В предыдущей статье мы рассмотрели все пользовательские версии Windows вплоть до Millennium — последней версии, построенной на монолитном ядре. В Microsoft отлично понимали, что тянуть дальше ядро десятилетней давности не имеет смысла, писать новое ядро с нуля — долго, и это может повлечь за собой потерю рынка (напомню, что в начале нулевых у Apple был бум как новых Mac, так и новых MacBook), поэтому было принято решение сделать пользовательскую версию Windows на ядре NT, которое уже не один год разрабатывалось для серверных систем.
К моменту выхода Windows 3.0 отношения между IBM и Microsoft были напряженные — первые не могли написать операционную систему под свои ПК без помощи Microsoft, а те, после успеха Windows 3.0, не видели особого смысла помогать IBM писать OS/2. В итоге к 1993 году Microsoft окончательно разорвала отношения с IBM, и вместо общего API «впихнула» в OS/2 собственный, Win32, и назвала получившуюся систему Windows NT 3.
Эта система внешне очень напоминала Windows 3, но вот внутри была абсолютно другой — новое ядро NT 3, поддержка новой на то момент файловой системы NTFS, поддержка графического API OpenGL — в общем, это была кардинально новая система. Для обычных пользователей она подходила слабо, ибо с DOS не дружила, а нужных программ под DOS тогда было много (почти все, вообще говоря). А вот на мощных машинах эта система пришлась очень кстати — ядро NT и файловая система NTFS творили чудеса, и позволяли заниматься обсчетом или же поднимать сетку.
Windows NT 4 — Windows 95 для мощных ПК
Очередная серверная ОС, имевшая интерфейс от Windows 95. Отличалась своей крайней нетребовательностью к ресурсам, но имела огромные проблемы с настройкой и удалением устройств, а так же из-за ошибок в кэше частенько удаляла все NTFS-разделы на IDE-дисках, и восстановить их было невозможно, ибо это была единственная система, которая могла работать с NTFS.
Windows 2000 — Windows NT для обычных пользователей
Предыдущие версии Windows NT были нацелены на серверный и высокопроизводительный сегменты, и в Windows 2000 Microsoft решила поэкспериментировать и выпустить пользовательскую систему на ядре NT 5, почти одновременно с этим для подстраховки выпустив ME на старом монолитном ядре.
Внешне система напоминала Millennium, но внутри, разумеется, все было иначе — была поддержка NTFS 3.0, EFS (файловой системы, позволяющей шифровать данные), наконец-то появился рабочий DirectX, служба каталогов Active Directory и веб-сервер IIS 5.0. И, разумеется, все это требовало серьезных ресурсов, которых не имел рядовой ПК — к примеру, минимальная частота процессора должна быть 233 МГц, требовалось 64 МБ ОЗУ и 2 ГБ на жестком диске. А рекомендуемые системные требования ничуть не отличались от минимальных у Windows 10 сейчас — это 1 ГГц процессор, 1 ГБ ОЗУ и 20 ГБ на диске! Все это привело к тому, что в среде продвинутых пользователей Windows 2000 популярностью пользовалась (по сути ядро от Windows XP, но без всяких «свистелок», и есть поддержка двухядерных процессоров и до 3 ГБ ОЗУ), но достаточно много обычных пользователей вообще не знали о существовании такой системы и думали, что после 98 идет сразу XP.
Windows XP — система, которая будет жить вечно
Пожалуй это первая система, которая не нуждается в представлении и ее как минимум видели все пользователи интернета. Именно в ней Microsoft поняла, что большинству пользователей не особо важны возможности системы — им важно, чтобы она была user friendly. И XP это пользователям дала — помощник-скрепка (или собачка, или маг), красивый цветной GUI (вместо серых окошек), анимации, уведомления, постоянные подсказки — в общем, с системой мог разобраться даже достаточно далекий от ПК человек.
А внутри это была та же Windows 2000 (даже минимальные системные требования особо не поменялись — теперь нужно даже меньше дискового пространства, всего 1.5 ГБ), хотя некоторые изменения были — теперь нормально работает восстановление системы (впервые появившееся в ME), появилось нормальное сглаживание шрифтов (ClearType), возможность быстрой смены пользователя, и, пожалуй, одна из самых важных функций, из-за которой некоторые пользователи продолжают пользоваться XP — это нормальная поддержка почти всех программ, написанных начиная с Windows 95. Так что если вы, сидя на 10ке, хотите без танцев с бубном поиграть в Fallout 2 или Civilization 2 — проще всего поставить через виртуальную машину Windows XP и наслаждаться классикой.
Так же стоит отдельно упомянуть систему Windows XP x64 Professional — система отлично поддерживает многоядерность, ограничения в 4 ГБ ОЗУ нет, практически полностью неуязвима для вирусов (защитные механизмы от Vista, но вот вирусы обманываются на XP и не запускаются, а отдельно вирусы под нее не писали из-за малой распространенности). Игры шли так же, как и на Windows 7 x64, но система при чистом запуске «ела» всего 160 МБ ОЗУ! В общем, это была отличная система для тех, кому нужно было выжать максимальную производительность от ПК, не теряя при этом никаких возможностей. Увы — Microsoft окончили ее поддержку одновременно с х86 версией, так что DirectX 11 и других нужных API под нее нет, так что на данный момент ее ставить смысла нет.
Windows Vista — самая неудачная система от Microsoft
После оглушительного успеха Windows XP и достаточно резкого развития как процессоров, так и видеокарт, Microsoft решила сделать новое ядро NT 6 с огромным заделом на будущее — оно, к слову, эксплуатируется даже сейчас, в Windows 10: Microsoft назвали его NT 10, но по факту оно NT 6.4.
Разумеется, в Vista появилась пользовательская х64 версия системы, система понимала и 6ядерные Phenom, могла работать и с сотней гигабайт ОЗУ — в общем, эту систему уже можно назвать относительно современной (если не брать игровое применение). Но вот на момент выхода в 2006 году у многих пользователей было, мягко сказать, недоумение: на их ПК с Celeron на 800 МГц и 512 МБ ОЗУ Windows XP, конечно, не летала, но работала достаточно шустро. А вот Vista на таком железе с трудом запускалась и ощутимо тормозила. Более того — если интерфейс XP вполне себе нормально работал на простеньких видеокартах типа Riva TNT, то в Vista добавили новый полупрозрачный интерфейс Aero, который мало того, что требовал поддержки DirectX 9, да и еще нормально работал лишь на игровых видеокартах. Все это привело к тому, что система съедала львиную долю ресурсов среднестатистического ПК тех лет, и многие, попробовав Vista, возвращались обратно на XP.
Так же системой были недовольны и профессиональные пользователи — да, на их Core 2 Duo с 2-3 ГБ ОЗУ и мощной видеокарточкой типа GT 6600 Vista работала быстро, но были проблемы с софтом: на Windows XP без проблем запускался весь зоопарк программ, написанных даже под Windows 95. На Windows Vista толком могли не работать программы и драйвера даже от Windows XP, ибо ядро NT 6 было действительно новым. В итоге на момент выхода системы не было такой прослойки пользователей, которым Vista действительно была нужна, поэтому систему можно считать неудачной.
Но не будем только о плохом — в Vista впервые появилось многое, что мы используем постоянно. К примеру, это режим гибернации, мгновенный поиск по системе, UAC (система контроля учетных записей), поддержка файловой системы exFAT. Так же добавился Защитник Windows, шифрование диска Bitlocker, технология ReadyBoost (использование внешних USB-носителей для свапа), ну и разумеется Windows Shell — новый интерфейс Windows, который без особых серьезных изменений перекочевал и в Windows 7.
В итоге к 2009 году, на момент выхода Windows 7, большинство пользователей продолжали сидеть на Windows XP. Да, за 3 года Vista более-менее привели в порядок, и под нее стали писать драйвера и софт, но все же проблемы с совместимостью были, и многих это отталкивало от установки Vista как основной системы. Ну а про современные ОС (Windows 7, 8, 8.1 и 10) мы поговорим в заключительной части цикла статей об истории Windows.