Нужны ли покупателям безрамочные смартфоны и двойные камеры? Как долго гаджеты продолжат наращивать вычислительные мощности? Стандартизация дизайна — это хорошо или плохо? Могут ли голосовые интерфейсы и новые умные устройства вытеснить смартфоны? Эти и другие вопросы редакция iguides обсудила с Юджи Сео, вице-президентом по разработке и дизайну продуктов Sony Mobile Communications Inc.
Артур Сотников: Хотелось бы начать с истории и поговорить о вашем опыте в создании телефонов и смартфонов. Насколько отличается руководство разработкой в 2004 году и сейчас, когда вам было интересней работать? Есть ли ностальгия по тем временам, когда рынок мобильных устройств был очень разным и выход новой модели зачастую мог поставить с ног на голову пользовательский опыт?
Юджи Cео: Я занимаюсь разработкой мобильных устройств больше 20 лет и хочу сказать, что это никогда не надоедает. Индустрия постоянно меняется. Для меня все началось с телефонов для сетей 2G, затем пришло время 3G и устройств с большими мультимедийными возможностями, потом появился Android — и мы начали двигаться в сторону нового поколения технологий для быстрого интернета в сетях LTE. Часто людям приходится прикладывать много усилий, чтобы изменить или разнообразить свою сферу деятельность и попробовать что-то новое. Мне не нужно тратить на это свою энергию. Я всегда считал себя очень удачливым в плане работы, потому что могу постоянно заниматься разными вещами. Сам объект моей работы находится в непрерывном развитии.
На рынке гаджетов постоянно происходят революции. Сначала это была сотовая связь, которая позволяла из любого места позвонить человеку в другой точке города, страны и даже мира. Это был великий прорыв. Вторым стал шаг, когда инженеры Sony поместили камеру в мобильные устройства (и были в числе первых, кто решился на такой эксперимент), потом мы добавили возможность прослушивания музыки с WALKMAN. Эти шаги расширили мультимедийные возможности телефонов и сделали их не просто средством связи, а развлекательными девайсами. В итоге мы совершенно не можем обходиться без мобильных устройств, и это одно из самых значимых изменений, которое я вижу.
Артур Сотников: Какой телефон был вашим любимым?
Юджи Cео: Моя любимая модель — Sony Ericsson W880i. Руководство его разработкой стало очень важным опытом для меня. Этот телефон очень тонкий и очень маленький, к тому же, мы смогли добавить ему функции WALKMAN. Мультимедийные возможности, производительность и компактные размеры корпуса — это наша заслуга, которая смогла произвести wow-эффект по всему миру. В этом и заключается миссия Sony.
Фото: DeclanTM / Flickr
Артур Сотников: Если перейти к актуальным устройствам, какой смартфон из линейки Xperia был наиболее интересным для вас в плане разработки? Какой моделью вы удовлетворены больше всего?
Юджи Cео: В работе над линейкой Xperia XZ мы старались ответить на разные вызовы, но я не могу сказать, что полностью удовлетворен какой-то определенной моделью. Всегда есть к чему стремиться и всегда есть, что сделать лучше. Особенно, когда речь идет о дизайне. На рынке стали привычными тонкие плоские устройства, это делает и Samsung, и Apple и другие компании. Сейчас становится все труднее выделяться, поэтому для линейки Xperia XZ мы придумали дизайн Loop Surface, использующий плавно перетекающие формы, особую обработку деталей и правильно подобранные материалы.
Сейчас, если мы смотрим на экран, большую площадь занимает дисплей. С этой стороны дизайнеры и инженеры практически не могут применить свои навыки. Задняя панель — то самое место, где сейчас есть шанс сделать что-то выделяющееся. Мы вкладываем много усилий именно в дизайн оборотной стороны смартфона и специально подбираем материалы. У самой дорогой модели задняя часть из зеркального стекла, у следующей по старшинству используется металл, затем пластик со специальными стеклянными волокнами. Мы понимаем, что больше всего времени пользователь смотрит именно на экран, а еще он часто убирает смартфон в чехол, но все-таки дизайн задней панели для нас очень важен. В текущем поколении устройств Xperia X мы делаем упор на то, чтобы смартфон было удобно держать в руке, но со следующего года планируем более значимые изменения в дизайне смартфонов.
Артур Сотников: И все-таки, стандартизация дизайна смартфонов за последние 8-10 лет — это позитивные изменения или вам хотелось бы видеть разнообразный экстерьер?
Юджи Cео: Я считаю, что ситуацию нужно менять. Сейчас смартфон — это нечто тонкое и плоское. Перед нами в Sony стоит задача пересмотреть этот стандарт. На самом деле это очень сложная цель, которая оказывает на нас определенное давление, ведь речь идет не просто о смене устоявшегося дизайна. Мы говорим о начале перемен в представлении людей о том, что же такое смартфон.
Я вспоминаю, как мы выпустили на рынок и начали продавать свои первые смартфоны. Когда мы показывали их людям, они смотрели и спрашивали: «Это что, правда, телефон? Почему он такой странный?» В итоге этот подход прижился и стал общеупотребимым. Теперь внутри компании мы думаем, как изменить привычный дизайн и сделать новый стандарт на рынке мобильных устройств.
Артур Сотников: Давайте перейдем от дизайна к функциональности. Для пользователей становится все менее очевидна разница между устройствами двух-трех последних поколений, например, потому что мощности процессора, графической подсистемы, объема оперативной памяти хватает для большинства задач. В то же время каждый раз добавлять какие-то особенные и действительно полезные функции вряд ли возможно. Как должен поменяться рынок смартфонов, чтобы пользователям по-прежнему было интересно менять свои старые смартфоны на новые?
Юджи Cео: Это действительно так. Глядя на смартфон, пользователь может не видеть в нем радикальных изменений относительно прошлой модели, но если мы будем сравнивать актуальные смартфоны с тем, что было год или два назад, то внутренности этих аппаратов сильно изменились. Это касается и iPhone, и устройств под управлением Android. В первую очередь, меняется способность действительно быстрой обработки данных, что сказывается на сценариях использования. Пользователь может думать, что в его смартфоне год назад уже была какая-то функция и примерно такая же функция есть в новой модели. Но на самом деле в ее работе может быть много важных отличий, которые не лежат на поверхности, но меняют пользовательский опыт.
В будущих моделях устройств, прежде всего, будут продолжаться качественные изменения комплектующих и развитие технологий, связанных с ростом вычислительных мощностей мобильных устройств. Будет развиваться искусственный интеллект, дополненная реальность, машинное обучение, интернет вещей, голосовые помощники и так далее. Можно сказать, что сейчас в смартфонах постепенно появляются какие-то начальные элементы искусственного интеллекта, вокруг которых постепенно будет формироваться экосистема из других девайсов, с которыми смартфон коммуницирует. Мне кажется, в смартфонах будущего прогресс должен быть в двух направлениях: качественных изменениях внутри смартфона и развитии связи смартфонов с другими устройствами.
Артур Сотников: В смартфонах Xperia уже есть экраны 4K, которые могли быть использованы для виртуальной реальности, в камерах есть 3D и эксперименты с дополненной реальностью, развитие мощностей флагманских процессоров позволяет использовать возможности машинного обучения. Какое из этих трех направлений вы считаете наиболее интересным? И если говорить в отдельности о каждой из технологий, что стало бы двигателем ее развития?
Юджи Cео: В первую очередь, мы держим курс на то, чтобы не только воспроизводить контент, но и создавать его. Например, сейчас владельцы Xperia XZ Premium могут смотреть 4К HDR фильмы на смартфоне, но не могут снимать видео в таком формате. В следующем году мы планируем приложить усилия для развития инструментов создания контента.
Второе направление, которое мы считаем перспективным, — это получение, сбор и анализ данных обо всем, что окружает человека. Уже сейчас в мобильных устройствах есть датчики для измерения давления, скорости, положения в пространстве, а в будущем их количество будет расти. Мы хотим развивать это, чтобы в связке с машинным обучением и работой с большими данными предложить пользователям новые взаимодействия с окружающим миром посредством смартфона.
Артур Сотников: И все-таки, что насчет виртуальной и дополненной реальности, машинного обучения прямо на устройстве — что из этого интересует Sony и на какое направление вы бы сделали ставку?
Юджи Cео: Мы развиваем все три направления. Повторюсь, что в плане экрана и камеры сейчас нам кажется наиболее важным возможность создания контента, а не только его воспроизведение. Если же вы просите выбрать что-то одно из списка, я бы назвал машинное обучение, поскольку виртуальная и дополненная реальности во многом связаны с развитием разных категорий устройств. Как я и говорил, нас интересует исследование окружающего мира с помощью смартфона и получение нужной пользователю информации.
Артур Сотников: Какие тренды на рынке смартфонов в настоящем и недалеком будущем кажутся вам наиболее перспективными. В частности, какое у вас отношение к устройствам с безрамочным дизайном и двойной камерой?
Юджи Cео: Если говорить о безрамочном дизайне, сейчас принято думать, что чем большую площадь занимает дисплей, тем лучше для пользователя. Но есть один важный момент, который часто становится предметом дискуссий. Когда вы берете в руки безрамочное устройство, всегда есть риск случайных срабатываний экрана. Рамка все-таки защищает от ненужных прикосновений и, в некотором смысле, работает на улучшение пользовательского опыта.
С одной стороны мне кажется, что границы вокруг экрана действительно лишние и вместо них хотелось бы иметь больше полезной площади дисплея, но в тоже время отсутствие рамок не должно мешать пользовтаелю. Здесь нужен баланс. Кроме того, обсуждая тренд на отсутствие рамок, нельзя исключать из поля зрения изменения в пользовательском интерфейсе. Помимо сенсорного экрана, все большее значение имеют голосовые интерфейсы, а еще у нас есть задумки о совершенно других способах взаимодействия между человеком и смартфоном, но подробнее об этом я не могу сейчас рассказать. В любом случае и мы, и другие компании задумываемся о балансе между увеличением полезной площади экрана и сохранением удобства использования.
По поводу двух камер, если будет какая-то реальная причина для использования таких модулей, мы обязательно это сделаем. Сейчас у людей есть стереотип, основанный только на дизайне, что если в смартфоне две камеры — он сразу становится более премиальным. Если задуматься, от одной большой и хорошей камеры зачастую можно получить гораздо лучший результат, чем если пытаться вместо одинарного модуля засунуть двойной.
Хоть в наших смартфонах используется только одна камера, у нее есть лазерный автофокус, RGB-сенсор, буферная память, процессор обработки BIONZ, а также следящий предиктивный автофокус, интеллектуальная пятиосевая стабилизация, сверхзамедленная съемка 960 кадров в секунду и другие технологии. Мы считаем, что на текущий момент сочетание одной качественной камеры и дополнительных сенсоров обеспечивает всю необходимую пользователям функциональность. В нашем представлении именно так выглядит камера Sony.
Артур Сотников: Что вам принципиально не нравится на рынке смартфонов? Как по вашему, есть ли что-то такое, в чем индустрия свернула совершенно не туда?
Юджи Cео: Не знаю, насколько у меня получится правильно ответить на ваш вопрос, но я бы сказал, что мне не нравится ситуация с оценкой устройств по количественным, а не качественным характеристикам. В качестве примера можно привести камеры смартфонов Xperia XZ Premium и Xperia XZ1. У первого разрешение составляет 23 МП, у второго — 19 МП. Нас часто спрашивают: «У вас что, камера стала меньше? Она теперь хуже снимает?» После продолжительной погони за числами в списке характеристик некоторым кажется, что снижение количественных показателей (например, разрешения камеры) — это шаг назад для продукта, но с точки зрения общей функциональности это абсолютно не так. Намного важнее не разрешение матрицы, а более качественная обработка данных с сенсора камеры.
Артур Сотников: Сейчас активно развивается носимая электроника и домашние умные устройства. Например, на выставке IFA в Берлине был показан концепт колонки Sony с встроенным Google Assistant, на японском рынке есть Xperia Agent, а наушники и другие гаджеты становятся более умными и получают больше функций. Нет ли у вас ощущения, что развитие этих устройств и голосовых ассистентов, сделает смартфоны менее нужными? Сейчас вокруг смартфона строится вся наша жизнь, но сохранится ли это в будущем?
Юджи Cео: Очень сложно ответить на этот вопрос, потому что иногда действительно закрадываются мысли, что уже скоро смартфоны могут стать менее нужным. Ответ на этот вопрос будет связан с нашей предыдущей темой о том, в какую сторону должны развиваться смартфоны. С одной стороны они будут становиться все более умными и получать все больше новых функций и возможностей взаимодействия с миром, с другой — сейчас действительно происходит рождение новых категорий устройств, из-за которых отдельно взятые функции смартфонов могут становиться более или менее нужными.
Если развитие акустических систем с голосовыми ассистентами с большой долей вероятности снизит значимость смартфона дома, то связка смартфона и автомобиля будущего позволит отыграть позиции. Кроме того, в некотором смысле, смартфоны могут трансформироваться в другие устройства. Вы знаете про Xperia Touch? В основу этого продукта легли мои идеи по созданию нового домашнего устройства. Вдохновившись перспективами интерактивного проектора, в прошлом году мы создали этот прототип менее чем за 3 месяца. Все внутренности — логическая плата, процессор, оперативная память, модули беспроводных подключений — использовались от смартфона Sony Xperia X. Разумеется, многое было переработано для того, чтобы сделать основной упор на проецирование изображения и возможность управления проекцией, но Xperia Touch стал перерождением смартфона и его превращением в совершенно новый продукт. Может ли случиться такое, что смартфоны скоро станут не нужными? Мне сказать сложно, но все-таки я буду надеяться, что они останутся.
Юджи Cео: Артур, вы очень хорошо разбираетесь в технологиях смартфонов в целом, и в особенностях наших устройств в частности. Такие люди вдохновляют нас на дальнейшее развитие продуктов Sony. Могу я задать вам один вопрос?
Артур Сотников: Да, конечно.
Юджи Cео: Я очень ценю, что вы используете наш XZ1. Представьте, что вы можете изменить в нем какую-то одну функцию или особенность. Что бы это было?
Артур Сотников: Думаю, я бы сделал ставку на безрамочный дизайн.
Юджи Cео: (Смеется) Хорошо, мы сделаем это.