Твердотельные накопители последние несколько лет стали крайне популярными, в некоторых случаях полностью заменив жесткие диски, что не могло не повлечь за собой гору мифов про них. Так что давайте разбираться, что можно делать с SSD, а что нельзя, и как с ними работают различные системы.
Причина появления мифа понятна: команду TRIM «из коробки» поддерживают лишь относительно современные версии систем: в случае с Windows это 7 и выше. Что же это за команда и зачем она нужна? Проблема в том, что когда вы удаляете файл в том же Проводнике, он не удаляется физически с накопителя, последний даже не знает об этом: просто ваша файловая система метит нужные ячейки на нем как «неиспользуемые». В случае с жесткими дисками проблем нет никаких: для них нет разницы в скорости записи и перезаписи ячейки, а вот SSD перезаписывают данные существенно медленнее, чем записывают. Для этого и была введена команда TRIM: она очищает «неиспользуемые» ячейки до того, как в них будет записана новая информация, то есть скорость работы накопителя будет всегда высокой.
Отсюда можно сделать простой вывод: старые системы не убивают SSD, просто из-за отсутствия поддержки TRIM такие накопители могут работать в них медленнее. Но, опять же, это «медленно» в разы быстрее самых лучших жестких дисков, а с учетом общей нетребовательности ОС десятилетней давности на твердотельных накопителях они будут просто летать.
Миф второй: SSD гораздо менее надежны, чем жесткие диски
Смотря что считать надежностью: уронив SATA SSD с высоты в пару десятков сантиметров на стол вы, скорее всего, никак ему не навредите. А вот жесткий диск такое падение легко может отправить в компьютерный рай. Но если говорить о времени жизни этих типов накопителей, то тут все не так очевидно.
Тесты, проведенные 3Dnews, показывают, что даже дешевые SSD позволяют записать на них 500-700 ТБ информации. Много это или мало? Даже если вы будете активно ставить на твердотельный накопитель игры и хранить на нем 4К-видео, то едва ли вы запишите на него за год больше 15-20 ТБ. Иными словами, вы исчерпаете ресурс перезаписи ячеек лет эдак через 20, а то и 30 (а для топовых SSD вообще через столетие) — очевидно, вы перестанете пользоваться этим накопителем гораздо раньше и по другим причинам.
С другой стороны, на различных компьютерных барахолках легко найти HDD объемами в 20-40 ГБ, которым два десятка лет и они имеют хорошие показатели SMART — их продают лишь потому, что смартфоны в современном мире имеют куда больше памяти. Так что, в общем и целом, для большинства современных накопителей, будь то SSD или жесткие диски, можно сказать одно: с высокой долей вероятности они переживут ваше устройство, а то и не одно, и скорее устареют морально, чем сломаются.
Миф третий: в слабые компьютеры нет смысла ставить SSD
Вопроса тут два — какой ПК считать слабым, и для каких целей вы его используете. По своему опыту могу сказать, что даже в случае с Pentium 4, которым по 15 лет, Windows 7 на SSD работает и загружается существенно быстрее, чем на жестком диске. А вот в интернете, например, разницы нет никакой — все быстро упирается в 100% нагрузку на CPU и работает медленно на обоих накопителях.
В общем и целом, тут можно сказать одно: если в ваших повседневных задачах процессор не работает на максимум, то установка SSD их ускорит, сколько бы лет не было вашему CPU. На практике даже в случае с Core 2 Duo, которые всего на пару лет младше P4, Windows 10 на твердотельном накопителе «шуршит» куда быстрее, и это явно видно даже при серфинге в интернете.
Миф четвертый: в топовые игровые компьютеры нужно ставить NVMe SSD и точка
Меня забавляет тот факт, что в дорогие сборки или же ноутбуки все массово ставят быстрые NVMe SSD. Вкратце — это новый протокол, разработанный специально для SSD и позволяющий подключать последние аж через 4 линии PCIe, что дает умопомрачительные скорости последовательного чтения и записи свыше 2-3 ГБ/c.
Но вот на практике, если сравнивать скорость загрузки игр с таких монстров и простеньких бюджетных SATA SSD, разница оказывается в... одну-две секунды, причем отрыв от HDD зачастую в 2-3 раза. Почему же так происходит?
Во-первых, последовательное чтение или запись — это сферический конь в вакууме: буквально за пару десятков секунд кончается быстрый SLC-кэш и скорость падает до нескольких сотен мегабайт в секунду, то есть вполне себе до уровня типичного SATA 3. Во-вторых, игры (и вообще программы) — это не пара файлов весом в несколько гигабайт, это тысячи и десятки тысяч мелких файлов килобайтного веса, и с ними SSD опять же работают не очень-то быстро, зачастую скорости составляют всего-то десятки мегабайт в секунду — это опять же доступно для обычных SATA SSD, и при этом на порядок быстрее лучших HDD. Ну и в-третьих, скорость загрузки игр зависит далеко не только от SSD: свою роль тут играет и процессор, и видеокарта, и ОЗУ.
В результате мы получаем, что крутой NVMe SSD и простенький SATA при загрузке игр выступают практически одинаково, так что нет абсолютно никакого смысла переплачивать за первый — едва ли вы почувствуете разницу между 24 и 25 секундами, а вот на сэкономленные деньги можно улучшить другие комплектующие.
Миф пятый: полностью удалить данные с SSD можно только путем полного форматирования
Как же работает полное форматирование? Очень просто — банально записывает во все ячейки накопителя нули. Восстановить данные после такого практически нереально (из-за магнитной природы HDD это все-таки возможно, но требует очень дорогого оборудования и шанс полного восстановления удаленной информации нулевой), так что им активно пользуются для очистки накопителя от данных для, например, продажи.
Но ведь для удаления информации с SSD используется команда TRIM, которая полностью затирает ячейки, что делает невозможным восстановление данных. И вызывается она как раз при быстром форматировании, так что полное форматирование в случае твердотельного накопителя банально не нужно, более того — даже вредно: вы по сути увеличиваете количество записанной на него информации на его объем, тем самым уменьшая его ресурс.
Миф шестой: SSD не увеличивают FPS в играх
Казалось бы, в чем миф? Ведь данные с накопителя предварительно загружаются сначала в ОЗУ, а потом уже с ними работают процессор и видеокарта. То есть количество кадров в секунду в играх зависит лишь от них троих, накопитель тут не важен.
Однако это не совсем так: современные игры очень тяжелые, и скорости жесткого диска может не хватать для загрузки необходимых данных в ОЗУ. В итоге это будет вызывать или непрогруженные текстуры, что само по себе неприятно, или, что еще хуже, так называемые «фризы»: иными словами, картинка будет подвисать. На среднем FPS это никак не скажется — а вот так называемые 1% low или 0.1% low могут упасть до 5-10 FPS: это будет означать, что в игре раз в несколько секунд встречается фриз, и играть так, разумеется, очень неприятно.
Избавиться от этой проблемы поможет перенос игры на SSD, и в таком случае 1% low и 0.1% low серьезно поднимутся и фризов не будет, так что твердотельный накопитель действительно может увеличить количество кадров в играх.
Миф седьмой: нельзя просто взять и перенести систему с HDD на SSD
Почему-то некоторые думают, что современные системы по-разному ставятся на эти два типа накопителей, так что если вы поставили в компьютер SSD, то систему придется переустанавливать. Это в корне не так: даже если вы поставили Windows 10 на HDD, все равно в системной папке будут храниться драйвера для работы с SSD, поэтому при переносе системы на такой накопитель она без проблем будет работать на нем после некоторой самостоятельной настройки.
Конечно, исключения бывают: например, релизная Windows 7 не умеет работать с NVMe SSD, так что перед ее переносом на такой накопитель в нее придется интегрировать драйвер с его поддержкой. Также вполне может слететь активации системы, но, в общем и целом, в подавляющем большинстве случаев проблем не будет никаких.
Миф восьмой: чтобы SSD прожил долго, нужно перенести с него файл подкачки, отключить индексацию, проверку на вирусы и так далее
Пожалуй, тут ничего удивительного нет: действительно, если мы отключим все системные операции, которые что-либо перезаписывают на SSD, он разумеется проживет дольше. Только вот тут есть один тонкий момент: даже без таких ухищрений ваш твердотельный накопитель способен проработать не один десяток лет, а вот без файла подкачки (или с ним, но на HDD) вы быстро познаете всю боль от недостатка ОЗУ и будете «радоваться» минутному поиску файлов на диске с отключенной индексацией. Так что тут принцип прост: ничего не трогайте и наслаждайтесь быстрой работой.
Миф девятый: SSD требует дефрагментации
Думаю, многие из тех, кто ставили систему на HDD, еще помнят, что через полгода-год дефрагментация накопителя зачастую позволяла вернуть ей былую шустрость без переустановки. Причина в этом проста: головке HDD проще считывать данные с диска в том случае, когда они расположены последовательно. Любой ее перенос в другое место — это задержка в десятки миллисекунд, которая легко выливается в лишние десятки секунд загрузки системы или программ. Поэтому дефрагментация — то есть процесс соединения «кусочков» программ с разных областей диска в один — действительно ускоряла работу.
Однако в случае с SSD это не так: если не вдаваться в подробности, то время доступа к любой ячейке на нем одинаково. Поэтому нет разницы, записана ли программа одним цельным куском или же разбита на много мелких — открываться она будет одинаково быстро. Так что процесс дефрагментации для твердотельного накопителя банально не нужен и даже вреден, так как опять же будет уменьшать ресурс его работы.
Миф десятый: SSD не требуют дальнейшей настройки после установки системы
Не совсем так. Действительно, большинство пользователей просто ставит на твердотельные накопители нужную ОС и спокойно работают без всяких проблем, но вот на деле SSD — устройства достаточно сложные, и под них некоторые производители (например, Samsung) пишут отдельные драйвера и выпускают утилиты для обновления их прошивки. Так что, разумеется, можно ничего не трогать, и все будет неплохо работать на современных системах, но нередко есть возможность еще больше поднять производительность SSD путем обновления драйверов или прошивки.
Миф одиннадцатый: SSD, как и ОЗУ, сильно не греются, так что им радиаторы не нужны
Еще как греются. Конечно, если брать дешевые SATA-накопители с простенькими контроллерами, то с ними никаких проблем не будет. Но вот топовые NVMe SSD от Samsung или Intel зачастую имеют мощные двухъядерные контроллеры, и вот им без охлаждения может быть туго: температуры быстро подскакивают к 70-75 градусам и начинается троттлинг, приводящий к снижению скоростей чтения и записи. Так что если в случае с ОЗУ радиаторы на самом деле являются баловством, то вот для быстрых твердотельных накопителей они, как говорится, мастхэв.
Миф двенадцатый: за SSD нужно постоянно следить
Не обязательно. Разумеется, следить нужно за всем: компьютер — штука достаточно сложная, так что проверять раз в некоторое время температуры или же состояние накопителей все же желательно. Но делать это на постоянной основе, более того — держать программы для мониторинга в памяти, абсолютно не нужно: контроллер SSD сам отлично умеет распределять информацию по ячейкам, а современные ОС отлично умеют работать с твердотельными накопителями и посылать им нужные команды в нужное время.
В итоге, как видите, мифов про SSD хватает. Знаете какие-либо еще? Пишите об этом в комментариях.