На международной выставке электроники IFA 2018 в Берлине компания Sony представила свой новый флагман Xperia XZ3. Смартфон получил OLED-экран, топовые характеристики, заметно улучшенную камеру и необычную систему управления (обо всем этом мы уже рассказывали в материале с выставки), а в России оформившие предзаказ покупатели получат его в комплекте с PlayStation 4. По случаю запуска нам удалось встретиться с Лижима Йошимун, руководителем подразделение дизайна Sony Mobile и поговорить о продуктах настоящего и трендах ближайшего будущего.
Артур Сотников: В последнее время активно обсуждается жизненный цикл смартфонов и разумная периодичность замены флагманов. От поколения к поколению разница между моделями становится все менее заметна и в плане технических характеристик, и в плане дизайна — устройствам становится все сложнее мотивировать покупателей к частой замене. Видите ли вы в этом проблему и как планируете с этим бороться?
Лижима Йошимун: Действительно, при выпуске новых устройств с периодичностью раз в полгода или раз в год становится все сложнее предлагать покупателям радикальные изменения. Как дизайнеры, мы стараемся всегда привносить в продукты что-то новое. Например, в последнем поколении Xperia XZ3 это увеличение количества плавных изгибов корпуса и новые цвета, которые мы тщательно подбирали.
Артур Сотников: Кстати, мне всегда нравились цветные смартфоны. Расскажите, почему в этом году флагманы именно таких оттенков красного и зеленого? Стоит ли за этим какая-то история или это просто красивые цвета?
Лижима Йошимун: Выбор цветовых решений всегда начинается с маркетинговых исследований того, какие оттенки будут пользоваться популярностью. На основе полученных данных мы подбираем оптимальные варианты, которые пользовались бы спросом и у мужчин, и у женщин. В текущей линейке есть два классических цвета (белый и черный) и два новых цвета — красный и зеленый, которые создают баланс.
Артур Сотников: Расскажите о выборе цветов в целом. На что вы ориентируетесь в работе: может быть отсматриваете цвета года Pantone, следите за трендами модных домов или находите какие-то ещё ориентиры?
Лижима Йошимун: На самом деле мы учитываем все эти тенденции. Кроме Pantone мы получаем данные от исследовательских агентств и институтов, проводим собственные исследования. Все данные мы анализируем и систематизируем данные, потому что всегда есть сложность в восприятии цветовых решений у разных типов продукта. Например, в одежде может быть популярен оранжевый, но это совсем не означает, что покупатель захочет смартфон такого же цвета как вещи из его гардероба.
Артур Сотников: Какой ваш любимый цвет среди всех когда-либо использованных в смартфонах Sony?
Лижима Йошимун: Лично мне всегда нравился насыщенный фиолетовый в Xperia Z.
Артур Сотников: Поскольку мы коснулись темы моды, спрошу насчет коллабораций. Сотрудничество брендов постепенно появляется в IT-продуктах, например, Apple и Hermes, Huawei и Porsches Design, Xiaomi и Phillip Stark. Что об этом думают в Sony? Насколько вам может быть интересно сотрудничество с какими-то известными марками?
Лижима Йошимун: К сожалению, я не могу это комментировать. Сейчас мы находимся на этапе переговоров с известными брендами и не может раскрывать информацию.
Артур Сотников: А если бы лично вам предложили выбрать любой известный бренд или популярного человека для сотрудничества в работе над очередным смартфоном — кто бы это был и почему?
Лижима Йошимун: Это был бы Сид Мид (индустриальный дизайнер и визуальный футурист, известен работами для научно-фантастических фильмов, таких как Бегущий по лезвию и Трон — прим. ред.) Это моя мечта!
Артур Сотников: Давайте вернемся к главному герою нашей беседы. Какую технологию, функцию или особенность Xperia XZ3 вы считаете самой важной — такой, чтобы можно было сказать: «Вот, именно это олицетворяет дух Xperia»?
Лижима Йошимун: Я думаю, это пользовательский опыт в целом. Я бы выделил то, насколько смартфон комфортный в использовании и как сочетает в себе дизайн, размеры, технологии. Мне кажется, он максимально приближен к человеку.
Артур Сотников: Давайте поговорим о пользовательском опыте. Мне нравится дизайн Xperia XZ3 , нравится держать его в руке, но есть один важный нюанс — его невозможно носить в кармане. Когда я в брюках или спортивных штанах, либо в джинсах закидываю ногу смартфон очень часто начинает выскальзывать из-за изгиба стеклянной задней панели. Кстати, эта проблема также касается XZ2 и XZ2 Premium. Что это, осознанный компромисс ради экстерьера и тактильных ощущений или просчет из-за недостаточного тестирования?
Лижима Йошимун: Вы обозначили очень интересную проблему. В первую очередь мы ориентировались на дизайн — то, как смартфон будет ощущаться, выглядеть и какие эмоции сможет вызывать. Бывает трудно найти правильный баланс для всех, кто привык носить смартфон в сумке, в кармане или в руке. В работе над Xperia XZ3 мы сделали ставку на ощущения. Нам очень неудобно, если из-за этого будут происходить какие-то инциденты и мы хотели бы заранее принести извинения. Кроме того, мы обязательно учтем ваши комментарии при работе над смартфоном следующего поколения.
Артур Сотников: Кстати, о следующих поколениях. У Sony в целом есть огромное количество инновационных продуктов, которые больше не делает ни одна компания. Например OLED телевизор Bravia с динамиками в экране, робот Aibo, единственные в своем роде Xperia Ear Duo, Xperia Touch, Xperia Assistant, до недавнего времени не было конкурентов у линейки камер A7. Нет ли у вас ощущения, что на фоне всего этого смартфоны Xperia кажутся консервативными и смотрятся как сильные устройства сегодняшнего дня, но не продукты будущего.
Лижима Йошимун: Если говорить начистоту, сейчас очень многие смартфоны стали похожими друг на друга. Это реальность, с которой сложно бороться. Учитывая то, к чему мы пришли в ходе эволюции этих продуктов остается не так много вещей, которые может менять, и в которых дизайнеры могут выражать свою индивидуальность. В случае с Xperia XZ3 очень многое мы вложили в цвет, чтобы выделить его среди прочих устройств, а функционально — в качество изображения, использовав технологии Bravia.
Артур Сотников: А что вы думаете насчет появления или подготовки к запуску смартфонов с популярными форм-факторами прошлого. Например, Samsung обещает раскладушку с гибким дисплеем, китайские бренды активно экспериментируют с механизмом слайдера в безрамочных смартфонах. Есть ли по вашему мнению в этом смысл и могут ли такие форматы стать распространёнными и востребованными?
Лижима Йошимун: Мы постоянно рассматриваем разные варианты и концепции, в том числе обращаемся к опыту прошлого. Когда появляется какой-то интересный дизайн, мы всегда задаемся вопросом, зачем он необходим и в чем заключается его ценность. В настоящий момент мы считаем правильным развивать направление моноблоков и каких-то радикальных смен концепции не планируем. В то же время мы держим руку на пульсе и готовы к изменениям, если этого потребуют тренды и наши пользователи.
Артур Сотников: Что вы думаете насчет идеи смартфона вообще без разъемов? Многие уже отказались от проводного подключения наушников, используют беспроводную зарядку, а в случае с Sony и Samsung еще и быструю. Нет ли в планах Sony полностью отказаться от разъемов и оставить только скрытый сервисный порт?
Лижима Йошимун: С точки зрения продуктового дизайна отсутствие разъема — идеальный вариант, но мы считаем что говорить об этом пока рано. Пока слишком большой процент людей не готовы к такому радикальному изменению и нам хотелось бы соблюдать баланс между нашими желаниями с точки зрения дизайна и ожиданиями покупателей. Должно пройти еще сколько-то времени, прежде чем пользователи будут готовы к полностью беспроводным устройствам.
Артур Сотников: Представьте себе ситуацию, что руководство Sony решило запустить новый бренд смартфонов. Вам предлагают сделать с чистого листа продукт, у которого не будет наследия прошлых моделей, не будет гайдлайнов, корпоративной стратегии и ожиданий пользователей — абсолютно все в ваших руках. Каким будет этот смартфон?
Лижима Йошимун: Очень интересный вопрос. Наверное, это будет не моноблок. Если представить, что мои возможности не ограниченны, я бы сделал продукт будущего, который мог бы управляться силой мысли и использовал контактные линзы. Скорее всего, я бы создавал не смартфон как таковой, а фундаментально новый способ взаимодействия и передачи информации.
Артур Сотников: Интересная позиция для продуктового дизайнера. Я скорее ждал обращения к прошлому (например, работы Дитера Рамса из Braun), чем настолько радикальный взгляд в будущее. Вам не жалко было бы отказаться от осязаемого дизайна?
Лижима Йошимун: Думаю, нас ждут очень большие изменения и совершенно новые стандарты. Рано или поздно физический продукт перестанет существовать. Мне кажется, нужно быть готовым меняться в этом же направлении, а не держаться только за опыт прошлого.