карты» отображаются в списке приложений как «Музыка», «Диск», «Поиск», «Почта» и «Карты», из-за чего их можно ошибочно принять за стандартные, предустановленные производителем.