24-й фильм самой живучей кинофраншизы современности (шутка ли – фильмы об агенте 007 выходят уже 53 года) Джеймс Бонд встречает в маскировке – в Мехико празднуют День мертвых, и шпион сливается с толпой в полном облачении: маска-череп на лице, костлявая накидка поверх смокинга, смуглая красавица в объятиях. Привычный убийственный облик он приобретет еще до первой монтажной склейки – которая сообщит: его подлинное намерение – покушение на итальянского террориста. Еще до титров «Спектр» успеет похвастать подрывом пары исторических зданий, перестрелкой в обезумевшей толпе и акробатической рукопашной прямо на борту вертолета.
Надо не без горечи признать - этот открывающий эпизод, впрочем, так и останется в «Спектре» лучшим, и вслед за стартовым рывком фильм будет только все больше и больше выдыхаться. Мексиканская гастроль для Бонда закончится обретением кольца с осьминогом – а значит, выходом на прославленный классическими сериями бондианы зловещий синдикат СПЕКТР. За неуловимым главарем организации Бонд будет охотиться в Риме и Лондоне, в Альпах, Марокко и посреди Сахары – меняя вертолет на моторную лодку, «Астон Мартин» на поезд, а в какой-то момент даже совершая победный гамбит на бескрылом самолете. Не обойдется и без остановок на водку-мартини и постельные успехи – слишком короткий с Моникой Беллуччи и чрезмерно развернутый с куда менее страстной здесь, чем в «Жизни Адель» Леа Сейду. Когда, впрочем, дойдет до развязки и подверстывающего сюжет «Спектра» к предыдущим крэйговским сериям бондианы разоблачения – оно вдруг окажется разочарованием. Неужели Бонд в версии Крэйга на протяжении трех предыдущих фильмов страдал, теряя любимых и фирменную самоиронию, ради вот этого?
Причины такого неожиданно пресного выхода стоит, как это часто бывает, искать в обстоятельствах кинопроизводства. Бондиана всегда была проектом строго продюсерским. Помните ли вы имена режиссеров «Голдфингера» и «Шаровой молнии», «Шпиона, который меня любил» и «Из России с любовью»? А ведь это лучшие фильмы франшизы. Сэм Мендес в «Скайфолле» ухитрился оставить заметный авторский след – в первую очередь, за счет подчеркнутого фрейдизма сюжета и поразительной на фоне обычных бондовских путешествий камерности. Взяться за еще одну картину его пришлось долго уговаривать – но той же свободы в этот раз ему очевидно не дали, вместо этого попытавшись накренить Бонда в сторону плейбойской традиции, невозмутимости смокингов и коктейлей. Крэйгу при этом такой подход очевидным образом не идет – неудивительно, что располагающий контрактом на еще один фильм актер не стесняется сообщать в интервью о желании поскорее от героя отделаться.
Пожалуй, преждевременная замена героя, подхода, формулы – именно то, что после «Спектра» потребуется бондиане. Главная проблема этого отполированного визуально, насыщенного трюками (вот чему в этот раз Мендес очевидно уделял наибольшее внимание) фильма в том, что он ухитряется ни разу – абсолютно – зрителя удивить. «Спектр» в каждой сцене делает ровно то, чего от него ждешь, - после экшен-эпизода выдает вымученную цитату из славной истории 007, выдает суперзлодею банальную психологическую мотивацию, рисует формально нонконформистскую девушку Бонда подозрительно сговорчивой, кротом в МИ6 делает ровно того персонажа, который молится на дронов и камеры слежения, – и даже финальный финт осуществляет в полном соответствии с ожиданиями. Для шпиона, главным достоинством которого 53 года было умение ожидания обманывать и превосходить, такой выход получается пенсионным капустником, а не триумфальным возрождением.