Гендиректор Apple Тим Кук дал интервью изданию Fast Company и рассказал о том, зачем были выпущены iPhone X, AirPods, Apple Watch Series 3, HomePod и какие задачи решают эти продукты. Беседа проходила в Apple Park, где размещается главный штаб Apple. iGuides публикует полный перевод этого интервью.
Fast Company: Как Apple понимает, что год удался? По популярности продуктов? По ценам на акции?
Тим Кук: Цены на акции это результат, а не достижение само по себе. Я думаю, что важнее продукты и люди. Мы создали лучший продукт и повлияли на жизни людей? Если обе вещи достигнуты — а они, несомненно, взаимосвязаны — тогда можно сказать, что у нас был хороший год.
Fast Company: Вы оглядываетесь на несколько лет назад, думая «Вот, этот год был хорошим, а этот не очень»?
Тим Кук: У меня были только хорошие годы. Нет, серьёзно. Даже если рассматривать с точки зрения выручки. Даже когда она была на уровне 6 миллиардов долларов в год — появлялось ощущение, что она растёт, и мы видели это изнутри. Внешне это незаметно. Когда вышел iPod, мы не знали, что он станет популярен. Было очевидно, что он оказывает влияние на индустрию, но кто бы мог подумать, насколько большое.
Fast Company: Не стоит забывать, что iPhone не сразу был принят хорошо.
Тим Кук: Многие говорили, что он станет провальным, потому что у него нет физической клавиатуры. С любым продуктом происходит подобное. Необходимо иметь определённую стратегию и не отвлекаться на критику. Фокусироваться на критике вредно, результат получается плохим, потому что ты перестаёшь обращать внимание на то, что действительно важно.
Fast Company: А что важно?
Тим Кук: Всегда только продукты и люди. По итогу каждого года, месяца, недели или дня мы спрашиваем себя, достигли ли мы в этом результата.
Fast Company: В этом мире многое меняется стремительно, как Apple решает, на чём сконцентрироваться, какие вещи стоят внимания, а какие отвлекают?
Тим Кук: В мире больше шума, чем изменений. Одна из моих задач — блокировать шум людям, которые действительно занимаются работой. Со временем это становится всё труднее и труднее. Мы отказываемся от множества интересных идей. Мы можем делать больше, потому что стали крупнее. Но мы исходим из целесообразности и смотрим, как тот или иной продукт может повлиять на продажи. Я сомневаюсь, что какая-либо компания с сопоставимой выручкой выпускает так же мало разных продуктов, как наша.
Мы фокусируемся на том, что действительно важно. И нам это удаётся. Много лет назад я работал в компании, у которой везде были расставлены мониторы, где была показана стоимость её акций. У нас такого нет. И это не из-за того, что вы можете следить за акциями на iPhone.
Fast Company: Инвесторы тормозят инновации? Изменилась ли мотивация Уолл Стрит?
Тим Кук: Честно говоря, на нас они почти или вообще никак не влияют. Но мы стоим особняком. В Америке финансовые результаты измеряют каждый квартал. Но почему так, если инвестиции долгосрочные?
Fast Company: Выгода не обязательно очевидна за такой срок.
Тим Кук: Нет, конечно, нет. Будь моя воля, всё было бы иначе. Нам приходится публиковать ежемесячные отчёты и так далее, но влияет ли это на компанию? Нет.
Fast Company: Так что же заставляет вас удивлять пользователей новыми продуктами год за годом?
Тим Кук: Мы стараемся выпускать продукты, с помощью которых люди могут делать то, что не могли раньше. Возьмите iPhone X, возможность делать портретные фотографии. В прошлом такие снимки получались только у фотографов с использованием дорогостоящего профессионального оборудования. iPhone X не дешёвый продукт, но он стоит не десятки тысяч долларов.
И iPhone X не только делает снимки, он способен на большее. С помощью ARKit мы предоставили разработчикам возможность создавать приложения с дополненной реальностью. Некоторые из них изменят наши жизни, я в этом не сомневаюсь.
Fast Company: Иногда Apple берёт на себя роль лидера и представляет уникальные возможности, например, Face ID. В других случаях вы следуете за другими, но делаете это лучше, как в случае с HomePod — не первой умной колонкой для дома. Как вы решаете, что повторить?
Тим Кук: Я бы не стал говорить, что мы повторяем. Это означало бы, что мы ждали, что кто-то что-то сделает, но такого не бывает. Если вы посмотрите документы, окажется, что над многими продуктами мы работаем в течение нескольких лет, прежде чем они выпускаются. iPod, iPhone, iPad, Apple Watch — она не были первыми в своих категориях, но были самыми современными, верно?
В каждом случае мы начинали разработку до того, как за подобное брались другие, но мы не спешили и старались сделать всё более правильно. Нас отличает терпение. Мы способны дотерпеть до того момента, пока у нас не будет готов продукт, который не стыдно выпустить.
Fast Company: Поэтому я и говорю о различиях Face ID и HomePod, а вы рассматриваете это иначе.
Тим Кук: Я говорю о вещах с точки зрения технологии. Каждый продукт начинает разрабатываться за несколько лет до того, как он появляется в продаже. В случае с iPhone X, например, мы стали работать над процессором Bionic несколько лет назад. Мы спроектировали собственные микросхемы, а теперь мы обладаем преимуществом, поскольку этот процессор способен на то, что не могут другие.
Fast Company: Когда мы выпускаем журнал, он не выйдет, пока мы не напечатаем тираж. Это дисциплинирует, у многих людей появляется дедлайн, к которому они должны сделать то, над чем работают.
Тим Кук: Разработка процессора длится три-четыре года. Сейчас мы работаем над продуктами, которые выйдут в 20-х годах.
Необходимо балансировать и тестировать продукт в процессе разработки процессора. Нельзя ждать готовый процессор и только тогда смотреть, как и с чем он будет работать. Наши продукты можно рассматривать как поезд. Если он отъехал от станции, а у вас появилась идея, она в него не попадёт, придётся ждать прибытие следующего. Вы не вернёте поезд обратно.
У нас есть намеченные мероприятия и прочее, что заставляет нас выпускать продукты в определённое время. Но главный вопрос в том, готов ли продукт. И если нет, мы его откладываем.
Fast Company: Как вы относитесь к мнению извне? Некоторые люди жалуются, что Apple не предлагает ничего нового, другие говорят о том, что у вас слишком много нововведений.
Тим Кук: Мы прислушиваемся. Но поскольку мы знаем, что происходит внутри компании, мы выбираем источники и фильтруем шум.
Fast Company: Что насчёт критики от пользователей?
Тим Кук: Пользователи драгоценны. Каждый день я читаю большой объём откликов и они сильно отличаются друг от друга. Кто-то хвалит сотрудника магазина, который помог в выборе, кто-то требует возможности, которой пока нет в нашем продукте, другие говорят о том, что какая-то функция должна работать иначе, ещё кому-то наш продукт изменил жизнь. Я больше не могу читать все отклики, но многие из них приходят ко мне.
Fast Company: Существует какой-то шаблон, на который вы обратите внимание?
Тим Кук: Мне нравятся продуманные отклики. Это не означает вежливые, мне всё равно, когда меня называют уродом или вроде того. Мне действительно важно понимать, о чём думал пользователь, когда писал свои мысли.
Fast Company: Следите ли вы за потенциальными опасностями, которые несут новые технологии?
Тим Кук: Для меня эта тема очень чувствительна. В наших продуктах важно то, как их используют люди. Например, в iOS 11 есть функция, которая определяет, что вы сели в машину, и отключает сообщения и уведомления. Мы не играем в «Большого брата», так мы предоставляем вам возможность делать то, что нужно. Вы можете указать, что вы не водитель, а едете как пассажир, и уведомления продолжат поступать. В любом случае мы предоставляем пользователю выбор и возможность принять правильное решение. В прошлом мы позволили людям покупать музыку в цифровом магазине. Это тоже было правильно, поскольку в то время процветало пиратство. Ещё немного, и вся музыка стала бы бесплатной. Мы пытаемся внимательно относиться к таким вещам.
Fast Company: Музыка всегда была частью бренда Apple. Apple Music показывает сильный рост, но стриминг не приносит много денег. Вы рассматривали его как серьёзный бизнес или он нужен для чего-то большего?
Тим Кук: Музыка интересна, поскольку она вдохновляет и мотивирует людей. Создаёт глубокую эмоциональную связь. На Macintosh музыканты работали ещё в 84-85 году. Она глубоко в нашем ДНК.
Люди хотят, чтобы мы предоставляли музыкальный сервис. Мы запустили его по большей части из любви к искусству. Он существует не ради денег. Я думаю, он важен для музыкантов, мы предоставляем им возможности заработка.
Я сужу по себе — я не могу заниматься спортом без музыки. Я не хожу в спортзал просто ради занятий. Что-то должно мотивировать, и для меня это музыка. По вечерам она меня расслабляет. Она лучше любого лекарства.
Fast Company: Прочие умные колонки не так хорошо годятся для прослушивания музыки, как HomePod. Они в основном работают как цифровой ассистент. Вы выбрали иной подход.
Тим Кук: Да. Представьте процесс записи песни. Хорошие музыканты тратят время и прорабатывают каждую деталь. Если вы купите небольшие колонки, ничего из этого вы не услышите, искусство пропадёт. Колонка HomePod сделана с пониманием этого. Кроме того, настоящее удовольствие от музыки можно получить только при прослушивании полного звука.
Fast Company: Что люди недопонимают или недоооценивают в Apple?
Тим Кук: Стороннему наблюдателю, который не пользуется нашими продуктами, может не броситься в глаза то, насколько мы отличаемся от других компаний. Тот, кто вкладывает деньги, может подумать, что мы приносим прибыль и умеем зарабатывать. Но это не главное в нас. Мы — группа людей, которые хотят изменить мир к лучшему. Для нас технологии это фон. Мы не хотим, чтобы люди фокусировались на битах, байтах и скоростях. Мы не хотим, чтобы люди пользовались разными системами, несовместимыми друг с другом. Мы производим технику, софт, сервисы и предоставляем целую экосистему.
Мы делаем всё таким образом, что человечество готово участвовать в этом. Мы очень серьёзно воспринимаем свои ценности и хотим, чтобы наши продукты отображали наш подход. Например, в США мы работаем на 100-процентной возобновляемой энергии, потому что не хотим оставить планету после себя в более плохом состоянии, чем она была до нас. Мы стараемся внимательно подходить к персоналу, который работает на нас по всему миру. У нас нет дискриминации на рабочих местах, и такой подход позволяет нам выпускать те продукты, которые мы делаем.
Мы все очень разные. Вы можете прогуляться по Apple Park и из десятка людей, которых вы встретите, все будут совершенно разными, но у всех нас общая цель и именно она объединяет нас. Эта цель заставляет нас работать изо всех сил.
Канал iG в Telegram — t.me/iguides_ru