IKEA закрыла магазины в России и попыталась распродать остатки товаров через свой сайт, но уже несколько дней компанию преследуют неудачи. Сначала часть товаров могли выкупить её сотрудники, а с обычными покупателями как-то не заладилось.
Перед стартом распродажи 5 июля сайт IKEA упал. Компания в тот же день частично восстановила его работу, покупатели могли выбирать товары и добавлять их в корзину, но при попытке оплатить заказ появлялась ошибка «Что-то пошло не так...» В IKEA заявили, что на сайт была организована хакерская атака.
«Общественная потребительская инициатива» оказалась недовольна тем, что IKEA вообще проводит распродажу перед уходом из России, и собирается судиться с компанией в интересах неопределённого круга потребителей. По мнению этой организации, люди, купившие в IKEA товары на прощальной распродаже, будут лишены предусмотренной законодательством возможности получить техническое обслуживание, ремонт, замену и возврат этих товаров. Юридические лица, принадлежащие IKEA в России, должны нести определённые обязательства перед покупателями. В случае с многими товарами они должны предоставлять гарантию сроком не менее двух лет, но после ухода IKEA они будут ликвидированы, в результате чего потребителям будет некому предъявлять претензии по качеству.
«Вместо того чтобы сформировать товарные запасы и фонд запчастей, которые необходимы для выполнения требований покупателей, мы наблюдаем попытки избавиться от остатков продукции в ходе онлайн-распродажи и покинуть рынок», — заявил председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.
IKEA продаёт свои товары онлайн лишь в тех городах, где у неё были открыты магазины, либо в пределах 50 км от этих городов. Введены ограничения: в один заказ можно включить не более 70 экземпляров одного товара, масса не должна превышать тонну, а сумма покупки — миллион рублей.
Проблемы у клиентов IKEA уже начались. Так, по данным Baza, покупатели массово жалуются на заморозку средств при попытке купить товары на распродаже, а возврат денег нужно ждать до сорока дней. IKEA отменяет некоторые оплаченные заказы и не спешит с возвратом денег. Горячая линия компании перегружена, ответа на звонок приходится ждать часами, а операторы службы поддержки не могут объяснить ничего внятного. Им неизвестно о причинах отмены заказов и заморозки средств, они обещают перезвонить, когда это выяснится, но не перезванивают. В поддержке говорят, что магазин возвращает деньги в течение десять дней после отмены заказа, а у банка есть до тридцати дней на то, чтобы зачислить их обратно на счёт, с которого производилась оплата.
IKEA никогда не торговала в России через интернет столь активно, поэтому проблемы, вероятно, связаны с тем, что у компании очень плохо налажены процессы обработки заказов. Отмена покупок возникла из-за повышенного спроса: товаров меньше, чем желающих приобрести их, поэтому сотрудникам IKEA приходится вручную проверять остатки и отказывать тем, на кого товара не хватило.