Во второй половине двухтысячных все гики мечтали о красивой и удобной оболочке Sense дорогущих коммуникаторов HTC, а энтузиасты старались портировать ее на аппараты подешевле. С модели Diamond девушки начали приглядываться к смартфонам и охотно покупать себе такие громоздкие, сложные и непривычные в обращении штуки. HTC HD 2 был лучшим устройством на Windows Mobile и, кажется, смартфоном с самым долгим жизненным циклом. Что на него только не портировали: Android до версии 5.0, Windows Phone, Ubuntu, даже редкие MeeGo и Firefox OS. Потом в портфолио HTC появился Dream — первый смартфон под управлением Android, вскоре вышел необычный Legend, успешное сотрудничество с Google родило один из аппаратов линейки Nexus, а пик популярности тайваньского производителя пришелся на первый HTC One M7.
Металлический красавец с мощной начинкой стал вершиной инженерного и дизайнерского мастерства тайваньской компании, он собирал многочисленные похвалы журналистов и восторги покупателей, искренне желавших его приобрести. На тот момент конкурентов первому HTC One по очень многим параметрам было крайне мало, и он на равных соперничал с самыми дорогими и желанными смартфонами на рынке. Это был не первый громкий успех HTC, но он точно стал последним.
Вскоре после HTC One премиальные материалы корпуса начали смещаться в средний и даже начальный ценовой сегмент, дизайн смартфонов даже у B-брендов становился все лучше, производительность новых середнячков и бюджетников начала догонять недавние флагманы, а все плюсы фирменных оболочек производителей перечеркивало время ожидания последующих обновлений. Настали времена, когда только лишь мощной начинки и металлического корпуса стало недостаточно, чтобы привлечь покупателей. Инженеры и дизайнеры HTC так и не смогли придумать ничего стоящего. Первые сделали ставку на бестолковую технологию камер UltraPixel, которая так и не дала мощного прироста качества, зато снизила разрешение снимков до неприлично низких значений. Вторые подумали, что стратегия iPhone запросто сработает с HTC и несколько лет подряд выпускали почти одинаковые смартфоны, которые быстро надоели покупателям и слились в серую массу.
Тем временем другие компании на рынке мобильных устройств не теряли времени даром. Samsung сделала мощнейший ребрендинг линейки Galaxy S и выпустила потрясающе красивые и функциональные флагманы, LG круто выстрелила «кожаными» смартфонами G4 и «оружейным» V10 с двумя экранами (впрочем, уже спустя год G5 и V20 оказались полным провалом), Huawei вырвалась в лидеры рынка и сделала отличные предложения во всех ценовых сегментах. Китай тоже не отстает, и топовые смартфоны OnePlus, Meizu, Xiaomi не уступают флагманам HTC при значительно меньшей стоимости. В 2016 году HTC 10 вроде бы получился очень неплохим, но за предшествующие годы неверных решений покупатели окончательно утратили интерес к этому производителю. Я еще ни разу не видел человека с этим смартфоном.
Про недорогую линейку HTC Desire даже рассказывать не хочется. На каждый смартфон этой серии 2015-2017 года приходится по несколько устройств других производителей, предлагающих более интересный дизайн, материалы корпуса, функциональность, производительность и качество съемки за такие же, а порой даже меньшие деньги. Купить HTC Desire сейчас может лишь человек, далекий от технологий и не желающий хотя бы поверхностно изучить ассортимент актуальных устройств в поисках лучшего предложения. Сама компания HTC, кажется, уже махнула рукой на смартфонный бизнес: презентации новых устройств лишены огонька и изюминки, нет внятной маркетинговой и PR-кампании, а все силы явно брошены на подразделение виртуальной реальности HTC Vive.
Вырвавшись из низшей касты OEM-производителей, которые делают телефоны по заказу других компаний и ставят на них чужие логотипы, HTC прошла яркий путь к славе. К сожалению, он был очень недолгим и смартфоны этого бренда так и не смогли занять ни одну существующую нишу. Музыкальный Sensation XL не предложил покупателям ничего интересного кроме лого Beats, ультрапиксели в HTC One M7 не сделали его камерофоном, застой в экстерьере HTC One M8 и M9 поставили крест на дизайне, вся линейка Desire проиграла суб-флагманам и середнячкам других производителей. Получается, ниши для HTC так и не нашлось, а лучшее, на что она сейчас способна — сделать Google Pixel и начать путь обратно к статусу OEM-производителя.
Кстати, на CES 2017 компания HTC все-таки представила новые флагманы HTC U Ultra и HTC U Play, но все их идеи вторичны и спорны. Тонкая полоска второго экрана, расположенного над основным, уже показала свою нежизнеспособность в смартфонах LG. Хрупкие и маркие стеклянные корпуса постепенно исчезают с рынка смартфонов, но HTC после металла делает ставку именно на этот материал. Искусственный интеллект и машинное обучение не могут довести до ума даже самые могущественные и богатые технологические компании, а их продукты еще очень далеки от того, что можно назвать массовыми потребительскими продуктами. В ответ на это HTC анонсирует самообучаемый Sense Companion, а мы задаемся вопросом хватит ли у нее денег, сил и специалистов на развитие этого ассистента.
За последние три года компания потеряла все, к чему шла предыдущие десять лет. У бренда HTC больше нет своего места на рынке смартфонов.