В середине ноября вьетнамская компания VinSmart презентовала в России линейку доступных смартфонов под брендом Vsmart. Казалось бы, сейчас сложно кого-то удивить появлением новых бюджетников, а по китайскому рынку мы прекрасно знаем, как легко возникают и быстро исчезают новые имена в смартфоностроении. Впрочем, за появлением в нашей стране новой недорогой марки скрывается история куда интересней, чем только лишь непривычное вьетнамское происхождение.
Основал компанию миллиардер Фам Нят Выонг, отучившийся в Московском геологоразведочном институте, и открывший свой первый бизнес в Украине в 1993 году. Это был не околотехнологический стартап, а производство лапши быстрого приготовления под маркой Mivina. В 2010 Выонг продал украинскую часть бизнеса Nestlé за 150 миллионов долларов. Вырученные деньги он использовал для инвестиций в девелопмент на вьетнамском рынке, где начал вести дела еще за десять лет до сделки. На текущий момент Vingroup — один из крупнейших конгломератов Вьетнама, в его состав входят 48 дочерних компаний: сетевые супермаркеты, торговые центры, университеты, отели, парки развлечений, медицинские учреждения, телеком, сельское хозяйство и многое другое. На 2017 год активы Vingroup оценивались более чем в 9 миллиардов долларов США, а чистая прибыль группы компаний превышала 387 миллионов.
Около года назад Vingroup начала осваивать новые сферы деятельности — производство автомобилей и смартфоны. В октябре 2018 года Vingroup объявила, что ее подразделение VinFast станет первым отечественным автопроизводителем. В развитие этого проекта было вложено 3,5 миллиарда долларов, закуплены лицензии на платформу BMW и выстроен технологичный завод более чем с 1200 роботами, способными выпускать 350 000 автомобилей в год. Чуть позже, в декабре 2018, также был анонсирован запуск смартфонов под брендом Vsmart и объявлено о планах компании развивать технологическое направление, в том числе системы умного дома, производство крупной и мелкой бытовой техники. Что важно, прочное положение Vingroup на рынке (а этот холдинг «делает» 2% ВВП Вьетнама) и внятная стратегия развития позволяет предположить, что мы не станем свидетелями повторения истории многострадальной LeEco, едва ли не разорившей амбициозного китайского миллиардера, замахнувшегося на неприлично большое количество направлений в сегментах IT, больших данных, гаджетов, контента и платформ.
Запуск нового бренда смартфонов случился не с чистого листа. Предварительно Vingroup выкупила 51% акций у испанской компании Mundo Reader, которой принадлежит марка смартфонов BQ (не путайте ее с одноименным российским брендом). Эта инвестиция помогла VinSmart в строительстве собственной фабрики по сборке смартфонов с производственными мощностями, рассчитанными на выпуск 5 млн устройств в год. Более того, Vingroup сразу обозначила планы по строительству второго завода и выпуску до 125 миллионов единиц техники в 2020 году. На вложение в запуск первой вьетнамской марки смартфонов холдинг не поскупился: меньше чем за год была выстроена огромная фабрика, оснащенная по последнему слову техники и максимально автоматизированная. Кроме того, в рамках VinSmart были запущены подразделения R&D и контроля качества, тестовые лаборатории для изучения готовой продукции и даже есть спецотдел, занимающийся разработками и исследованиями мобильных камер.В последних числах октября нашей редакции удалось побывать на заводе VinSmart и своими глазами увидеть, как там все устроено. Что важно, представителям медиа из России сделали огромную поблажку и разрешили фотографировать на заводе. Как правило, это большая редкость. Фам Нят Выонг (а может и вся Vingroup) то ли по старой памяти питают слабость к России, то ли считают нашу страну одним из приоритетных для себя рынков — в общем, появилась возможность показать нашим читателям процесс сборки смартфонов.
Вкратце VinSmart — максимально роботизированное предприятие, так что человеческий труд используется лишь на некоторых финальных этапах производства и в контроле качества. А начинается все со сборки плат. В начале линии стоит вереница автоматов монтажа печатных плат, куда загружаются бобины с лентами, на которых находятся комплектующих — от конденсаторов и всякой мелочевки до процессоров и модулей памяти. Собранная плата проходит контроль качества, распаивается и отправляется на дальнейшее превращение в смартфоны — к ней подключают дисплей, аккумулятор, модули камер, динамики и прочие элементы со шлейфовыми соединениями. Затем происходит упаковка начинки в корпус, зарядка, тестирование работоспособности и сбор комплекта в коробку.
VinSmart уделила внимание не только организации мощных и технологичных производственных линий, но также организовала солидные исследовательские лаборатории. По количеству проводимых тестов и используемому оборудования они недалеко ушли от центра Huawei в Финляндии. А такое сравнение явно должно льстить молодому бренду. Впрочем, с китайским производителем мы сравниваем именно физические тесты устройств, поскольку в посещенном нами европейском R&D центре находилось больше подразделений, чем имеет смысл размещать при фабрике. На месте производства VinSmart фокусируется только на эксплуатационных характеристиках устройств: в основном, проверяет их на прочность. В лаборатории тестируют вероятность отказа кнопок и разъемов, проверяется прочность при падении, скручивании, сжатии, работоспособность в агрессивных условиях типа холода, пыли и повышенной влажности. Есть даже тесты устойчивости корпуса, когда владелец зачем-то привык носить смартфон в заднем кармане и регулярно садится на него. В общем, учитываются худшие сценарии использования, с которыми смартфоны Vsmart должны справляться.
VinSmart удалось показать нам, что компания серьезно относится к производству смартфонов, а не стала еще одной однодневкой, закупающей на китайских фабриках безымянные болванки для последующего нанесения на них собственных логотипов. Впрочем, не все так идеально. На первый взгляд, Vsmart — вроде бы хорошие, качественные и недорогие смартфоны. Очевидно, низкая цена и патриотические порывы обеспечат им хорошие продажи на родине. Также не исключено, что удачная ценовая политика и принадлежность к начальному уровню могут помочь им на других густонаселенных рынках типа Индии. Но как быть с более капризными или богатыми странами пока не очень понятно. Например, уже давно для российского уха самыми понятными и любимыми стали слова «Сяоми» и «Хонор», когда речь идет о недорогих смартфонах. Будет непросто объяснить покупателям, что новый бренд из непривычной для рынка мобильных устройств страны может стоять на равных с давно известными марками. Как с этой задачей будет справляться VinSmart — покажет развитие модельного ряда, ценовая и рекламная стратегии. В общем, со временем узнаем.