Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин обратил внимание на снижение продаж смартфонов Meizu. По его мнению, руководство Meizu допустило несколько ошибок, и с нынешней стратегией компания рискует обанкротиться.
Муртазин пишет, что Meizu делала ставку на качественные смартфоны средней ценовой категории и стремилась довести до совершенства каждое устройство, невзирая на слишком большую себестоимость. Кроме того, добившись определённого успеха в родном Китае, компания начала экспансию в зарубежные страны (в том числе Россию), сосредоточившись в основном на экспорте. В Россия рыночная доля смартфонов Meizu около 1%.
Несколько лет назад Meizu привлекла инвестиции в размере 590 млн долларов от Alibaba Group, получила поддержку на принадлежащих этому холдингу площадках (в том числе AliExpress) и начала продвигать оболочку для Android — YunOS. В какой-то момент Google потребовала от производителей Android-смартфонов соблюдения лицензионных соглашений и запретила устанавливать свои сервисы и приложения на устройства со сторонними оболочками. Одновременно с этим в Китае и других странах ошеломляющими темпами стали увеличиваться продажи смартфонов Huawei и Honor — эти бренды выдавливают с рынка всех, в том числе таких гигантов, как Samsung и Apple.
У Meizu очень слабые собственные производственные мощности. На своей фабрике эта компания изготавливает лишь пробные партии устройств, а массовую сборку заказывает сторонним вендорам. Из-за снижения объёма заказов увеличилась стоимость компонентов и, как следствие, себестоимость устройств, что привело к снижению прибыли.
В настоящее время Meizu, по слухам, планирует привлечь дополнительные инвестиции в размере 100 миллионов долларов. На это у компании, по мнению Муртазина, есть не более 4 месяцев, и сейчас она борется «за сам факт своего существования». Муртазин считает, что Meizu мог бы спасти «Яндекс»:
Почему «Яндекс»? Ответ прост — компании нужны свои устройства, а опыт с Яндекс.Телефоном показывает, что создавать их она не умеет и вряд ли научится в обозримом будущем. Покупка как производства, так и сильного R&D за такие деньги — это легкий способ решить свои проблемы. Но главное, что в России рынок для продуктов Meizu есть, и он большой, проблема в предыдущие годы была только в одном — не было товара в достаточных количествах, поэтому доля колебалась от одного до трех процентов. Поставят товар — и доля растет, не будет товара — и она падает. Ясно, что «Яндекс», скорее всего, не будет инвестировать в Meizu, слишком большая сумма, долго принимаются решения, да и нет людей, что понимают перспективы такого решения, и главное, как его конвертировать в продажи внутри России. С другой стороны, попробую объяснить на счетах — покупка доли в производстве вместе с Alibaba Group с прозрачными параметрами может увеличить капитализацию «Яндекса».
Впрочем, шансы на то, что «Яндекс» решится на такое сотрудничество малы, хотя в долгосрочной перспективе у российской компании возникнет понимание, что ей нужен свой вендор в Китае, резюмирует Муртазин.
Meizu действительно выпускает смартфоны, достойные внимания. Правда, компания воспринимает саму себя в качестве «обкаточной площадки» для технологий, которые в дальнейшем используются другими производителям, и такая стратегия вряд ли поможет ей выбиться в лидеры. Вот как глава российской PR-службы Meizu прокомментировал слух о том, что Meizu собирается выпустить смартфон с прозрачной камерой в экране:
Это достаточно сильно похоже на правду, не секрет, что MEIZU активно использует технологии SAMSUNG (в какой-то мере, MEIZU это обкаточная площадка для того, что появится в топовых самсунг чуть позже). Из последних примеров — сканер отпечатков, который был реализован в MEIZU 16th/16 на базе новейших матриц дисплея от Samsung. Поэтому и то, что именно в мейзу у первых появится технология скрытой в экране фронталки — вполне вероятно. А следом оно выйдет в каком-нить Samsung Note 10.
iGuides в Telegram — t.me/iguides_ru
iGuides в Яндекс.Дзен — zen.yandex.ru/iguides.ru