Разбор концовки No Man's Sky: теория симуляции вселенной (спойлер)

Мария

«Иди же, есть и другие миры, кроме этих.»

Стивен Кинг. Темная Башня

Спустя многие часы, проведенные в тщательном исследовании вселенной No Man’s Sky, я наконец-то отправилась к центру галактики и раскрыла все ее секреты. Концовка оказалась настолько непостижимой, что я не удивлюсь, если по истечении некоторого времени она взбаламутит игровое сообщество и породит множество дискуссий. В этом материале я коснусь всех спойлерных моментов, начиная с истоков загадочного Атласа, таинственных ролей Нада и Поло, а также теории о вселенной, как продукте компьютерной симуляции некой сверхрасы, которую No Man’s Sky активно эксплуатирует.

Если вам дороги сюжетные перипетии, и вы хотели бы доскональнно изучить все сами — этот материал не для вас. А вот если вы никогда и не собирались тратить 30+ часов на прохождение No Man’s Sky, но вам интересно узнать, чем все закончилось и каково культурное и научное влияние общества на эту игру — оставайтесь с нами!

Значение Пути Атлас

Сюжетное развитие No Man’s Sky начинается с того момента, когда игрок выбирает следовать Пути Атласа, который однажды приводит его к витающей в космосе ромбовидной структуре. По словам создателя игры, Шона Мюррея, она является чем-то вроде «центральной компьютерной системы, в которой хранятся все данные». В ней перед Странником (это одно из именований, используемых в No Man’s Sky по отношению к главному герою — я буду ссылаться на него и далее в тексте) предстает гигантский непрерывно пульсирующий шар. Эта сфера, «останки Атласа», предлагает «истинное понимание всего сущего». Странник тут же задает самому себе вопрос, правда ли это или «какая-то необъятная симуляция, созданная другим интеллектом». Здесь перед игроком встает выбор: ответить согласием на кажущееся сомнительным предложение или же отправиться своей одинокой дорогой. Если вы соглашаетесь, тогда вашему пути к центру галактики положено начало.

Изображение 1

Несмотря на то, что Путь Атласа проложен для вас довольно узкой (в соотношении с масштабами игровой вселенной) «тропинкой», ведущей к другим сферам, время от времени вы сможете попасть в космические аномалии и встретиться там с Сущностью-священником Нада и Специалистом Поло. Оба эти разумные создания преодолели языковые барьеры, разделяющие существ, населяющих вселенную No Man’s Sky. С каждым новым визитом Нада предлагает игроку посильную помощь — восполняет часть необходимых для гипер-прыжков ресурсов, прокладывает на карте кратчайший путь к черной дыре (путешествие сквозь них приближает главного героя к цели) или же дает совет, как добраться до следующих «останков Атласа».

Изображение 2

В конце-концов, для того чтобы получить возможность достичь центра галактики, вам придется собрать и затем пожертвовать 10 камней Атласа, выдаваемых сферами. Но вместо того, чтобы познать там все секреты мироздания, вы фактически начинаете все сначала — загадки происхождения Атласа остаются неразгаданными, а главный герой снова приходит в сознание на заброшенной богами планетке, обнаруживая, что его корабль и оборудование в критическом состоянии. Вместо того, чтобы закончиться No Man’s Sky начинается заново — в самом прямом смысле — отправляя игрока в новое путешествие. Давайте попробуем разобраться, почему.

Что такое Атлас?

Чтобы распутать толстый клубок тайн, нитью Ариадны ведущий нас к неоднозначной концовке No Man’s Sky сперва мы должны понять, что же такое Атлас. На поздних стадиях игры Странник обращается к создателям своего мира, как к «утомленным умам, порабощенным собственной действительностью так же, как я порабощен этой». Тем самым он уже признает за ними авторство «модели», являющейся вселенной. Неясным остается только: был ли Атлас непосредственно создателем, или же его самого сотворил высший интеллект?

В начале игры он приводит Странника к одному из чужеродных монолитов, в великом множестве разбросанных по планетам. Соглашаясь после этого на сотрудничество с Атласом, главный герой наблюдает «строки кода, линии цифр, затем диковинную связь между ними». Это первый намек на истинную сущность вселенной No Man’s Sky, о которой я расскажу детально далее.

Изображение 3

Вселенная, как виртуальная реальность

В этом году значительное число видных ученых объединилось вокруг теории о вселенной-симуляции. Она строится на предположении о том, что вся наша Вселенная — результат компьютерной программы-симуляции, созданной более продвинутой цивилизацией. Это означает, что все мы на самом деле вовсе не разумные существа, обладающие свободой воли, а всего лишь строки кода, сливающиеся в общую его массу, что воплощает окружающий нас мир. Эту идею поддержал известный астрофизик Нил Деграсс Тайсон (вам он может быть знаком по не менее популярному мему), а также основатель компании SpaceX Илон Маск. Последний даже заявил, что вероятность обратного явления — единица на миллиарды.

А если принять во внимание и другие комментарии Маска по поводу теории вселенной-симуляции, ее отношение к No Man’s Sky становится очевидным. В ходе прошедшей ранее в этом году Code Conference, Илон привел видео-игры в качестве примера, чтобы объяснить, почему он верит в истинность теории. Он пояснил, что если проследить траекторию развития видео-игр от самых ранних до современных, можно наблюдать огромный скачок в качестве используемых технологий. Маск также отметил, что если эта тенденция останется неизменной, то через 10000 лет видео-игры станут неотличимы от реальности.

Футуристичные пейзажи No Man's Sky выглядят не такими уж нереальными
А вот населяющие их существа — те еще диковинки
Зато подводные миры иногда похожи на Земной


Юный миллиардер вдохновлялся идеями шведского философа и профессора Оксфордского университета Ника Бострома, который в 2003 году впервые представил ученому миру гипотезу о вселенной-симуляции. По его словам, когда-нибудь в далеком будущем «сверх-люди» обязательно начнут проводить так называемые «симуляции жизни предков». Доказательство этой гипотезы лежит в утверждении, что и мы когда-нибудь сможем создавать вселенные-симулякры. Напомню, в предыдущем нашем материале о No Man’s Sky мы уже называли эти игру первой, достоверно отобразившей окружающий мир во всей его полноте.

Несмотря на то, что в конечном итоге Бостром отказался от собственной теории, признав ее несостоятельность ввиду отсутствия очевидных свидетельств в ее пользу, она остается достаточно популярной хотя бы для того, чтобы найти себя в недавно вышедшей игре. Во время одной из встреч с «останками Атласа» Странник сообщает: «Боюсь, я увидел слишком многое. Пронизывающий Вселенную код является ко мне полузабытыми видениями. Искусственное существование, управляемое едиными, совокупными алгоритмами. Программа, бесконечная, как само бытие. Я отодвигаю завесу над действительностью, и то, что я вижу, ужасает меня.»

Еще один прозрачный намек на то, что вселенная No Man’s Sky не настолько реальна, насколько кажется ее обитателям. Это всего лишь иллюзия, и Странник следует по Пути Атласа, чтобы разрушить ее. А самый интересный факт заключается в том, что мы, как игроки в No Man’s Sky, уже знаем, что она существует только в качестве виртуальной реальности. По сути мы уже стали «сверх-людьми», давшими жизнь этой вселенной и Страннику, путешествующему по ней. Но кто же тогда Странник?

Искусственный интеллект

По мере приближения к концу странствий, главный герой наконец приходит к пониманию своего места в мире. Он говорит: «Я стал машиной, я — наблюдаемый и наблюдатель. Вселенная была создана ради моего путешествий. Она выстроена вокруг моего Пути.»

Слово «машина» в данном случае подразумевает скорее андроида, человекоподобное существо, действия которыми кажутся свободными, но на самом деле контролируются извне. В случае Странника, игрок берет на себя роль этой внешней силы, хотя Странник не подозревает об этом вплоть до более поздних встреч с Атласом. В этом он существенно отличается от других обитателей вселенной No Man’s Sky — по крайней мере ему предопределено узнать о своем предназначении. 

Изображение 4

Но зачем вообще игрок контролирует Странника? Что ж, он сам дает ответ на этот вопрос фразой о «наблюдателе» и «наблюдаемом». Его роль в этой вселенной — быть проводником впечатлений о ней для игрока. Впрочем, постепенно следуя Пути Атласа он получает все больше пугающей информации о себе, своих соседях по бытию и грустной истине, скрывающейся за красивой картинкой.

В таком случае нельзя не отметить противоречие: почему эта компьютерная программа позволяет кому-то из своих «подопечных» осознать себя?

Нада и Поло

В определенные моменты игры единственная возможность продолжить Путь Атласа — это попасть в космическую аномалию к Сущности-священнику Нада и Специалисту Поло. Как можно понять из названия, эта аномалия изначально вообще не должна существовать во вселенной No Man’s Sky. Эту мысль подтверждает Нада на второй встрече со Странником следующей фразой: «Создатель симуляции, друг или враг? Необходимая паранойя. Галактика, причина и следствие, индивидуальность статистическая аномалия — Нада ошибка. Веришь Нада? Верить тебе?»

Изображение 5

Таким образом, Нада подтверждает, что окружающий мир — не более, чем иллюзия. Себя он называет ошибкой в коде, поясняя существование галактики причинно-следственной связью, а любое проявление индивидуальности — погрешностью в статистике. Если вселенная действительно является компьютерной симуляцией, то Нада и его компаньон Поло, свободно владеющие родным языком Странника — они оба ошибки в ее коде. В той же диалоговой ветке, Странник делает замечание касательно слов Нада: «его рассуждения все убедительнее».  Он добавляет: «Они не нашли в галактике места для свободы воли и вообще чего-либо, не ограниченного прямолинейными причинно-следственными связями. Их заботит то, что все мы пешки в играх высшего разума, создавшего нас — марионетки, танцующие на ниточках. А Нада подозревает меня. Я искажен. Неужели я тоже кукловод?»

Из разговоров Странника и Нада становится ясно, что Сущность-священник постепенно узнает все больше об истинной сути вселенной — он даже способен манипулировать ее исходным кодом, вызывая пространственно-временные искажения (черные дыры). Нада становится высшим созданием в симуляции, но начинает все больше подозревать Странника в процессе развития их отношений. В свою очередь Корвас, родная раса Нада относится к нему все более враждебно, объясняя это желанием уничтожить Сущность, обладающую самосознанием.

Несмотря на возрастающую тревожность между Странником и Нада, второй все же помогает первому на Пути Атласа к центру галактики. Что же, это значит, что Атлас вовсе и не ставит целью достижение самосознания Странником, и это всего лишь неудачные последствия его общения с Нада, ошибкой в коде?

Центр всего

После того, как игрок совершил достаточно гипер-прыжков, собрал 10 камней Атласа и достиг последней станции, ему наконец предоставляют возможность совершить путешествие к центру всего сущего. При этом Странник говорит: «Новая звезда родилась на окраинах Галактики. Новый странник обнаружит себя там. Я особожден. Я ясно вижу ткань пространства, всю эту симуляцию и черные дыры в ней. Возможно, там я найду ответы.»

Изображение 6

Слова Странника становятся пророческими, потому как в результате путешествия к центру Галактики игрок снова оказывается на заброшенной планете рядом с местом крушения своего корабля. Так что же это означает?

Сначала я было подумала, исходя из комментариев Странника о «новом путешественнике», что меня поместили в сущность совершенно нового персонажа в то время, как предыдущий главный герой растворился в алгоритмах вселенной. Эта теория почти тут же исчерпала себя, когда я ознакомилась с инвентарем и поняла, что сохранила тот же экзокостюм, космический корабль и нажитое добро. Все вело к тому, что я продолжаю игру все за то того же Странника. Апогеем понимания незадолго до этого стала надпись по центру экрана: «Обнаружена новая галактика…»

Изображение 7

Что породило последнюю мою теорию: расширение вселенной зависит только от Странника, направляющегося во все новые галактики, а каждая из них создается ради единственной цели — получения впечатлений игроком. Это означает, что убежденность главного героя в собственной свободе воли не имеет никакой подоплеки, а его судьба — вовсе не путешествие к центру мира к таящимся там секретам, а увеличение наших возможностей к исследованию игры. Как и в других видео-играх, Странник — всего лишь инструмент для достижения определенных целей.

Вся наша жизнь — игра?

Таким образом, No Man’s Sky предстает компьютерной симуляцией вселенной, чей сюжет сконцентрирован вокруг психологической травмы от осознания ирреальности окружающего мира. На мой взгляд, Hello Games создали проект, в котором прямо показали, каково это: создать процедурно генерируемую действительность и населить ее персонажами, постепенно приходящими к пониманию, что они не больше, чем искусственный интеллект.

Нада описывает Странника «искажением», намекая на то, что ему дана власть дергать вселенную за струнки кода. Отчасти это правда. Странник одновременно причина и следствие, он знает, что важен для этого мира и что тот был выстроен ради него. Его ошибка заключается в мысли о том, что путешествие к центру галактики даст ответы на все его вопросы. А на самом деле он оказывается лишь инструментом для создания нового игрового контента.

Изображение 8

Трагично, не правда ли? Странник считал, что откроет все секреты и обретет высшее знание об устройстве мира и собственном предназначении. А окончание долгого пути приводит его к новому началу. Он искренне верил в то, что сможет преодолеть пределы вселенной и избавиться от ограничений, но его настоящая судьба — вечно повторять один и тот же заранее заданный цикл.

No Man’s Sky — это игра о последствиях осознания того, что ты в ней не игрок, а безвольный персонаж. И если верить Илону Маску, каждому из нас еще предстоит испытать это на собственной шкуре.

7

Рекомендации

Рекомендации

Будь в курсе последних новостей из мира гаджетов и технологий

Мы в соцсетях

Комментарии

+304
Я как книгу прочитал по материалам сестер Вачовски
17 августа 2016 в 13:37
#
+48
Ребят а стоит её пройти? По рассказам Марии понравилось :)
17 августа 2016 в 14:07
#
0
имхо, нет:) Просто одно и тоже всю игру, а потом все с начала
3 ноября 2016 в 10:50
#
+2
Автору, огромное спасибо! Отлично написано, хорошая теория. К многим похожим выводам я тоже пришел, после встречи с "Нада". Однако, все это тоже, можно объяснить недоделками и налажавшими сценаристами.
17 августа 2016 в 17:48
#
+5
+
17 августа 2016 в 21:18
#
Геннадий Сокольский
+29
Кстати, давно ходит анекдот, что жизнь как компьютерная игра где есть отличная графика и отстойный сюжет :)
17 августа 2016 в 23:23
#
+70
Потрясающая статья получилась -- Мария, спасибо большое за такое удовольствие от прочтения!
Как следствие -- лет 10 не играл в компьютерные игры, но в Эту прямо захотелось попробовать!:)
18 августа 2016 в 07:33
#
+1
Самая непредвзятая, качественная и информативная статья. Спасибо за ревью ! Больше такого контента )
18 августа 2016 в 18:47
#
+8
Статья хорошая.

Тема симуляции очень давняя в философии, всплывает то и дело в том или ином контексте. Так или иначе, она почти всегда связана с какой-то телеологической составляющей — разновидностью которой и является антропный принцип Бострома. Хорошо, что вы его вспомнили) Мне же во время игры почему-то вспомнились индийские мотивы об Атмане, создающем иллюзорное бытие-майю, самоосознании этого Атмана и пр. Ну и сама ситуация игры наталкивает на постструктуруалисткие темки о том, что все есть текст (код как пример текста) и пр, о ткани этой симуляции. Прогрессист Маск в данном случае просто транслирует эти идейки в редуцированной форме, не понимаю, к чему было его тут упоминать (его вообще в последнее время стали упоминать к месту и не к месту).

Но, это все та же унылая песочница с процедурно генерируемым множеством одинаковых планет, на которых нечего делать. Никакой полноты здесь нет. Никому не советую покупать эту игру)
19 августа 2016 в 08:07
#
+58
Замечательная статья! Обязательно попробую эту игрулю! :3
19 августа 2016 в 19:24
#
0
Всем будущим читателям этой статьи, кто захочет пройти эту игру. Игра полна багов и недоработок. Не смотря на весь скрытый смысл, до которого не каждый дойдет своим сознанием, игра является скучной и однообразной, сырой кратко говоря. Советую посмотреть обзоры на YouTube, где игроки высказывают свое мнение, прежде чем покупать/скачивать эту игру. Время невозвратно
19 августа 2016 в 22:16
#
Иван Волошин
0
Почему конец это новая вселенная? У меня 1 Атлас отсутствовал из за того что я нечаянно его удалил, в конце концов не создавалась ни какая вселенная. Я продолжил лететь дальше, через 2 системы появилась та самая черная дыра которую якобы создал сам игрок собрав 10 Атласов. Пролетев через нее я очутился не в новой галактике, а в следующей цепочке систем где на интерфейсе карты было написано — путь к центру. Исходя из этого можно выявить то что это еще не конец путешествия, дальше не было Атласов, были просто планеты и черные дыры встречающиеся рядом с цепочкой пути. Долго не думая я решил попробовать сделать свой гипер движок почти бесконечным, для более быстрого перемещения (Использовал Трейнер который открывает все возможности для быстрого исследования игрового пространства). Было сделано около 70 варп прыжков и я не выдержал столь долгово путешествия вышел из игры и тайна дополнительного пути от меня осталась в тайне (Терпения не хватило, я вышел из игры и удалил её). Для меня это было не постижимо, возможно есть люди которые все таки долетели до реального центра, или же все кто играл в игру просто на просто разочаровались в игре и сделали тоже самое, но уже на создании новой звезды. Есть ли там что то, ответ остается в руках разработчиков или же в самой симуляции которая должна дать нам ответ, если все таки он есть в дальнейшем пути. Возможно это просто рандомная часть вселенной которую можно рассматривать бесконечно, а возможно цепочка систем реально ведет к центру. Есть ли те кто отправится в долгое путешествие? Есть еще догадка что разработчики не учли конца, как написано в этой статье — это просто расширение..
В общем из своего пути в этой игре это все что удалось предположить.
Спасибо за внимание!
22 сентября 2016 в 11:47
#
Иван Волошин
0
Еще хочу добавить то что я играл на версии 1.09 где вроде бы как не было замечено мешающих прохождению лагов.
22 сентября 2016 в 11:50
#
0
Нет там никакого "реального центра"
Просто игра по кругу.. есть ролики на ютуб, где люди показывают как они доходили до 12-го центра.. и игра просто повторяется....
3 ноября 2016 в 10:54
#
0
Статья то хорошая.. Но на деле все намного проще.
Авторы просто не осилили концовку, недоделали, не смогли придумать ничего более стоящего, чем просто пустить игру по кругу.
Никаких глубоких мыслей в этом нет.
Идеч начать игру с начала ну никак не нова, не оригинальна..
жаль только что в этой игре сюжета нет, да и геймплей скучен невероятно.
3 ноября 2016 в 10:49
#
+291
Господа все кого заинтересовала эта тема, вы ведь рик и морти смотрели?) по моему это лучшая фантастика, на тему симуляции вселённых, мироздания, мультивселенной и путешествий сквозь время и пространство
27 октября 2017 в 15:31
#
Илья Булавин
0
Да, и "Рик и Морти" и данная игра стала катализатором вдохновения подумать о "непостижимом" еще разок. А в чем смысл жизни?
Не, на самом деле игра мне очень зашла.
"А в чем смысл жизни?" — с каждым разом, задавая себе этот вопрос и хотя бы пытаясь на него ответит, появляется крупица интереса в жизни — спасибо технологиям, фантазии людей, что приносят это "непостижимое" умом творчество в наш мир.
Наверно поэтому я люблю антиутопии и фентези))
31 марта 2020 в 00:18
#
0
16
28 сентября 2023 в 09:26
#

Читайте также