Как выбрать систему охлаждения для процессора



Давно уже прошли те времена, когда процессоры могли охлаждаться пассивно, без кулеров и даже радиаторов — современные процессоры, кроме разве что Pentium и Celeron J-линеек, требуют как минимум активного воздушного охлаждения, а как максимум — водяного. И что лучше для конкретных процессоров мы и рассмотрим в этой статье.

Подписаться на iGuides в Telegram, чтобы узнать обо всем первым — t.me/iguides

Тепловыделение процессоров

Это — самый важный параметр, на него в первую очередь стоит обращать внимание. Узнать тепловыделение (TDP) своего процессора Intel можно на сайте ark.intel.com, AMD — products.amd.com. Так же на большинстве кулеров указано, сколько ватт они смогут отвести, и эта цифра должна быть больше тепловыделения процессора.

Процессоры с тепловыделением до 35 Вт (Intel Core T-линейки или AMD Pro A-series)

Процессоры от Intel тут представляют по сути мобильные Intel Core — достаточно низкая родная частота, около 2.5-3 Ггц, и значительный Turbo Boost до 3.5-4 Ггц. В итоге такие процессоры хорошо подходят для компактных систем, где трудно сделать хорошее охлаждение, но нужна относительно неплохая производительность. У AMD же здесь представлены так называемые APU — то есть процессор с достаточно мощной встроенной графикой: идеальное решение для мультимедийного ПК. В обоих случаях тепловыделение не превышает 35 Вт, так что тут можно обойтись самым простым кулером с алюминиевым радиатором без всяких теплотрубок:



Процессоры с тепловыделением до 50 Вт (Intel Celeron и Pentium G-линеек, Core i3)

Это простые двухядерные процессоры, в некоторых из них активирована гиперпоточность. Частоты могут достигать 4 ГГц, однако даже в этом случае тепловыделение в 50 Вт для них сильно избыточно (не говоря уже о Celeron без гиперпоточности с частотой в 3 ГГц — там и 30 Вт заглаза). В итоге хватит такой же системы охлаждения, что и в предыдущем случае — простой алюминиевый радиатор и вентилятор.

Процессоры с тепловыделением до 65 Вт (Intel Core i5 и i7, AMD Ryzen без индекса X)

Процессоры от Intel здесь все четырехядерные, некоторые с гиперпоточностью. Частоты могут достигать 4 Ггц, но разгона нет. В итоге 65 Вт — разумная для них цифра, и даже под стрессовой нагрузкой тепловыделение вряд ли будет выше. В случае с AMD все несколько лучше — процессоры имеют вплоть до 8 ядер, но вот частоты низкие, 3-3.5 Ггц, поэтому такие процессоры укладываются в теплопакет в 65 Вт. Однако у них возможен разгон, поэтому если он вас интересует — смотрите пункт с разогнанными процессорами. 

В итоге для таких процессоров обычный радиатор с простеньким вентилятором уже не подойдет — имеет смысл брать башенный кулер с 1-2 теплотрубками и 72-90 мм кулером, на подобие такого:



Процессоры с тепловыделением до 95 Вт (Intel Core i5 и i7 с индексом K, AMD Ryzen с индексом X)

Эти процессоры считаются топом пользовательского сегмента — в случае с Intel родные частоты могут достигать аж 4.5 Ггц, в случае с AMD — до 4 Ггц. Увы — в современных реалиях увеличение частоты выше 3.5-4 Ггц приводит к лавинообразному росту тепловыделения, поэтому на стоковых частотах тот же i7-7700K быстрее i7-7700 всего на 10%, когда разница в тепловыделение составляет 30 Вт — почти половина теплопакета i7-7700! 

В итоге, если вы берете такие процессоры и не будете их разгонять, то нужно брать уже простые представители супер-кулеров, с 3-4 медными теплотрубками и 90-120 мм вертушкой:



Процессоры с тепловыделением до 200 Вт (разогнанные процессоры, или линейки Intel Core i7 и i9 X-серии, AMR Ryzen Threadripper)

Как я уже сказал выше — каждая сотня мегагерц выше 4 ГГц дается с боем, и в итоге i7-7700K на частоте в 5 Ггц может иметь тепловыделение аж в 150-170 Вт. Тепловыделение AMD Ryzen 7 под разгоном до 4-4.2 Ггц на все ядра может даже перейти за психологическую планку в 200 Вт. Сюда же можно отнести процессоры X-линеек от Intel (6-18ядерные процессоры) и 16ядерные процессоры от AMD — они имеют тепловыделение порядка 150 Вт.

В итоге для таких процессоров требуется или топовый супер-кулер на подобие такого:



Или уже система водяного охлаждения, причем желательно с двумя кулерами.

Нюансы выбора кулера

Итак, с тепловыделением и внешним видом кулера разобрались, однако остались некоторые важные нюансы:
  • Высота кулера: если вы берете башенный кулер, то смотрите, чтобы он влез в корпус. В противном случае он просто не даст крышке закрыться.

  • Габариты кулера: супер-кулеры могут быть настолько велики, что будут перекрывать первые слоты ОЗУ и разъем PCI, поэтому или берите кулер другой формы, или берите такую материнскую плату, где слоты ОЗУ далеко от сокета, а первый разъем PCI имеет скорость х1.

  • Шум кулера: одинаковые с виду кулеры могут шуметь абсолютно по-разному, так что если вам важна тишина — стоит посмотреть обзоры и узнать, насколько сильно шумит тот или иной кулер.

  • Совместимость кулера с сокетом: пожалуй самая банальная вещь, но о ней забывают — кулер должен иметь крепление под сокет вашего процессора, иначе придется колхозить крепление самому, что не всегда удается сделать.

  • Вес кулера: зачастую вес супер-кулеров превышает килограмм — такая нагрузка может вызвать прогиб и выход из строя материнской платы. Так что если у вас тяжелый кулер — задумайтесь над тем, что его нужно дополнительно прикрепить к корпусу, дабы снизить нагрузку на материнскую плату.

  • Место под радиатор СВО: если вы хотите взять себе систему водяного охлаждения, то удостоверьтесь в том, что на корпусе есть для нее место.

  • Использование жидкого металла: если вы решили использовать жидкий металл как термоинтерфейс, то выбирайте кулер с основанием, сделанным не из алюминия (иначе оно будет коррозировать). Так же жидкий металл проводит ток — следите за тем, чтобы он не попал на материнскую плату.
Как видите — ничего сложного нет, и при выполнении всех условий вы без труда подберете себе хороший кулер.



3

Рекомендации

Рекомендации

Будь в курсе последних новостей из мира гаджетов и технологий

Мы в соцсетях

Комментарии

Евгений Бояров
+13
В принципе согласен, но на процы с невысоким TDP я всегда закладываю небольшую избыточность в охлаждении — тогда можно и разогнать спокойно. Приведенный выше gammax 200 — конечно, очень выгодный вариант, но я бы рекомендовал Deepcool Gammax 300 — в пределах 1000р это наиболее удачное решение.
21 июня 2017 в 11:47
#
+11
Соглашусь, таким кулером можно вполне себе легко охладить даже i7-7700K или проц из новой линейки AMD Ryzen и притом не переплачивать кучу бабла за бренд аля scythe
21 июня 2017 в 16:59
#
+1764
Пользователь удален Komatos
Только без разгона. С разгоном i7-7700K (без скальпирования) требует хороший супер-кулер.
21 июня 2017 в 17:35
#
Евгений Бояров
+13
Да не скажи, если у тебя хорошо организованная проточка — можно обойтись и перечисленными выше решениями.
27 июня 2017 в 17:42
#
+1
Спасибо за совет, чел. Сравнил твой вариант и другие возможные, Gammax 300 реально эффективен и недорогой, возьму его.
29 июня 2017 в 10:40
#
+11
На самом деле можно чутка докинуть и взять себе Gammaxx 400, он ещё лучше охлаждает проц, вы сможете выиграть ещё порядка 7-10 градусов, что на самом деле очень неплохо
29 июня 2017 в 12:16
#
Евгений Бояров
+13
Иногда у людей денег впритык, и тогда вполне себе неплохо взять именно ту систему, которая укладывается в бюджет.
29 июня 2017 в 16:48
#
0
Думаю, что лучше всегда можно найти. Но конкретно в этом случае, Gammax 400 стоит покупать, или все же ограничиться можно Deepcool Gammax 300?
30 июня 2017 в 06:17
#
Александр Стружко
+3
Gammax 400 возьмешь, та это с запасом. Если решишь поменять камень со временем, эту башню можно снова будет использовать. Разница в цене с gammax 300 не настолько велика, чтобы экономить.
19 июля 2017 в 11:09
#
+1
Мне Gammaxx 300 достаточно вполне, доволен что взял, и деньги сэкономленные. Нужно брать охлаждение под конкретные задачи, все эти запасы лишь переплата денег :)
21 июля 2017 в 13:41
#
Александр Стружко
+3
Может ты и прав. Я просто свое видение описал. Уже установил? Температуры замерял? Если нетрудно, напиши свой проц и замерь температуры без нагрузки и под максимальной нагрузкой! Буду благодарен.
21 июля 2017 в 20:52
#
Евгений Бояров
+13
абсолютно точно подмечено — правильный подбор решает, но на мой взгляд лучше брать с запасом, потом при апгрейде сэкономить можно, если мощности увеличатся... так что калькулятор в руки, и вперед!
26 июля 2017 в 17:55
#
Евгений Бояров
+13
абсолютно точно подмечено — правильный подбор решает, но на мой взгляд лучше брать с запасом, потом при апгрейде сэкономить можно, если мощности увеличатся... так что калькулятор в руки, и вперед!
26 июля 2017 в 17:55
#
0
Я бы отметил тот факт, что вообще линейка GAMMAXX от deepcool вообще выгодной решение при выборе охлаждения. Кому запас не нужен берут модель по младше и наоборот.
30 июня 2017 в 20:27
#

Читайте также