Практические советы по выбору ОЗУ — DDR3 vs DDR4


Для большинства пользователей выбор ОЗУ сводится к двум правилам — «памяти много не бывает» и «чем больше, тем лучше». Не могу сказать, что эти правила в корне неверны, но все же некоторые нюансы тут есть, о них и поговорим. Рассматривать будем только DDR3 и DDR4: последние процессоры, поддерживающие DDR2 — Intel Core 2 Quad и AMD Turion X2 — находятся лишь на уровне современных Pentium, поэтому ни для каких сложных задач и игр не подходят, а значит про DDR2 можно, наконец, забыть.

Подписаться на iGuides в Telegram, чтобы узнать обо всем первым — t.me/iguides

В чем же разница между DDR3 и DDR4? Оказывается — во многом:
  • DDR3 официально работает на частотах от 1066 до 2400 мгц, DDR4 — от 2133 до 3733 мгц.
  • DDR3 работает на напряжениях 1.25-1.5 В, DDR4 — 1.2 В.
  • DDR3 имеет задержки 9-11 нс, DDR4 — 16-19 нс.
  • DDR4 получила несколько энергосберегающих технологий: если DDR3 получает только одно напряжение Vddr, из которого с помощью внутренних преобразователей получает нужное напряжение, из-за чего идут тепловые потери, то DDR4 сразу получает нужное ей Vpp от внешнего преобразователя. Так же из-за нового интерфейса ввода-вывода больше нет утечек тока на уровне драйверов ячеек памяти. В общем и целом экономия энергии составила 30% — цифра, конечно, внушительная, но ОЗУ никогда не была серьезным потребителем, так что на практике разница будет незначительной.
  • DDR4 может иметь до 16 банков памяти с длиной строки до 512 байт, DDR3 — 8 банков и 2048 байт. В данном случае больший размер строки делает только хуже — между длинными строками переключение идет дольше, как и поиск в них.
  • DDR4 получил новый интерфейс связи с контроллером памяти под названием «Point-to-Point Bus»: один модуль памяти на один канал. В сравнении с DDR3, где интерфейс называется «Multi-Drop Bus» и на один канал может подключаться до двух модулей, мы получаем большую производительность памяти, так как подключение идет параллельно, а не последовательно.
  • DDR4 получил новые механизмы обнаружения и коррекции ошибок — например, функция коррекции промахов, связанных с контролем четности команд и адресов.
Сводная диаграмма, отображающая прогресс памяти от DDR до DDR4:



Как видно новая память получила множество мелких улучшений, однако они не всегда видны на практике, поэтому к вопросам по ней и перейдем:
  • Можно ли вместо планки DDR3 поставить планку DDR4, и наоборот?
    Нет, нельзя, они не совместимы физически — у DDR3 240 контактов, у DDR4 288. Переходников нет.

  • Можно ли поставить вместе планки DDR3 и DDR4?
    Если материнская плата имеет слоты под оба типа то поставить можно, но вместе они не заработают.

  • Будет ли прирост производительности в играх на дискретной видеокарте, если вместо DDR3 поставить DDR4?
    Практически нет — в играх ОЗУ работает своеобразным буфером между диском, GPU и CPU, и с учетом того, что скорости работы видеопамяти и кэша процессора быстрее скоростей работы ОЗУ в несколько десятков раз, то 10-30% разница в скорости работы между DDR3 и DDR4 будет практически незаметна.

  • Будет ли прирост производительности в играх на интегрированной видеокарте, если вместо DDR3 поставить DDR4?
    Будет, но крайне незначительный — для быстрой работы ОЗУ как видеопамяти нужны как можно меньшие задержки, и если в случае с DDR3 они находятся на уровне 9-11 нс, то у DDR4 они 16-19 нс, и это практически нивелирует разницу в частоте — итоговый прирост фпс между DDR3-1600 и DDR4-2400 оказывается на уровне 5% в сторону последней.

  • Что лучше — одна планка или две, в сумме дающие тот же объем?
    Перефразируя — нужна ли двухканальность. Двухканальность — возможность одновременной работы двух одинаковых по характеристикам планок ОЗУ, причем пропускная способность практически удваивается (теряется меньше 10%), а объем суммируется. И как уже видно из определения — нужна, особенно если в системе есть интегрированная видеокарта, использующая ОЗУ как видеопамять. Однако стоит учитывать то, что планки должны быть идентичны по частотам и задержкам — в противном случае они, конечно, заработают, и объем просуммируется, но пропускная спосбность будет на уровне самой медленной планки.

  • Можно ли ставить вместе планки с напряжением 1.35 В (DDR3L) и 1.5 В (DDR3)?
    Можно, но двухканальность работать не будет, даже если все другие характеристики совпадают.

  • Имеет ли смысл гнаться за меньшими задержками при той же частоте?
    Имеет, если в системе есть интегрированная видеокарта. В противном случае прирост производительности будет не более 5%.

  • Имеет ли смысл переплачивать за планки с радиаторами?
    Если Вы не занимаетесь экстремальным разгоном то нет: ОЗУ это один из наименее греющихся компонентов ПК, и при работе на штатных частотах планкам не нужен даже простейший радиатор.

  • Какой объем ОЗУ можно считать достаточным для игр на ближайший год-два?
    Если Вы не увлекаетесь ультра-настройками со 120 кадрами в 4К, то вам вполне хватит 16 ГБ памяти.

  • Имеет ли смысл сейчас брать DDR3 память?
    Имеет, если очень нужно сэкономить — ее поддерживают все процессоры от Intel, включая Skylake, и с учетом крайне низкого роста производительности современных процессоров того же i7-6700K хватит для игр на ближайшие года 3-4 точно. Однако если есть возможность, то лучше все же взять DDR4 — это стандарт памяти на ближайшие 6-7 лет, и при покупке ПК на новых процессорах (Kaby Lake, Ryzen) Вам не придется покупать новую память.
31

Рекомендации

Рекомендации

Будь в курсе последних новостей из мира гаджетов и технологий

Мы в соцсетях

Комментарии

+10
Информативно и понятно !
24 января 2017 в 20:00
#
Cowboy
+285
Ага, прям статья и для новичков, и для закрепления имеющих знаний. I like it!
24 января 2017 в 21:41
#
+162
Классная статья,спасибо.16гб озу?0_о у меня 2гб и за глаза;)
24 января 2017 в 21:59
#
Pavel
+157
у меня 32, но они для работы и мне иногда не хватает)))
24 января 2017 в 22:07
#
+1764
Пользователь удален petru4e
У некоторых современных игр уже в системных требованиях 8 гб озу, так что 16 — это с запасом на ближайшие пару лет.
24 января 2017 в 22:22
#
+250
А по производителям оперативки есть возможность сориентировать? Какую стоит брать, какую не надо... Или это вообще не тот тип комплектующих, где надо внимание обращать?
24 января 2017 в 22:35
#
+1764
Пользователь удален Squatrise
Если для игр — да, заморачиваться не стоит, берите саму простую ddr4-2133 — этого до выхода ddr5 вполне хватит.
24 января 2017 в 22:59
#
+107
Хорошая статья. Спасибо.
24 января 2017 в 23:40
#
+130
больше таких статей! класс
25 января 2017 в 00:22
#
Oskarr
+367
У меня 64 гига установлено DDR4 :)))
25 января 2017 в 04:36
#
Oskarr
+367
У меня ещё и ssd на 1 Tв как основной загрузочный, по мимо других накопителей в компе. и БП на 1 Кв
25 января 2017 в 18:26
#
Oskarr
+367
У меня ещё и ssd на 1 Tв как основной загрузочный, по мимо других накопителей в компе. и БП на 1 Кв
25 января 2017 в 18:26
#
+714
А у меня мать с процессором есть, 88 года))) А главное — рабочая!)))
Раритет)))
25 января 2017 в 16:57
#
thaviper
+373
Отличная статья!
25 января 2017 в 07:35
#
+40
когда-то на пс-ноуте добавил к 4 еще планку на 4 гига и прироста не заметил. теперь же понимаю, что при всех аналогичных характеристиках одна из них с низким потреблением тока. спасибо автору за статью.
25 января 2017 в 14:58
#
Алексей К
0
Можно ли ставить вместе планки с напряжением 1.35 В (DDR3L) и 1.5 В (DDR3)?
Можно, но двухканальность работать не будет, даже если все другие характеристики совпадают.

Хрень полная. Сейчас глянул через утилиты у меня две разные планки 8 Gb DDR3 и 4 Gb DDR3L разных производителей и работают в дуал режиме, так же на каждую подается свое напряжение!
11 января 2019 в 14:55
#

Читайте также