Фильм «Аватар», снятый в 2009 году, послужил толчком всему кинематографу в эпоху стереоскопического кино. В кинотеатрах показывали 3D-кино и до картины Джэймса Кэмерона, но именно его работа и технологии, разработанные специально для съемок «Аватара», стали катализатором заинтересованности всех голливудских киностудий в подобном формате кино.
«Аватар» имел невероятный коммерческий успех: сборы в США составили 760 миллионов долларов, в мире – более 2 миллиардов. Многие решили, что достаточно снять фильм в 3D, чтобы зритель сразу купил билет в кино. Кинотеатры захлестнула волна всего трехмерного: от мультиков до документального кино. Доходило до абсурда, когда проще было попасть на фильм в формате IMAX 3D или просто 3D, чем на обычный сеанс. Но это время продлилось недолго, уже с 2011 года интерес к 3D стал падать – не все любят просмотр фильмов в темных очках, да и качество 3D в большинстве кинокартин не оправдывает его присутствия, не говоря о том, что у некоторых просмотр фильмов в таком формате вызывает головную боль.
«По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», за прошедший год интерес россиян к формату 3D существенно снизился. Кассовые сборы фильмов на сеансах в 3D составили 15,2 млрд рублей, что на 13% меньше, чем было годом ранее, когда бокс-офис данного формата достиг рекордной отметки в 17,4 млрд рублей. В 2013 и 2012 годах сборы 3D в абсолютных цифрах были ниже, чем сейчас – 15,0 млрд и 13,5 млрд рублей соответственно. Однако если смотреть на долю трехмерного формата от общей кассы за год, то и здесь наметилось существенное снижение. В 2015 году сеансы 3D принесли только 31,4% от всех сборов в кинопрокате, тогда как в 2014-м – 37,7%, в 2013-м и 2012-м – чуть больше 34%»
Другую интересную статистику приводит сервис Рамблер.Касса: самым посещаемым фильмом в 3D за период с 1 апреля по 30 июня оказался «Большой и добрый великан», но лишь 28% зрителей предпочли такой формат привычному 2D.
Вернуть любовь зрителя к 3D попытается новая технология, разработанная Лабораторией компьютерных наук и искусственного интеллекта при массачусетском технологическом институте (MIT), позволяющая посетителям кинотеатров смотреть 3D-фильмы, не используя стереоскопические очки.
Просмотр 3D без специальных очков – не что-то новое. Подобные телевизоры есть у Samsung и Toshiba, но у них есть существенное ограничение – зритель должен сидеть строго в определенной точке по отношению к экрану, чтобы картинка не расплывалась. Это не позволяет сторонним наблюдателям комфортно смотреть на дисплей такого телевизора. Вторая проблема – цена. Все существующие технологии использования 3D без очков требуют наличия матриц сверхвысокого разрешения, что, естественно, сказывается на цене и размере диагонали таких телевизоров.
Человеческий мозг способен воспринимать картинку в 3D за счет эффекта параллакса (привет, iOS!). Для его достижения, перед источником устанавливают специальный барьер, состоящий из слоя материала с серией точных щелей, который позволяет каждому глазу видеть разный набор пикселей. Таким образом и достигается ощущение трехмерной картинки.
Эту технологию и попытались масштабировать инженеры MIT, но с прицелом не на небольшую гостиную, а на залы кинотеатров. Система получила название Cinema 3D (не путать с технологией в телевизорах LG) и позволит всем посетителям кинозала видеть одинаковую картинку, вне зависимости от расстояния и угла обзора. Ключевая особенность Cinema 3D заключается в том, что люди в кинотеатрах перемещают головы в очень небольшом диапазоне углов, так как экран проектора большой, а сами они сидят практически неподвижно. Таким образом, для каждого места в кинозале можно создать свой собственный параллаксный барьер, используя набор зеркал и линз специальной формы.
На текущий момент Cinema 3D – не очень практичная технология. Инженерам удалось создать рабочий прототип размером с лист A4, но при этом понадобилось более 50 комплектов зеркал и линз, чтобы обеспечить показ 3D картинки на небольшую аудиторию. Команда MIT уверенна, что им удастся удешевить и модернизировать технологию, а также найти ей применение в других сферах – например, в рекламном бизнесе для создания 3D щитов.