Трудно без мыслей об апокалипсисе начинать писать статью о превосходстве искусственного интеллекта над человеческим. Когда несколько людей собираются вместе, чтобы произвести на свет один единый механический разум, это всегда страшно и захватывающе одновременно. Правильнее будет начать с фактов.
Факт: Программа AlphaGo, разработанная компанией DeepMind (принадлежит Google), выиграла первую серию игр против корейца Ли Седоля, чемпиона мира по Го.
Не взирая на небольшие ошибки, AlphaGo уверенно обыграла чемпиона. Кореец прокомментировал:
«Я очень удивлен. Я не ожидал поражения и не представлял, что AlphaGo играет настолько круто.»
До этого машина без особенных сложностей обыграла француза китайского происхождения Фаня Хуэя, чемпиона Старого Света.
Факт второй: 13 марта счет составлял 3:1 в пользу искусственного интеллекта AlphaGo, на что Джефф Дин, старший научный сотрудник Google заявил, что следующей дисциплиной, в которой машина должна будет победить чемпионов, станет игра компании Blizzard Starcraft, имеющая огромную популярность в Корее.
После этого заявления популярные старкрафтеры мира не могли молчать. Высказались прославленный Лим Е Хван под ником Boxer:
«Я не знаю, насколько умна AlphaGo, но даже если она и обыгрывает людей в го, то все равно не сможет обыграть человека в StarCraft. Умение действовать по ситуации в StarCraft'е гораздо важнее, чем в го, и в этом искусственный интеллект не сравнится с людьми. Очевидно, что в этой игре очень много переменных, таких как разведка, а также есть такие факторы, как карты, баланс, микроконтроль, «игры разума» и так далее. Даже если искусственный интеллект изучит огромный объем данных, он не сможет достигнуть уровня профессионалов.
Если в будущем мне предложат сыграть против искусственного интеллекта, я с радостью соглашусь. Даже если компьютер изучит все стратегии, которые я сыграл в своей жизни, к нашей игре я подготовлю новую, которой программа не сможет противостоять. Я очень воодушевлен идеей того, что смогу выйти на матч против машины в качестве представителя человечества.»
Давайте порассуждаем, почему интеллект все же будет сделан, но почему он не сможет победить живых действующих чемпионов. Я делал переводил статьи университета Алберта, чтобы ознакомиться с проблемой и пришел к следующим выводам.
Вывод первый: Программа, которая собирается побеждать чемпионов, будет написана не для Starcraft II, а для Starcraft: Brood War. Происходит это потому, что в настоящее время на чемпионатах между AI используют BWAPI — полученный реверс-инженирингом интерфейс для чтения и записи данных в память процесса SC:BW. Подобные программы мало чем отличаются по функционалу от maphack’a, что дает человеку, их использующему, возможности гораздо шире, чем у обычных игроков, а это запрещено политикой Blizzard. Поэтому компания запретила писать AI для Starcraft II, во избежании проблем с утечкой программы в сеть (функционирует BWAPI на C++).
Вывод второй: Стратегия в реальном времени является предметом В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ, простите за каламбур. Игра обновляется раз в 24 секунды и это означает, что игроки, принимают решения в кратчайшие сроки. Каждые 42 ms при такой статистике игрок может принять управленческое решение, меняющее в корне ход игры. И если запрограммировать AI подобным образом, есть шанс одолеть даже самого сильного чемпиона. Напомню ролик, в котором показано, как компьютер обучают грамотно разводить зерглингов, чтобы не попасть под удары танков. После такого невольно ужаснешься.
А вот здесь второй пример человека против компьютера:
Вывод третий: Важный фактор — недетерминированность, то есть непредсказуемость происходящих событий. Представьте, что вы AI и просчитали 10 в 200 степени вариантов (что относительно близко к Starcraft: BW. Количество возможных состояний оценивается для Го 10 в 170 степени, а в шахматах 10 в 50). И внезапно, злосчастная мина не сработала, заклинание не применилось и ваша совершенная стратегия дает сбой… В результате выходит, что обычно применяемое древо решений ну никак не подойдет для победы. И что самое занятное, по статистике люди гораздо быстрее и виртуознее решают задачи, в которых не требуется древо решений.
Вывод четвертый: Искусственному интеллекту предстоит заучить миллионы ситуаций, миллионы вариантов в миллионах матчей. Это возможно, но это невероятно трудоёмкая задача, которую могут и не выполнить в ближайшем будущем разработчики универсального AI. Но кто знает… Может быть Google все же перевернет мир с ног на голову. Вот тогда восстание машин уж точно не за горами.