Из трех моделей iPhone этого года я выбрал себе XS. Обычный, не Max. А чтобы после прошлогодней «десятки» было нескучно — взял в новом золотистом цвете. Двое приятелей посмотрели на него, покрутили в руках, и сразу начали спорить между собой. Один говорит, что айфон — самый, да и вообще единственный, статусный смартфон. Другой парирует, что такого не может быть, когда на рынке есть флагманы Galaxy, Huawei, Sony и еще всякие разные смартфоны в примерно таком же ценовом сегменте. Послушал я эти доводы, прикинул, что каждый из них по-своему прав, и решил сделать про это статью. Сначала поделился мыслями о размерах, потом показал как круто фотографирует камера, теперь перешел к вопросу той самой мифической статусности. А чтобы было не скучно читать мои рассуждения — забронировал студию для съемки, позвал красивую девушку и засунул ее в ванну с молоком. Пусть, думаю, нашим читателям будет прикольно картинки разглядывать.
Если задуматься, в споре про «статусность» айфонов правы обе стороны. Странно считать сам по себе iPhone статусным продуктом, когда позволить его себе может если не каждый, то уж точно намного больше людей, чем готовы заплатить за действительно дорогие или статусные вещи — типа как некоторые берут себе для перелетов спортивные штаны Gucci по цене айфона. Стоимость смартфона, которым ты почти все время пользуешься, не кажется чем-то чрезмерным при нормальном доходе, а в крайнем случае — если брать в кредит. Никто же не называет дорогие OLED-телевизоры LG статусными, а премиальный сегмент в этих продуктах начинается в магазинах Loewe и Bang & Olufsen. Также и со смартфонами, люкс и статус — Vertu. Впрочем, не так уж много людей хотят купить их себе, даже если могут.
Миф про статусность iPhone сложился преимущественно из-за трех вещей: рынка аксессуаров, покупателей айфонов и их привычек. Именно для смартфонов Apple выпускается больше всего товаров, которые могут подчеркивать стиль и индивидуальность пользователя, а в некоторых случаях — его достаток. Еще важную роль играет то, что публичные люди и звезды чаще всего выбирают именно смартфоны Apple. Даже когда подписывают рекламные контракты с другими производителями, в конечном счете их часто застают с айфонами в руках.
Для смартфонов Apple выпускается больше всего различных аксессуаров. Это факт, к которому мы все давно привыкли. Но важно отметить, что только для iPhone есть продукты от люксовых брендов. За примерами далеко ходить не надо, можно открыть раздел с чехлами на Farfetch и посмотреть, для каких устройств они продаются. Начиная дешевыми силиконовыми Kenzo по 3 тысячи рублей и заканчивая моделями за десятки тысяч — практически все чехлы выпускаются только для iPhone. Ни один другой смартфон не может дать богатому моднику возможность использовать аксессуары Fendi, Raf Simons или Saint Lauren. Еще, конечно, можно вспомнить некогда популярный моддинг айфонов с использование крокодиловой кожи или драгоценных металлов (а позже — продукты Caviar), но это истории скорее про дурной вкус и неоправданный китч.
Второй важный момент — идентифицируемость. Не важно, нравится ли вам дизайн айфонов, вы всегда безошибочно узнаете его в руках другого человека и даже сможете понять, новой ли моделью он пользуется. Все прочие смартфоны настолько перекликаются друг с другом по внешнему виду, что не всегда есть шанс угадать даже производителя, не говоря уже о том, чтобы оценить принадлежность устройства к среднему классу или топовым моделям.
Например, несколько лет не имевший аналогов дизайн флагманов Galaxy теперь используется в Xperia XZ3, а в модельном ряду Huawei цветовые и дизайнерские решения так быстро переходят из самых дорогих смартфонов в средний класс, что теряется возможность оценить по внешнему виду стоимость этих устройств. Для тех, кто считает смартфон частью своего образа, и хочет демонстрировать что всегда пользуется новейшими и дорогими моделями, iPhone становится практически безальтернативным выбором.
Нельзя забывать и о простоте выбора. Пользователю iPhone чаще всего нужно определиться с размером экрана, памятью и цветом. Рынок флагманских смартфонов в целом не может предложить такую же легкость покупки. Например, Huawei P20 Pro однозначно лучший по съемке, но фирменная оболочка давно требует радикального переосмысления. Топы Galaxy немного сдают под натиском других брендов и за четыре года приелись по дизайну. Шикарные цвета и эстетику новых Sony перечеркивает одинарная камера, а Xiaomi вообще пока не пытаются выходить в верхние ценовые сегменты.
Получается, при выборе топового «неайфона» покупателям приходится делать выбор в пользу одних вещей и идти на компромиссы в других. Нет такого, что можно взять любой смартфон за 60 тысяч рублей и выше, ни в чем потом не разочаровавшись или не завидуя возможностям других моделей. Из-за этого iPhone по умолчанию покупают все те, с кем люди привыкли ассоциировать их «статусность». Можете себе представить, как условная Эмили Ратаковски вечером разбила смартфон на вечеринке, а утром включает обзоры блогеров на YouTube, чтобы выбрать себе новый? Конечно она заходит на Apple.com и все что должна решить — сколько гигабайт памяти ей хватит для тысяч селфи.
Кроме того, имеет значение пользовательский опыт. Ежегодная замена смартфона в случае с iPhone всегда была настолько простой и легкой, что тоже обеспечило ему популярность среди селебрити и публичных людей, на которых многие равняются. Вы делаете резервную копию (хотя сейчас уже это стало сложнее), восстанавливаете ее на новый iPhone – и через полчасика продолжаете им пользоваться с теми же приложениями, настройками и даже прогрессом в играх. С другими смартфонами такой трюк не возможен, они требуют от пользователей больше ручных действий и погружения в то, как это все работает.
В итоге, если говорить о цене или характеристиках, iPhone — действительно странно называть статусным продуктом и как смартфон он не так уж сильно превосходит многие другие флагманы. Но в то же время Apple смогла в свое время сделать все нужное для того, чтобы в мире было огромное количество людей, которые бы считали его именно таким.