Власти России принялись решать проблему сохранения медиакаталогов в музыкальных и аудиовизуальных сервисах. В последние недели с российского рынка ушли многие зарубежные компании, в том числе мейджоры, владеющие огромным каталогом музыкальных релизов, фильмов, сериалов и прочего мультимедийного контента (Universal, Disney, Warner Bros., Sony и Paramount).
Принудительное лицензирование уже предусмотрено Гражданским кодексом, но оно распространяется только на патенты, которые не используются или недостаточно используются патентообладателем и только в том случае, если это приводит «к недостаточному предложению соответствующих товаров, работ или услуг на рынке». Если в законодательство будут внесены предложенные поправки, то почти такая же норма будет распространяться на другие объекты интеллектуальной собственности, правообладателями которых являются организации из «недружественных» государств.
Законодатель предлагает в судебном порядке принудительно продлевать лицензии по контрактам, если иностранный правообладатель решит не продлевать контракт по причинам, не связанным с нарушением этого контракта. При этом по контрактам, заключённым после 23 февраля 2022 года, российская компания сможет расплачиваться с правообладателем своими акциями, специально выпущенными для такой цели и не дающими право голоса на собрании акционеров. В отличие от патентной лицензии, принудительную лицензию на использование музыки и видео можно будет получить почти моментально — после вынесения судебного решения.
Обращаться в суд за получением принудительной лицензии смогут организации, заключившие контракты с иностранными правообладателями, а также организации коллективного управления (крупнейшее из них — Российское авторское общество, которое возглавляет Никита Михалков).