Сегодня исполняется ровно два года с момента выхода умной колонки Amazon, которая стала настоящей революцией в мире потребительской электроники. Интеграция с голосовым помощником Alexa помогла создать совершенно новый класс устройств домашних помощников, куда устремились и другие технологические компании – например, Google с колонкой Google Home.
Amazon Echo – удивительный продукт. Он немыслим в отрыве от Alexa, а Alexa, хоть и доступна на других устройствах, органично смотрится только на колонке Echo. Пока Apple, Google и Microsoft соревновались друг с другом на мобильном рынке, придумывая нелепые сценарии использования для своих голосовых помощников, Amazon выпустила устройство для центра гостиной. Внезапно оказалось, что это именно то, что было нужно людям.
В чем причины успеха Amazon Echo?Продукт с человеческим лицом
До появления Alexa общение со всеми голосовыми помощниками было очень формальным. Необходимо было четко формировать свой запрос, а обращение к Siri или Cortana заставляло людей даже менять тембр голоса. Колонка Amazon Echo это кардинально изменила. Alexa изначально проектировалась с целью понимать неформальное общение, а то, что колонка Amazon Echo находится в центре дома, помогло пользователям чувствовать себя более раскрепощённо при общении с голосовым ассистентом.
Интеграция с сервисами Amazon
В России трудно понять насколько системообразующей компанией для США и ряда европейских стран является Amazon. Люди покупают там все: от стирального порошка и книжек до одежды и электронных устройств. Возможность попросить Alexa за пару секунд купить нужные вещи, стало для многих решающим фактором, подтолкнувшим к покупке Amazon Echo.
Это просто работает
Каким бы революционным и удобным на бумаге не был бы продукт, если им неудобно пользоваться, то его ждет провал. Колонка Amazon Echo очень просто настраивается, элементарна в работе, а за счет высокочувствительных микрофонов всегда услышит команду пользователя. Это кажется мелочью, но для такого продукта это крайне важно. Представьте, что Alexa не слышала бы команды из-за работающего на фоне телевизора, стиральной машины или других многочисленных домашних звуков? Это бы вызывало раздражение пользователей, которое вылилось бы в негативное отношение к продукту
Открытое API
Amazon – кроссплатформенная компания, которая стремится распространить свои сервисы на всех доступных операционных системах и устройствах. Alexa практически сразу получила API для сторонних разработчиков, которое позволило подключать голосового помощника Amazon к сторонним сервисам, сайтам и даже устройствам. Например, скоро в продажу поступят умные часы coWatch, которые позволят обращаться к Alexa прямо с запястья руки в любом удобном месте.
Что у конкурентов?
Два года на рынке у Amazon Echo просто не было конкурентов. Все технологические компании прозевали рывок Amazon в нишу домашних ассистентов и только сейчас начали двигаться в эту сторону.
Apple играет в долгую. Анонсировав платформу для HomeKit, компания Тима Кука хочет заставить производителей умных ламп, термостатов, дверных замков и прочей интеллектуальной периферии для дома самостоятельно поставить iOS-устройства в центр экосистемы умного дома. Естественно, Siri станет главным инструментам для его управления.
Google традиционно хочет все здесь и сейчас, уже выпустив в продажу устройство Google Home, которое позволяет получить быстрый доступ к голосовому ассистенту Google Assistant, который является будущим поиска Google.
Из большой тройки больше всех сокрушаться по поводу успеха Amazon Echo стоит Microsoft. У компании из Редмонда был серьезный гандикап перед другими – игровые консоли Xbox стояли у миллионов пользователей по всему миру. Выпусти Microsoft чуть раньше ассистента Cortana на свои игровые платформы, именно Xbox мог бы стать центром умного дома. Особенно, если учесть, что у Xbox, в отличии от Google Home и Google Assistant, есть не только уши, но и глаза в виде игрового контроллера Kinnect. У Microsoft были потенциальные возможности в этой сфере, но реализовывать постепенно их начинают только сейчас.
Что дальше?
Amazon удалось то, что не удавалось никому со времен Стива Джобса – создать новый класс потребительских продуктов. Уже сейчас понятно, что Amazon Echo с нами надолго. Это устройство уже вписалось в современную культуру. Достаточно посмотреть популярные западные сериалы. Например, Mr.Robot или Black Miror, где Alexa уже является таким же героем повествования, как обычные люди.
Голосовые помощники уже изменили мир. Например, слепые люди смогли качественно улучшить свой уровень жизни, используя Amazon Echo. Теперь они могут управлять температурой в доме голосом, включать удаленно электронику, управлять дверным замками. Раньше это было сложно делать с подобными ограничениями, а теперь для этих вещей достаточно обратиться к Alexa. И это только начало.
У Amazon на руках есть все козыри, чтобы стать главной компанией на рынке голосовых помощников. Проблема лишь в том, что компании трудно масштабировать свои продукты на другие рынки. В России до сих пор нет сервисов Amazon, и в ближайшем будущем они навряд-ли появятся. Это означает, что покупка Amazon Echo в России до сих бессмысленна.