В первых трех частях (1, 2 и 3) мы говорили о черно-белых операционных системах от Apple: да, работать с цветной графикой умел даже оригинальный Apple II, но только в очень низком разрешении: 280x192 пикселя при 6 цветах или всего 40x48 при 16 — для вывода интерфейса ОС этого было крайне мало, да и не нужны были тогда цвета для отображения в основном только текстовой информации. Но время шло, и в конце 80-ых уже большинство систем имело цветной интерфейс, и, дабы не отставать, Apple также выпустила цветную ОС для компьютера... Apple II.
Бренд «Apple II» был очень узнаваем, и всего компания выпустила аж 6 компьютеров с таким названием. И если первые несколько модификаций представляли собой, по сути, все тот же оригинальный Apple II, но с большим количеством памяти и иным корпусом, то вот вышедший в 1986 году Apple IIGS ни по внешнему виду, ни по «железу» — вообще никак не напоминал самый первый Apple II.
Управлялся этот ПК процессором 65С816 с частотой в 2.8 МГц, имел от 256 Кб до 1 МБ ОЗУ (причем процессор поддерживал аж до 8) и звуковой чип Ensoniq ES5503 DOC — последний был 8-битным и 32-канальным, умел выводить стерео-звук и смотрелся куда выигрышнее на фоне PC-спикеров, будучи одним из самых лучших компьютерных звуковых чипов до выхода легендарных Sound Blaster.
Как же расшифровывается GS в названии ПК? Достаточно просто — Graphics&Sound, или графика и звук. Про звук я уже рассказал выше, а что касается графики — можно было выводить 4 цвета в разрешении 640х200 или же 16 в 320х200 — первого режима как раз хватало для интерфейса ОС. И хотя поставлялся ПК с операционной системой ProDOS 16, продержалась она недолго, ибо по сути была старым добрым ProDOS с поддержкой 16-битных программ и Finder. И ей на замену пришла Apple GS/OS — первая цветная система от Apple:
Выпуская компьютер под брендом «Apple II» спустя почти 10 лет после выхода оригинала, в компании отлично понимали, что он должен был быть совместим со всеми предыдущими версиями — и сделали это: в системе был предустановлен специальный драйвер FST — File System Translator, или транслятор файловых систем, который позволял на одном диске абсолютно прозрачно для программ использовать различные файловые системы — для ProDOS, DOS 3.3 и Pascal, а также FAT и HFS, и некоторые менее известные. Увы — поддерживался только режим чтения, иными словами что-либо записать на диск в этих ФС было невозможно. Изначально планировалось сделать и поддержку записи, но потом от этого отказались.
Во всем другом система сильно схожа с System 5 и 6 — был Finder, драйвера подключаемых устройств, панель инструментов. Finder поддерживал сетевые тома, а сама система умела загружаться по сети. Также была доступна среда разработки APW (мастерская программиста Apple).
Поддержка системы закончилась в 1993 году, то есть бренд «Apple II» прожил почти 15 лет — огромный, хоть и не рекордный, срок. Достаточно интересным фактом является то, что энтузиасты систему не забросили, и в 2015 и 2017 году выпустили суммарно еще 3 обновления. Конечно, на практике вряд ли это было кому нужно, но это хорошо показывает, что ПК и система сильно полюбились пользователям.
Apple A/UX
UNIX. Система, которая еще на момент выхода Apple I имела 5-ую версию, и даже в 80-ых она оставалась одной из самых продвинутых ОС. В Apple, понимая, что тягаться с таким мастодонтом им не по силам, решила примкнуть — и в 1988 году была выпущена система A/UX, являющаяся POSIX-совместимым UNIX. То есть это означало, что система и интерфейсно, и софтово была совместима с другими UNIX-подобными ОС, и Apple надеялась, что это позволит им получить контракты на поставку ПК в федеральные правительственные институты США, которые плотно «сидели» именно на UNIX.
Увы — UNIX был очень требовательной системой, поэтому A/UX можно было запустить лишь на некоторых Macintosh — требовался процессор Motorola 68k с поддержкой FPU и PMMU (блоки для вычислений с плавающей точкой и управлением выгружаемой памятью). Именно поэтому совсем немногие компьютеры от Apple могли эту систему запускать: даже самый мощный ПК с Motorola 68k — Apple Quadra 840AV — имея в распоряжении аж 40-мгцовый процессор, такой возможности был лишен.
Но вот те, кто все же смог поставить себе эту ОС, получал просто огромные возможности: поддерживались приложения как для Macintosh, так и для Unix и даже для DOS (через эмулятор). Разумеется, в системе был Finder, портированный из System 6, и, разумеется, система была многозадачной. Поддерживался AppleTalk и TCP/IP, сокеты, файловая система FFS — Fast File System, и она не зря была названа таковой. Была поддержка X Windows — оконной системы для построения графического интерфейса, была совместимость с API BSD (BSD-системы живы до сих пор и активно развиваются), а также имелись компиляторы CC и F77. В общем — это была очень и очень продвинутая система, начиная от максимально простой установки (даже для UNIX) и заканчивая тем, что тот же Finder можно было легко поменять на любой аналог.
Увы — в итоге в 1995 году Apple отказалась от этой системы, а вместо него появилась платформа Apple Network Server под управлением ОС IBM AIX. А после приобретения Apple NeXT в 1996 году началась разработка Mac OS X Server на базе системы NeXTSTEP, которая и была выпущена в 1999 году.
Apple System 7
К началу 90-ых годов, глядя на целый шлейф старых технологий и ОС, в Apple поняли, что пора бы устроить ревизию, выкинуть все ненужное, да и переписать то, что раньше было костылями. Ведь по сути первые System были заточены под одну задачу и одного пользователя — и в начале 80-ых это было оправдано. Но вот в 90-ых это смотрелось дико, и хотя первая «костыльная» многозадачность появилась еще в System 5, пора было сделать ее доступной по умолчанию.
И хотя по сути всего лишь цифра в названии увеличилась на один, изменений было очень много:
- 32-битный QuickDraw, поддерживающий так называемую «истинную цветовую визуализацию» (256 цветов), был включен как стандарт, а не как возможное расширение.
- MultiFinder используется по умолчанию. Есть кооперативная многозадачность.
- Новый API Sound Manager, гораздо лучше работающий со звуком, в том числе и аппаратно — это серьезно снижало нагрузку на ЦП.
- Полная поддержка 32-битных приложений. Разумеется, далеко не весь софт на момент запуска системы корректно работал на 32-битной ОС, поэтому в настройках был переключатель, позволяющий работать со старыми приложениями, но при этом объем ОЗУ ограничивался 8 МБ — впрочем, для приложений, требующих от силы 512 КБ ОЗУ, и этого было очень много.
- Корзина теперь была обычным каталогом, который не удалялся после перезагрузки.
- Появился аналог автозагрузки — небольшие INIT-файлы, которые система могла считывать на старте и запускать те или иные расширения.
- Совместное использование файлов — полноценная поддержка AppleTalk с возможностью создания сетевых папок.
- Ярлыки — думаю, в представлении не нуждаются.
- Улучшенный Drag&Drop — теперь можно было, к примеру, перетащить файл на значок программы, и он в ней откроется.
- Шаблоны файлов — так, можно было создать шаблон текстового документа, и использовать его в различных редакторах.
- Всплывающие подсказки — да, в 1991 году.
- AppleScript — язык сценариев для автоматизации задач, используется и сейчас.
- TrueType — если раньше шрифты были растровыми и привязанными к одному DPI, то теперь их можно было масштабировать как угодно для удобства отображения.
- Цветной пользовательский интерфейс — был дополнительной опцией, система вполне неплохо работала и в черно-белом режиме.
- Поддержка виртуальной памяти.
Но, несмотря на все эти минусы, система пользователям понравилась и быстро стала одним из базовых требования для запуска софта.
System 7 и Mac OS 7 для PowerPC
В начале 90-ых все больше становилось понятным то, что Motorola 68k свое отжил, и нужно было с него куда-то переходить. ARM был интересным решением, но процессоры на этой архитектуре были достаточно слабыми, да и Newton, первый КПК от Apple на ARM, был провальным (хотя и не из-за процессора). Процессоры от Intel были достаточно дорогими. В итоге в 1991 году был образован альянс AIM, куда входили Apple, IBM и Motorola, в результате которого появилась архитектура PowerPC.
Впервые поддержка PowerPC появилась в релизе System 7.1.2. Разумеется, в Apple отлично понимали, что на старте софта под новую платформу не будет, и поэтому при загрузке системы также загружался эмулятор 68k — увы, без FPU и PMMU, то есть возможность ставить A/UX была закрыта. Специально для PowerPC было написано наноядро — меньше, чем используемое микроядро (эдакое ядро в ядре). Это было сделано для упрощения написания софта под PowerPC.
Крупным релизом стал System 7.5 — во-первых, появился нормальный экран загрузки с логотипом Mac OS и прогресс-баром:
Во-вторых, появилась поддержка Java, QuickDraw 3D, PowerTalk — сервис обработки электронной почты, и прообраз нижнего дока в macOS — Launcher, а также улучшили Drag&Drop — теперь он умеет перетаскивать еще и текст.
И лишь в 1997 году наконец-то родилась всем известная Mac OS — это произошло на релизе 7.6. Основные изменения в этой версии, за исключением замены названия — улучшенный код для работы с PowerPC, утилиты для работы с Интернетом и новый диспетчер расширений.
В следующей статье мы вплотную подберемся к настоящему времени и поговорим про Mac OS 8 и 9 — непосредственных предшественников текущей macOS X.