Банки активно навязывают кредитные карты, в основном рассказывая об их преимуществах, ставших особенно актуальными после значительного подорожания кредитов. Несколько месяцев назад я ради эксперимента получил кредитки от ряда банков и могу рассказать, к каким уловкам они прибегают. В некоторых из них мне тайно навязали ненужные услуги, но это было скорее инициативой конкретного сотрудника, который хотел выполнить план по определённым позициям ради улучшения показателей и получения премии.
Первый косяк. Сотрудница банка при выдаче кредитки попросила перевести на неё деньги с другой карты, а затем повела к банкомату, чтобы пополнить с этой кредитки номер телефона. Обоснование — якобы для проверки работоспособности карты, на самом деле — для получения вознаграждения за клиента, который начал пользоваться картой. Использовать карту сразу после получения вовсе не обязательно, в банкомате она не активируется, она и так активна, поэтому можно отказаться от предложенных операций.
Второй косяк. Сотрудница выдала платёжный стикер для наклейки на смартфон, обосновав тем, что это обязательно и бесплатно. Он привязан к тому же счёту, но по сути представляет собой вторую карту, за выдачу которой сотрудницу дополнительно наградят. Если им не пользоваться (а обладателям Android-смартфонов это ни к чему), он будет мешаться в мобильном приложении, а для закрытия этой карты нужно идти в банк с паспортом.
Третий косяк. Сотрудница тайно подключила автоматическое пополнение счёта телефона. Найти это было непросто — пришлось заходить в банковский кабинет на сайте банка, искать и отключать там. В поддержке были удивлены находчивости коллеги, извинились и сообщили, что с ней будет проведена профилактическая беседа.
«Альфа-Банк»
Первый косяк. Курьерша при выдаче кредитной карты настойчиво просила пополнить её и пополнить с неё счёт мобильного телефона. Обоснование такое же лживое, как у ВТБ — якобы таким образом карта активируется, а если это не сделать, то пользоваться ею не получится. Это обман, причём доставляющий неудобства. Дело в том, что в дату первого платежа начинается отсчёт грейс-периода, то есть срока, по истечении которого вы обязаны вернуть деньги банку, если не хотите платить проценты за их использование. В том случае, если вы планируете крупную покупку, нет никакой пользы в том, что вы сами себе сократите грейс-период по прихоти курьерши.
Второй косяк. Курьерша то и дело пыталась взять мой телефон в руки, чтобы сделать всё самостоятельно: скачать и открыть документы, ввести пришедшие коды и т. п. Со мной такое не прокатило, а вот друг рассказывал, что дал телефон курьеру, тот сделал, что ему надо, а в итоге оказалось, что он вдобавок ко всему открыл счёт в «Альфа-Инвестициях» и купил на кредитные деньги несколько акций. История закончилась хорошо — акции выросли, друг был в прибыли, но могло случиться иначе.
К карте «Альфа-Банка» обычно подключается куча платных услуг, которые могут быть не нужны, в том числе страховка и уведомления. Их можно отключить через чат-бот и поддержку.
«Т-Банк»
Курьеры «Т-Банка» любят навязывать различные услуги, например, те же инвестиции или переход от действующего сотового оператора к «Т-Мобайл». Причём SIM-карта «Т-Мобайл» уже оказывается готова и запечатана в конверт, её вручают, нужно только оставить заявку на переход, что можно сделать тут же с помощью курьера. В моём случае курьер моментально сдулся, когда увидел, что тариф у T2 в два раза ниже.
«Раффайзен»
Единственный банк, который не стал ничего навязывать при выдаче кредитки. Курьерша даже предупредила, что по умолчанию подключена подписка для получения уведомлений, кэшбэка и страховки. Первый месяц она действует бесплатно, затем за неё списывается по 299 рублей в месяц, и стоит отключить её, если я не планирую пользоваться картой. Правда, «Раффайзен» перестал выдавать кредитные карты, а дебетовую я взял просто для коллекции и ни разу не использовал.
«Сбербанк»
Фишка «Сбербанка» — подключать страхование кредита. Сотрудники банка говорят, что страховка бесплатная, если нет долга. И вроде бы это выгодно, если не понимать, что любые расходы по кредитной карте образуют долг. Платёж по страховке как бы небольшой — от 0,89% до 2,3%. Но иногда «банкиры» забывают озвучить, что это не годовые проценты, а в месяц от суммы долга. Если пересчитать в годовые, получится совсем не так привлекательно — до 27,6%.
«Газпромбанк»
Первый косяк. Сотрудница банка заявила, что не выдаст кредитную карту без дебетовой. Никакими уговорами и вопросами на логику обойти это не вышло — «нельзя» и всё. Обманывала, что обе карты якобы идут пакетом. Для выдачи второй карты нужно было отдельное заявление и подтверждение SMS-кодом, который пришёл только через 20 минут. В результате получение карт затянулось почти на час.
Второй косяк. Она же навязала подписку «Привилегии» — потому, что без этого якобы не будет доступен повышенный процент по накопительному счету. Хорошо, что в пробный период подписка бесплатная, её удалось отключить без потерь.
Второй косяк. Снова она же вынудила перекинуть на только что выданную дебетовую карту 3000 рублей и запретила выводить эти деньги со счёта раньше чем через месяц. А затем попыталась заставить скинуть деньги на кредитку и сразу при ней пополнить с кредитки счёт телефона, но тут уже был перебор, она сама это поняла и быстро смирилась с отказом.
Как не попадаться на банковские уловки?
Не отдавайте свой смартфон в руки курьеру или сотруднику банка, держитесь на расстоянии вытянутой руки, нажимайте на экран самостоятельно и старайтесь не показывать его содержимое. Даже если что-то не понятно, старайтесь разобраться самостоятельно и только в крайнем затруднении обращайтесь за помощью. Будьте готовы, что это будет раздражать «банкиров» — они будут говорить, к примеру, что можно сделать всё быстрее, вы затягиваете время и из-за вас ждут другие клиенты. Ожидание клиентов, это проблема банков — посадите за компьютеры ещё сотрудников, наймите ещё курьеров.
Читайте договор, а если не согласны с чем-то, просите убрать эти пункты. Не все условия выйдет изменить, но можно, к примеру, отказаться от получения рекламы, передачи ваших персональных данных сторонним организациям и взыскания долга в упрощенном порядке без суда — на это вы точно имеете право, и этим правом стоит воспользоваться.
Не пользуйтесь картой сразу после получения, если вам это не нужно. Не поддавайтесь на уговоры пополнить её, оплатить с неё какие-нибудь услуги, проверить счёт в банкомате и т. п. Когда вам потребуется, тогда вы ею и воспользуетесь, а курьеры и банковские работники при появлении внезапного желания срочно заплатить за что-либо пусть пользуются своими картами, а не вашей.
После получения карты зайдите в банковское приложение или на сайт банка и проверьте, не подключили вам страховки, автоплатежи, уведомления и какие-нибудь другие ненужные услуги. Если такие есть, не стесняйтесь жаловаться в поддержку — так есть вероятность, что в будущем кому-нибудь другому не подключат то же самое.