Смешанная реальность, AR, VR — типы виртуальных удовольствий

Константин

Материал подготовлен совместно с Директором образовательных программ по игровой индустрии в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ Уточкиным Вячеславом, Исполнительным директором Ассоциации дополненной и виртуальной реальности Филатовой Екатериной и участницей образовательной программы ВШБИ «Менеджмент игровых интернет-проектов» Наумовой Ольгой.


Новинки в сфере потребительской электроники, концептуальных технологий и IТ выпускаются и анонсируются с поразительной скоростью и периодичностью, разнообразие и количество новых устройств увеличивается в экспоненциальной прогрессии. Прогресс не остановить, и не за горами то время, когда инновационный тип устройств, потрясающих воображение, станет частью повседневной жизни, покорив умы и опустошив кошельки покупателей.

Одной из точек пристального внимания являются три смежные между собой технологии: Virtual reality — VR (виртуальная реальность), Augmented Reality — AR (дополненная реальность), и Mixed reality, MR (смешанная реальность).

Отличительными характеристиками, по которым выделяются разные типы «реальностей», является уровень или глубина погружения в виртуальное пространство, реальность отображаемых виртуальных объектов и своеобразный способ взаимодействия с ними.

Следует отметить, что терминологические границы размыты, и ту же смешанную реальность иногда называют «Гибридной реальностью», а есть еще такие термины  как «программируемая реальность» или  «виртуальная реальность с полным погружением (immersive vr) и др. Но мы остановимся на трех видах реальности.


Дополненная реальность не меняет человеческого виденья окружающего мира и его восприятия, а лишь дополняет реальный мир искусственными элементами и новой информацией. Каким образом осуществляется этот синтез, мы видим на примере таких компаний, стремящихся к созданию флагмановских очков дополненной реальности как Google Glass, Epson Moverio, Toshiba Glass и др. Дополненная реальность позволяет пользователю получить информацию без использования рук и не отвлекаясь от процесса.

Смешанная реальность — следующая ступень отстранения от привычного мира. MR миксуется с виртуальностью, добавляя в мир правдоподобные виртуальные объекты. Суть технологии в том, чтобы привнести виртуальные образы в наше пространство-время, визуализировать и закрепить их расположение соответственно предметам реального пространства так, чтобы  видящий их потребитель воспринимал как реальные. В определенном смысле эта технология сочетает в себе самые лучшие стороны AR и VR. Пользователь продолжает взаимодействовать с реальным миром, в котором, в тоже время, присутствуют поражающие своей «натуральностью» виртуальные объекты.

Подписаться на iGuides в Telegram, чтобы узнать обо всем первым — t.me/iguides

Виртуальная реальность полностью погружает пользователя в заранее смоделированный мир и изолирует от реального. Человек погружается в виртуальную среду, одевая шлемы виртуальной реальности и используя другие специальные устройства. Эта технология в настоящее время обладает наиболее мощным WOW-эффектом, понятна и доступна пользователям. Важным является эффект присутствия и ощущения погружения в иное пространство, будь то гонки, пустыни или все то, что может воплотить фантазии сценариста, дизайнера и разработчика. Пользователи ощущают скорость автомобиля, боятся упасть с раскачивающихся качелей и пробуют погладить котенка в том самом вымышленном мире, воспринимая его как реальный. Но для «обмана» мозга требуется приложить множество усилий и учесть принципы его работы. В виртуальном мире разработчики стремятся имитировать взаимодействие с создаваемой средой путём воздействия на имеющиеся у человека органы чувств. Пока успешно освоено воздействие на зрение и слух, но все впереди.


В этом материале  я рассмотрю Виртуальной реальность, которая сегодня чаще всего «на слуху». Эта технология в настоящий момент наиболее доступна для потребителей и обладает крутым WoW-эффектом. Зрелищность, которую дает использование VR-устройств, становится возможной благодаря эффекту полного визуального погружения, что вызывает у пользователя невообразимую гамму ощущений. Появляется возможность посмотреть то, что не доступно в реальном пространстве, к примеру оказаться внутри мозга человека или визуально очутиться в космосе!

В то же время есть ряд факторов, которые сейчас сдерживают повсеместное использование технологии. Это и техническое несовершенство устройств, и физиолого-психологические аспекты, включая привычки людей и страх вреда для здоровья, цена, которая сейчас очень высока для большинства устройств, и недостаточное количество качественного контента. Однако со временем все эти проблемы решаются, а аналитики с оптимизмом смотрят в будущее и предсказывают быстрый рост VR-рынка. К примеру, вот какие оптимистичные прогнозы для одного только рынка контента дает Goldman Sachs:


По их мнению, три ключевые сферы применения будут видеоигры, трансляции массовых мероприятий, кино и сериалы. Именно это три сферы к 2025 году будут приносить до 60% от доходов рынка. Другими сферами станут рынок недвижимости, продажи, образование, здравоохранение, проектирование и военная промышленность

Устройства

Для погружения в виртуальную реальность используют VR шлемы и другие устройства: системы трекинга головы, глаз, движений тела; перчатки, 3D контроллеры, устройства с обратной связью, платформы, датчики, способствующие созданию ощущений реалистичности нахождения в цифровом пространстве.  

Ключевым устройством для погружения в виртуальную реальность служит VR-шлем (aka Head Mounted Display).

В зависимости от типа дисплея шлемы подразделяются на:

Мобильные («картонные» и премиум класса)

К «картонным» мобильным шлемам в первую очередь относят самый распространенный шлем в мире — Google Cardboard. Его отечественный «импортозаместитель» Boxglass стоимостью 700 рублей.

К шлемам «премиум» класса относятся такие популярные устройства как Samsung Gear VR стоимостью $99, самый известный российский шлем Fibrum за 7995 руб. и многие-многие другие шлемы. Их сейчас на рынке представлено больше всего.


Для персональных компьютеров

Самый популярный и продвинутый PC-шлем, без сомнений, Oculus Rift. Именно ему предрекают возможность осуществить революцию в технологии. К Oculus Rift прилагаются специально разработанные контроллеры, которые позволят управлять погружением в виртуальную реальность без использования традиционных клавиатуры и мыши. Цена предзаказа шлема кусается ($599), как впрочем и цена компьютера, который «потянет» использование Окулуса.

Консольные

Консольные шлемы виртуальной реальности сражаются за аудиторию в привычных весовых категориях. К примеру, у Sony PlayStation это Project Morpheus.

Вот как прогнозируют распределение пользователей между разными типами устройств специалисты аналитической компании Superdata:


ИГРЫ

Согласно прогнозу Goldman Sachs, игровая индустрия получит треть объема всего рынка дополненной и виртуальной реальности к 2025 году.

Первостепенное отличие VR от других платформ, с точки зрения игровой индустрии, это получаемый в результате игровой опыт и погружение в новый мир, которые не могут быть воссозданы ни на одной другой платформе.

В настоящее время  доступнее всего являются игры мобильного VR, поэтому  поговорим про них. Стоит обратить внимание на отечественные разработки игровой индустрии, которые уже зарекомендовали себя за рубежом и на российском рынке.

Игры Roller Coaster VR, Crazy Swing и Zombie Shooter, разработанные Fibrum являются наиболее популярными из российских разработок. Вообще в магазине VR приложений Fibrum Store 25 игр. По данным компании, их приложения установили более 5 000 000 пользователей из России, США, Англии, Германии, Южной Кореи.

В образовательном сегменте интересны игры InMind и inCell , разработанные компанией Nival, и подходящие и для мобильного VR,  и для Oculus. Особой популярностью игры пользуются в США.


Популярным стал игровой сервис Cerevrum Game, разрабатываемый Российско-Американской компанией Cerevrum Inc. Задача Cerevrum Game - развивать интеллектуальные способности в веселой игровой форме. Проект состоит из нескольких миниигр, в первой из них игроку для победы над ордами космических кораблей противника нужно использовать в качестве оружия свои интеллектуальные умения: память, внимание или пространственное мышление. Скачать игру можно в Samsung Gear VR Store.

Компания Great Gonzo недавно представила на суд игроманов необычную игру VRaccoon, где игрок может побродить в облике енота, собирая и лакомясь сладостями. Увлекательная и очень красочная игра, где передвижение в игровом мире  доставляет наслаждение процессом без отвлечения на дискомфорт.

Для тех, кто интересуется технологией, или кому грустно играть одному – можно прийти в  Клуб виртуальной реальности Virtuality Club, где можно прийти и поиграть в сотни компьютерных VR-игр и аттракционов.  


Безусловно, игровая индустрия — это еще не всё. Пользователи хотят использовать VR в телевидении, видео, фильмах. Безусловно, это новая форма передачи, восприятия и взаимодействия с информацией, которая притягивает внимание пользователей и вызывает трепетное ожидание анонсируемых новшеств.

Уже сейчас мы можем видеть съемки в формате 360, использовать тренажеры на подобии Speech Center VR и общаться в VR-платформе TimVi.

Подробнее об этом мы расскажем в следующих статьях.
4

Рекомендации

Рекомендации

Будь в курсе последних новостей из мира гаджетов и технологий

Мы в соцсетях

Комментарии

+3
Интересная статья, спасибо.

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
12 февраля 2016 в 17:42
#
svet2015
+89
лихо закручивается, не успеть за прогрессом прямо-таки, ещё подзаработать на эти новинки получилось бы
12 февраля 2016 в 19:02
#
+62
Не получилось, я прикоснулся к этой теме еще во времена VFX1/VFX 3D (так до сих пор и лежат — рабочие, только поролон пришлось заменить, а то от старости превратился в какую-то липкую коричневую крошку) и могу с ответственностью заявить, что реального прорыва с тех времен не наступило: чуть обновили матрицы, обновили гироскопы, но в реалии "воз и ныне там".

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
14 февраля 2016 в 21:15
#
+62
Хотя если "дело выгорит" у Microsoft с их HoloLens, то это будет действительно прорыв (ну если судить по их презентации). По крайней мере, хотелось бы надеятся: пожелаем им удачи.

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
14 февраля 2016 в 21:19
#
Lord
+644
Втюхивают нам эту виртуальную и реальную, приправленную виртуальной.

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
13 февраля 2016 в 09:44
#
+62
К сржалению, вся эта VR-индустрия разбивается об айсберг отсутсвия ПО. Даже хвалёный Oculus Rift, на данный момент, бесполезная игрушка: эйфория заканчиваетя ~ через неделю и приходит понимание, что игры, в которые хотелось бы поиграть, не поддерживают VR (по крайней мере в Nvidia 3D Vision смотрятся лучше [естественно разговор о VR-версии] и проблем с управлением не имеют Skyrim, Fallout 4...)!

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
14 февраля 2016 в 15:30
#
+62
В итоге, все эти Oculus DK1/DK2, Nvidia 3D Vision/3D Vision 2, пылятся на полках без толку: помимо программной части, есть еще и ОГРОМНАЯ аппаратная проблема: глаза у всех разные и создать универсальное устройство для всех невозможно — в итоге, резь в глазах, сильные головные боли, как бы вы не пытались подкручивать фокусировку/межглазное пространство ...

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
14 февраля 2016 в 15:35
#
+62
Хотя "очкарикам" наверное проще, они наверное знают все параметры своих глаз, не буду утверждать, так как в свои 56 очки ни разу не носил и к глазному не обращался, да и в семье никто очки не носит, даже мама (88 лет).

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
14 февраля 2016 в 15:39
#
Влад Соло
+659
Вот же Олегу скучно.

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
15 февраля 2016 в 06:16
#
Влад Соло
+659
Вот же Олегу скучно.

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
15 февраля 2016 в 06:16
#
Влад Соло
+659
Вот же Олегу скучно.

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
15 февраля 2016 в 06:16
#
Влад Соло
+659
Вот же Олегу скучно.

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
15 февраля 2016 в 06:17
#
Влад Соло
+659
Вот же Олегу скучно.

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
15 февраля 2016 в 06:17
#
Влад Соло
+659
Вот же Олегу скучно.

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
15 февраля 2016 в 06:18
#
Влад Соло
+659
Вот же Олегу скучно.

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
15 февраля 2016 в 06:18
#
GSmirnov
+595
Тест
15 февраля 2016 в 10:36
#
Инночка Игоревна
0
Да... Классные же у них там "эксперты" и директора образовательных программ в Вышке! Уровень анализа и рассуждений вау-семиклассника, покурившего травки на переменке.
21 апреля 2018 в 14:20
#

Читайте также