Некоторые люди иногда сталкиваются со странной и необычной ситуацией — им приходит денежный перевод от незнакомого лица, затем раздаётся звонок, звонящий говорит, что ошибся, и просит вернуть деньги переводом в банк по номеру, который он назовёт. Действительно, кто-то может ошибиться, но есть риск оказаться обманутым или втянутым в какую-то мутную преступную схему, связанную с отмыванием или мошенничеством. Рассказываем, что не стоит делать ни в коем случае и как безопаснее всего поступить в такой ситуации.
Может не произойти ничего страшного — человек, ошибшийся при переводе, получит обратно свои деньги и переведёт их куда нужно. Но может случиться так, что следом позвонит ещё один и тоже скажет, что он ошибся, и что это его деньги. Впоследствии он может подать иск и отсудить у вас не только эту сумму, но ещё и проценты за пользование своими деньгами и расходы на юриста.
Также может оказаться, что вы получили деньги от законопослушного человека и передали их преступнику. Известны случаи, когда мошенники в тёмную используют в своих схемах посредника, чтобы запутать следы: они продают кому-нибудь на онлайн-барахолке чужой товар, деньги через ничего не подозревающего посредника уходят к ним, а не к продавцу, покупатель ничего не получает, хочет вернуть заплаченную сумму и звонит по тому номеру, куда он перевёл средства.
2. Что будет, если отказаться возвращать деньги и оставить их у себя?
Это самый плохой вариант. Конечно, есть вероятность, что деньги не будут пытаться вернуть и о них забудут, но она крайне мала. Чем больше сумма ошибочного перевода, тем выше шансы нарваться на судебный иск или каверзные вопросы со стороны полиции. В обоих случаях деньги придётся вернуть, возникнут дополнительные расходы на юристов, а если полиция выяснит, что вы потратили чужое на свои нужды, это может быть расценено как кража или мошенничество.
3. Что делать, чтобы не засудили и не посадили?
Наилучший вариант — сразу обратиться в банк с заявлением о том, что вам пришёл перевод от неизвестного лица, эти деньги вам не принадлежат, и вы просите вернуть их отправителю. Обращаться можно разными способами (например, через чат с поддержкой или заказным письмом на юридический адрес банка), но лучше всего делать это так, чтобы ваше обращение было зафиксировано и вы в дальнейшем могли не только доказать, что оно было, но и показать то, что в нём написано. Для этого важно, чтобы переписка с поддержкой сохранялась (некоторые банки удаляют её) или чтобы у вас сохранилась возможность увидеть и показать содержимое обращения (это возможно, например, если воспользоваться отправкой электронного заказного письма через «Почту России»). Электронное письмо не особо надёжный вариант, так как при отсутствии ответа на него вы не докажете, что оно дошло до банка и было прочитано.
У банков имеется возможность отменить перевод и вернуть деньги отправителю, реже — по обращению отправителя, почти всегда — по обращению получателя. Даже если к вам возникнут претензии по поводу получения чужих средств, обращение в банк станет вашей защитой, позволяющей избежать неприятностей.