12 мифов о SSD, про которые пора забыть



Твердотельные накопители последние несколько лет стали крайне популярными, в некоторых случаях полностью заменив жесткие диски, что не могло не повлечь за собой гору мифов про них. Так что давайте разбираться, что можно делать с SSD, а что нельзя, и как с ними работают различные системы.

Подписаться на iGuides в Telegram, чтобы узнать обо всем первым — t.me/iguides

Миф первый: старые системы не умеют работать с SSD и тем самым убивают их

Причина появления мифа понятна: команду TRIM «из коробки» поддерживают лишь относительно современные версии систем: в случае с Windows это 7 и выше. Что же это за команда и зачем она нужна? Проблема в том, что когда вы удаляете файл в том же Проводнике, он не удаляется физически с накопителя, последний даже не знает об этом: просто ваша файловая система метит нужные ячейки на нем как «неиспользуемые». В случае с жесткими дисками проблем нет никаких: для них нет разницы в скорости записи и перезаписи ячейки, а вот SSD перезаписывают данные существенно медленнее, чем записывают. Для этого и была введена команда TRIM: она очищает «неиспользуемые» ячейки до того, как в них будет записана новая информация, то есть скорость работы накопителя будет всегда высокой.

Отсюда можно сделать простой вывод: старые системы не убивают SSD, просто из-за отсутствия поддержки TRIM такие накопители могут работать в них медленнее. Но, опять же, это «медленно» в разы быстрее самых лучших жестких дисков, а с учетом общей нетребовательности ОС десятилетней давности на твердотельных накопителях они будут просто летать.

Миф второй: SSD гораздо менее надежны, чем жесткие диски

Смотря что считать надежностью: уронив SATA SSD с высоты в пару десятков сантиметров на стол вы, скорее всего, никак ему не навредите. А вот жесткий диск такое падение легко может отправить в компьютерный рай. Но если говорить о времени жизни этих типов накопителей, то тут все не так очевидно.



Тесты, проведенные 3Dnews, показывают, что даже дешевые SSD позволяют записать на них 500-700 ТБ информации. Много это или мало? Даже если вы будете активно ставить на твердотельный накопитель игры и хранить на нем 4К-видео, то едва ли вы запишите на него за год больше 15-20 ТБ. Иными словами, вы исчерпаете ресурс перезаписи ячеек лет эдак через 20, а то и 30 (а для топовых SSD вообще через столетие) — очевидно, вы перестанете пользоваться этим накопителем гораздо раньше и по другим причинам.

С другой стороны, на различных компьютерных барахолках легко найти HDD объемами в 20-40 ГБ, которым два десятка лет и они имеют хорошие показатели SMART — их продают лишь потому, что смартфоны в современном мире имеют куда больше памяти. Так что, в общем и целом, для большинства современных накопителей, будь то SSD или жесткие диски, можно сказать одно: с высокой долей вероятности они переживут ваше устройство, а то и не одно, и скорее устареют морально, чем сломаются.

Миф третий: в слабые компьютеры нет смысла ставить SSD

Вопроса тут два — какой ПК считать слабым, и для каких целей вы его используете. По своему опыту могу сказать, что даже в случае с Pentium 4, которым по 15 лет, Windows 7 на SSD работает и загружается существенно быстрее, чем на жестком диске. А вот в интернете, например, разницы нет никакой — все быстро упирается в 100% нагрузку на CPU и работает медленно на обоих накопителях.

В общем и целом, тут можно сказать одно: если в ваших повседневных задачах процессор не работает на максимум, то установка SSD их ускорит, сколько бы лет не было вашему CPU. На практике даже в случае с Core 2 Duo, которые всего на пару лет младше P4, Windows 10 на твердотельном накопителе «шуршит» куда быстрее, и это явно видно даже при серфинге в интернете.

Миф четвертый: в топовые игровые компьютеры нужно ставить NVMe SSD и точка

Меня забавляет тот факт, что в дорогие сборки или же ноутбуки все массово ставят быстрые NVMe SSD. Вкратце — это новый протокол, разработанный специально для SSD и позволяющий подключать последние аж через 4 линии PCIe, что дает умопомрачительные скорости последовательного чтения и записи свыше 2-3 ГБ/c.



Но вот на практике, если сравнивать скорость загрузки игр с таких монстров и простеньких бюджетных SATA SSD, разница оказывается в... одну-две секунды, причем отрыв от HDD зачастую в 2-3 раза. Почему же так происходит?

Во-первых, последовательное чтение или запись — это сферический конь в вакууме: буквально за пару десятков секунд кончается быстрый SLC-кэш и скорость падает до нескольких сотен мегабайт в секунду, то есть вполне себе до уровня типичного SATA 3. Во-вторых, игры (и вообще программы) — это не пара файлов весом в несколько гигабайт, это тысячи и десятки тысяч мелких файлов килобайтного веса, и с ними SSD опять же работают не очень-то быстро, зачастую скорости составляют всего-то десятки мегабайт в секунду — это опять же доступно для обычных SATA SSD, и при этом на порядок быстрее лучших HDD. Ну и в-третьих, скорость загрузки игр зависит далеко не только от SSD: свою роль тут играет и процессор, и видеокарта, и ОЗУ.

В результате мы получаем, что крутой NVMe SSD и простенький SATA при загрузке игр выступают практически одинаково, так что нет абсолютно никакого смысла переплачивать за первый — едва ли вы почувствуете разницу между 24 и 25 секундами, а вот на сэкономленные деньги можно улучшить другие комплектующие.

Миф пятый: полностью удалить данные с SSD можно только путем полного форматирования

Как же работает полное форматирование? Очень просто — банально записывает во все ячейки накопителя нули. Восстановить данные после такого практически нереально (из-за магнитной природы HDD это все-таки возможно, но требует очень дорогого оборудования и шанс полного восстановления удаленной информации нулевой), так что им активно пользуются для очистки накопителя от данных для, например, продажи.



Но ведь для удаления информации с SSD используется команда TRIM, которая полностью затирает ячейки, что делает невозможным восстановление данных. И вызывается она как раз при быстром форматировании, так что полное форматирование в случае твердотельного накопителя банально не нужно, более того — даже вредно: вы по сути увеличиваете количество записанной на него информации на его объем, тем самым уменьшая его ресурс.

Миф шестой: SSD не увеличивают FPS в играх

Казалось бы, в чем миф? Ведь данные с накопителя предварительно загружаются сначала в ОЗУ, а потом уже с ними работают процессор и видеокарта. То есть количество кадров в секунду в играх зависит лишь от них троих, накопитель тут не важен.



Однако это не совсем так: современные игры очень тяжелые, и скорости жесткого диска может не хватать для загрузки необходимых данных в ОЗУ. В итоге это будет вызывать или непрогруженные текстуры, что само по себе неприятно, или, что еще хуже, так называемые «фризы»: иными словами, картинка будет подвисать. На среднем FPS это никак не скажется — а вот так называемые 1% low или 0.1% low могут упасть до 5-10 FPS: это будет означать, что в игре раз в несколько секунд встречается фриз, и играть так, разумеется, очень неприятно.

Избавиться от этой проблемы поможет перенос игры на SSD, и в таком случае 1% low и 0.1% low серьезно поднимутся и фризов не будет, так что твердотельный накопитель действительно может увеличить количество кадров в играх.

Миф седьмой: нельзя просто взять и перенести систему с HDD на SSD

Почему-то некоторые думают, что современные системы по-разному ставятся на эти два типа накопителей, так что если вы поставили в компьютер SSD, то систему придется переустанавливать. Это в корне не так: даже если вы поставили Windows 10 на HDD, все равно в системной папке будут храниться драйвера для работы с SSD, поэтому при переносе системы на такой накопитель она без проблем будет работать на нем после некоторой самостоятельной настройки.

Конечно, исключения бывают: например, релизная Windows 7 не умеет работать с NVMe SSD, так что перед ее переносом на такой накопитель в нее придется интегрировать драйвер с его поддержкой. Также вполне может слететь активации системы, но, в общем и целом, в подавляющем большинстве случаев проблем не будет никаких.

Миф восьмой: чтобы SSD прожил долго, нужно перенести с него файл подкачки, отключить индексацию, проверку на вирусы и так далее

Пожалуй, тут ничего удивительного нет: действительно, если мы отключим все системные операции, которые что-либо перезаписывают на SSD, он разумеется проживет дольше. Только вот тут есть один тонкий момент: даже без таких ухищрений ваш твердотельный накопитель способен проработать не один десяток лет, а вот без файла подкачки (или с ним, но на HDD) вы быстро познаете всю боль от недостатка ОЗУ и будете «радоваться» минутному поиску файлов на диске с отключенной индексацией. Так что тут принцип прост: ничего не трогайте и наслаждайтесь быстрой работой.

Миф девятый: SSD требует дефрагментации

Думаю, многие из тех, кто ставили систему на HDD, еще помнят, что через полгода-год дефрагментация накопителя зачастую позволяла вернуть ей былую шустрость без переустановки. Причина в этом проста: головке HDD проще считывать данные с диска в том случае, когда они расположены последовательно. Любой ее перенос в другое место — это задержка в десятки миллисекунд, которая легко выливается в лишние десятки секунд загрузки системы или программ. Поэтому дефрагментация — то есть процесс соединения «кусочков» программ с разных областей диска в один — действительно ускоряла работу.

Однако в случае с SSD это не так: если не вдаваться в подробности, то время доступа к любой ячейке на нем одинаково. Поэтому нет разницы, записана ли программа одним цельным куском или же разбита на много мелких — открываться она будет одинаково быстро. Так что процесс дефрагментации для твердотельного накопителя банально не нужен и даже вреден, так как опять же будет уменьшать ресурс его работы.

Миф десятый: SSD не требуют дальнейшей настройки после установки системы

Не совсем так. Действительно, большинство пользователей просто ставит на твердотельные накопители нужную ОС и спокойно работают без всяких проблем, но вот на деле SSD — устройства достаточно сложные, и под них некоторые производители (например, Samsung) пишут отдельные драйвера и выпускают утилиты для обновления их прошивки. Так что, разумеется, можно ничего не трогать, и все будет неплохо работать на современных системах, но нередко есть возможность еще больше поднять производительность SSD путем обновления драйверов или прошивки.

Миф одиннадцатый: SSD, как и ОЗУ, сильно не греются, так что им радиаторы не нужны

Еще как греются. Конечно, если брать дешевые SATA-накопители с простенькими контроллерами, то с ними никаких проблем не будет. Но вот топовые NVMe SSD от Samsung или Intel зачастую имеют мощные двухъядерные контроллеры, и вот им без охлаждения может быть туго: температуры быстро подскакивают к 70-75 градусам и начинается троттлинг, приводящий к снижению скоростей чтения и записи. Так что если в случае с ОЗУ радиаторы на самом деле являются баловством, то вот для быстрых твердотельных накопителей они, как говорится, мастхэв.

Миф двенадцатый: за SSD нужно постоянно следить



Не обязательно. Разумеется, следить нужно за всем: компьютер — штука достаточно сложная, так что проверять раз в некоторое время температуры или же состояние накопителей все же желательно. Но делать это на постоянной основе, более того — держать программы для мониторинга в памяти, абсолютно не нужно: контроллер SSD сам отлично умеет распределять информацию по ячейкам, а современные ОС отлично умеют работать с твердотельными накопителями и посылать им нужные команды в нужное время.

В итоге, как видите, мифов про SSD хватает. Знаете какие-либо еще? Пишите об этом в комментариях.
53

Рекомендации

Рекомендации

Будь в курсе последних новостей из мира гаджетов и технологий

Мы в соцсетях

Комментарии

Александр
+104
Насчёт второго мифа не соглашусь: если использовать компьютер для вычислений (особенно для параллельных вычислений), ссд выходит из строя за год.
Знакомый устанавливал ссд на небольшой кластер (4 процессора) в универе.
16 сентября 2019 в 15:46
#
+1764
Пользователь удален Александр
В серверах закладывается 5%-ный выход из строя HDD за год. Тут ничего не поделаешь, сложная техника. И проблема отнюдь не в ресурсе SSD.
16 сентября 2019 в 16:00
#
+62
К сожалению в ресурсе, а так же в температурном режиме (не экономьте на принудительном охлаждении!). Сам имею печальный опыт с 3-мя Intel Optane — прожили чуть больше полугода.
16 сентября 2019 в 22:16
#
+1764
Пользователь удален Oleg Nekrylov
Ребята из 3DNews получили 7000 ТБ перезаписи на Optane. И я очень сомневаюсь, что вы смогли записать такое количество данных за полгода. А вот причин, по которым сразу несколько SSD могут умереть за это время, хватает, начиная от указанного вами перегрева и заканчивая некачественным БП с высокими пульсациями. Так что еще раз — дело ни разу не в ресурсе.
16 сентября 2019 в 22:29
#
+62
Поверьте мне, с железом все ок — это вычислительный кластер (фактически целый ДЦ), а вот то, что указывают ребята из 3DNews очень сомнительно.
16 сентября 2019 в 22:44
#
+1764
Пользователь удален Oleg Nekrylov
Вы пишите про перегрев и после этого убеждаете меня, что с железом все ок?) Я не знаю, что вы там наворотили, но убить несколько лучших SSD на рынке за полгода — это нужно постараться.
Насчет 3DNews — вот ни разу не приходилось пока что сомневаться в подлинности их тестов. Если хотите — сам материал: https://3dnews.ru/938764 . Теория, методика — все по полочкам.
16 сентября 2019 в 22:52
#
+62
Я пище про перегрев, тк видел сгоревший Samsung HHHL собственными глазами (на объекте у клиента).
16 сентября 2019 в 22:56
#
+62
Чтобы нам разговаривать более понятным языком, хочу спросить: вы знаете что такое “big data”? Если да, то думаю все и так должно быть понятно.
16 сентября 2019 в 23:01
#
+62
У нас же, сдохли 3 штуки DC P4618, и 7 штук пока живут (на долго ли?).
16 сентября 2019 в 23:14
#
+1764
Пользователь удален Oleg Nekrylov
Эти SSD вышли буквально несколько месяцев назад, вы уже успели их купить (с учетом того, что в РФ они не продаются) и убить (50 000 (!!!!) TBW)? И вы думаете, я в это поверю?
16 сентября 2019 в 23:23
#
+62
Вообще-то они начали продаваться в начале 18-го года, а как дела обстоят в РФ я не в курсе, в Евросоюзе проблем с этим нет.
16 сентября 2019 в 23:30
#
+1764
Пользователь удален Oleg Nekrylov
Да неужели?) А вот сайт Intel говорит, что продаваться они начали во втором квартале 2019 — https://www.intel.ru/content/www/ru/ru/products/memory-storage/solid-state-drives/data-center-ssds/d7-series/dc-p4618-series/dc-p4618-6-4tb-aic.html . И опять же — возьмите да поставьте сгоревшие SSD в комп, благо они требуют обычный PCIe, да и посмотрите TBW. Или они тоже уже по гарантии уехали?)
16 сентября 2019 в 23:34
#
+62
Извиняюсь, тапнул на 8 вместо 9. Вы видите розничные продажи, а партнеры-интеграторы получили их на несколько месяцев раньше начала розничных продаж.
16 сентября 2019 в 23:48
#
+1764
Пользователь удален Oleg Nekrylov
Да разница, записать за 9 месяцев 50 ПБ — нереально. Даже для крупного ЦОД. И мне уже стало интересно — где это вы работаете, что запартнерились с Intel?) Это не каждому университету удается к слову. И опять же — тестаните сгоревшие SSD, интересно же.
16 сентября 2019 в 23:56
#
+62
Я же написал ниже — уехали в RMA. А вообще мы занимаемся климатическими исследованиями, а также нефтегазовой промышленностью.
17 сентября 2019 в 00:10
#
+1764
Пользователь удален Oleg Nekrylov
И для этих исследований нужен топовый ЦОД, в котором только SSD на сотню терабайт, и при этом вы еще и с Intel партнеры? Как организация-то называется, которая занимается климатом и нефтью одновременно?
17 сентября 2019 в 09:18
#
+1764
Пользователь удален Oleg Nekrylov
Отлично знаю, поэтому и не верю, что ЦОД даже среднего пошиба может обработать под 40 ТБ данных за сутки. В любом случае, у вас созранились эти Optane? Поставьте их в ПК, который их поддерживает, да и гляньте TBW через CrystalDiskInfo.
16 сентября 2019 в 23:18
#
+62
Уехали по RMA, но скоро придёт 48-я серия (у нас пока их ещё нет) вот тогда посмотрим, чего они стоят.
16 сентября 2019 в 23:22
#
+62
А ставить их все-равно бестолку — контроллер находится в режиме «вечного старта» (старт-отвал, старт-отвал... и так до бесконечности)
16 сентября 2019 в 23:24
#
Михаил Тимофеев
+14
помню интересовался лет 10 назад паралельными вычислениями. ну разные проекты под BOINC считали, команды, соревнования, ну в общем типа движуха. поставил я как то один проект считаться, и обратил внимание, что индикатор активности винта постоянно горит. ну начал рыть, что же такое постоянно на винт пишет. а оказалось все просто. выполнение WU занимает 1 поток. тогда было 4 потока, т.е. одновременно 4 ВУшки работали. а чтобы не потерять прогресс вычислений, периодически создаются т.н. чекпоинты — дампы уже посчитанного, с целью, в случае сбоя питания начать расчет задания с этого момента. каждая ВУшка считалась от пары дней до пары недель. и каждая из этих четырех ВУшек занимали в ОЗУ 750-850 МБ и полностью дампили себя на винт ЦЕЛИКОМ. каждые 5 минут. и валились эти примерно 3 ГБ в 5 минут непрерывно в режиме 24/7 месяцами. и это всего лишь 4 потока. а если их там 64-125-256?
17 сентября 2019 в 15:00
#
+1764
Пользователь удален Михаил Тимофеев
Никто не использует SSD в серверах для бэкапа, ибо в случае сбоя из него вы максимум кремний добудете. Но даже если предположить сей безумный вариант: одна вушка в сутки займет всего 0.8*12*24=230 ГБ. Ресурс указанного SSD от Intel выше — 53 ПБ, и по словам Олега он убился за полгода. То есть в день нужно писать 290 ТБ. Это 1260 вушек. Сгорели три SSD — это 3780 вушек! Теперь поняли мой сарказм по этому поводу?) И опять же — мы рассматриваем абсолютно нереалистичный сценарий использования твердотельников в серверах, в реале нагрузка на них куда ниже.
17 сентября 2019 в 16:50
#
Vadim Priluzkiy
0
RAID? Не. Не слышал. И да, это ни разу не бэкапы. Это штатная работа СХД.
18 сентября 2019 в 09:00
#
+7
Имею на работе сертифицированный компьютер, с лицензионным ПО Maris 900. Так вот, SSD ложатся так же раз в год очень стабильно. Все на гарантии, приезжает сервисный инженер, ставит новый диск и все опять еще год работает. Скорее всего проблема в особенности работы программного обеспечения, точнее в постоянной записи большого количества мелких файлов. Но смысл в том, что диски ложатся с завидной постоянностью.
17 сентября 2019 в 09:29
#
Andri Klin
+1
сертифицированный компьютер, с лицензионным ПО

Я таки извиняюсь, но вы уверены что на НЕсертифицированном компьютере, с НЕлицензионным ПО SSD сдохнет быстрее? Вы уверены что это вообще хоть как-то повлияет? Если да — то вы явный идеалист, и я бы даже сказал романтик. Если нет — зачем вы вообще об этом писали? Я не уверен что люди из отдела "К" тут есть).
17 сентября 2019 в 14:16
#
Михаил Тимофеев
+14
на несертифицированном компутере с пиратским по никакой сервисный инженегр не проидет. сами побежите за новым ссд ))
17 сентября 2019 в 15:05
#
Николай Сергеев
+1
Возможно на вашем лецинзированном по и оборудовании сервисная фирма как-то наживается. Попробуйте поставить нелецензированное по на нелецензированное оборудование и ваш новый SSD возможно проработает десяток лет без проблем.
18 сентября 2019 в 06:23
#
lonelysoul
+409
Отличная статья, спасибо! 👍
16 сентября 2019 в 16:12
#
+229
Блин, я-то наоборот надеялся обнаружить миф о том, что SSD нельзя дефрагментировать
16 сентября 2019 в 17:09
#
+62
Современные ОС, в реалии, ничего не дефрагментируют, а просто меняют карту и её переписывают.
16 сентября 2019 в 22:19
#
Andri Klin
+1
О как. Правда что-ли? А где в NTFS карта не подскажете? А вы уверены что большие файлы влезают в один кластер? И вы наверное также уверены что дефрагментаторы работают с физическими кластерами, да? Или вы о файловой системе на стримере писали?
17 сентября 2019 в 14:27
#
–41
Егор, а файл виртуальной машины следует переносить на HDD или нет? Ведь таким образом я экономлю ресурс флеш-памяти, но теряю в производительности, верно ?
16 сентября 2019 в 17:15
#
+1764
Пользователь удален sadtbyw
Не стоит, ресурс считайте вечен, а грузиться с HDD виртуалка будет куда дольше.
16 сентября 2019 в 17:19
#
+62
Все зависит от задач! Если виртуалки большие (>100-150Гб) и требуют интенсивной записи в режиме 24x7, то лучше поставить полноценный SAS RAID-контроллер + SSD на кэш (CacheCade, maxCache...). Если состояние сервера и сохранность данных не критично, то можно и на прямую на SSD.
16 сентября 2019 в 22:25
#
+62
Да, забыл написать SSD-кэш на чтение, если поставить на запись, то он довольно быстро умрет (особенно если это будет 5 или 6) с последующим развалом всего RAID. А в режиме чтения, отвалился SSD — ничего страшного, продолжаем работать без него и ждём его замены. К сожалению с VROC это не проходит.
16 сентября 2019 в 22:36
#
¯\_(ツ)_/¯
+1708
Морозов! Жму лапу. И добавляю в избранное ツ
16 сентября 2019 в 17:41
#
Лазарь Баукин
+737
Спасибо, серьёзный труд, прочитал с удовольствием.
16 сентября 2019 в 18:34
#
–537
Пользователь удален
статья для аутистов. реальный прирост заметен в компах и в тестах на ютубе полно видосов об этом. чего токо стоит скорость запуска metro exodus и destiny 2 ,на m2 samsung evo 970. просто надо уметь правильно подобрать железно в целом, чтоб это все работало в максималке.
16 сентября 2019 в 19:15
#
IT_Admin_msk
+306
Миф 13: ссд — это дорого) современные сата ссд стоят не особо то и дорого.
16 сентября 2019 в 20:05
#
+167
Статья отличная, но есть некоторые но,но они не существенны, так что можно пропустить
16 сентября 2019 в 20:25
#
+101
За полезную и интересную статью 👍.
Сохраню у на почте у себя. Пригодится на будущее так сказать
16 сентября 2019 в 22:02
#
+62
Кстати, по поводу мифа первого: все зависит от контроллера SSD: например приснопамятный Sandforce мог весьма интересную «свинью подложить». Имелся OCZ Vertex 3 (64Гб) — на него невозможно было ничего записать (как будто находился в RO), а все от того, что QNX 4.51 не умеет TRIM, сделали TRIM на другой машине и SSD ожил ;) Вот так периодически раз в год делаем ему до сих пор «профилактику».
17 сентября 2019 в 00:05
#
+62
Да, SSD подключён через переходник SATAtoIDE.
17 сентября 2019 в 00:06
#
Иннокентий Дедух
0
Автор, то что на 3дневс насчитали сотни терабайт — не значит что это официальный ресурс для всех экземпляров. Один может 1000 тб работать, а второй — 200. Так что все не так оптимистично.
18 сентября 2019 в 08:09
#
Алексей Чухарев
0
У меня intel ssd за 2 года в 0 "стёрся". Поэтому по долговечности я бы поспорил.
3 октября 2019 в 17:08
#

Читайте также