Глядя на современные системные блоки, невольно поражаешься их красоте и органичности. Все слоты имеют защелки, многие из них металлизированы для дополнительной защиты. Разъемы спроектированы так, чтобы вставить в них коннектор неправильной стороной было сложно или вообще невозможно, а правильной — очень легко. Сокеты и видеокарты имеют дополнительные бэкплейты для надежности, а все комплектующие максимально стандартизированы.
И смотря на все это задаешься вопросом — как же мы к этому пришли? Как выглядели системные блоки на заре их появления, и какое «железо» можно считать максимально близким к современному по своей сути? Ведь спускаться «в глубь веков» можно очень долго, вплоть до IBM PC. Однако ответ на этот вопрос был найден очень быстро, и он — Socket 1. Да, первый стандартизированный сокет Intel, имеющий название, и поддерживал он процессоры Intel
Intel 80486 — серьезный апгрейд знаменитого 80386
Процессор Intel 486, выпущенный в 1989 году, был не так и далек от современных CPU: так, он был первым представителем семейства x86, имевшим встроенный математический сопроцессор (FPU). В нем присутствовал кэш L1 в размере 8 Кб, а на плате мог быть L2. Его частоты достигали аж 100 МГц, что делало поздние версии 486-ого быстрее первых Pentium. Перебирать его достоинства можно долго, но самое для нас главное — даже 486DX4, выпущенные в 1994 году, могли и работали на Socket 1, представленном вместе с первыми версиями этого CPU в 1989 году. Однако и сам сокет, и процессор достаточно сильно отличаются от современных.
80486 с радиатором.
Например, Intel 486 поставлялся в керамическом корпусе, и внешне он скорее походил на современные ARM-процессоры, устанавливаемые в смартфоны и планшеты. Причины этому были вполне понятны: тепловыделение этих CPU не превышало 7.5 Вт, так что зачастую для их охлаждения вполне хватало небольшого радиатора. Увы, современные процессоры, имеющие тепловыделение зачастую свыше 100 Вт, просто вынуждены иметь металлическую крышку для защиты кристалла от массивной системы охлаждения, которая должна быть способна отвести такое количество тепла.
Еще одна любопытная особенность — 80486 имел ножки. Да-да, сейчас ими обладают только процессоры от AMD, однако в 90-ых (да и в начале нулевых) Intel также придерживался этого решения. Однако современные Core i имеют на своей нижней части контактные площадки, ножки теперь расположены уже в сокете. Что лучше — спор долгий: с одной стороны, отсутствие у CPU ножек снижает риск его повреждения при транспортировке. С другой стороны — повредить текущие сокеты от AMD почти не реально, а вот загнуть пару ножек в Intel LGA при установке в него ЦП не очень-то и сложно.
Материнские платы на Socket 1 — мало общего с современными решениями
С процессорами в общем и целом все понятно: за 30 лет увеличили число ядер, подняли частоты, добавили пару уровней кэша — в общем, изменения скорее количественные, чем качественные. А вот если вы взглянете на плату с Socket 1, знакомого для себя вы увидите очень немного (она тут не в лучшей форме, но для «железки» начала 90-ых сохранилась неплохо):
Сокет выглядит слегка необычно даже для тех, кто использует решения AMD. Чего здесь не хватает? Разумеется, защелки. А ключ — это контакт в левом верхнем углу внутреннего квадрата. Не совсем интуитивно понятно, правда? Хотя отсутствие защелки вполне объяснимо: 169 контактов против 1331 у AM4, тут и так будет хорошее подключение всех контактов.
В глаза почти сразу бросается синий бочонок — это батарейка BIOS, которая обычно за пару десятилетий начинает течь. Большая микросхема рядом с ней — это сам BIOS, причем, как видите, производитель за 30 лет не поменялся, все тот же AMI. Разумеется, нет никаких выходов USB, Ethernet или 3.5 мм: до появления первого еще почти десятилетие. Про интернет тогда тоже знали немногие, поэтому никакой сетевой карты на плате не было. Даже аудиокарта, присутствующая на подавляющем большинстве современных плат, тогда отсутствовала. И, к слову, VGA тоже не было — до интегрированной в процессоры графики опять же оставалось почти десять лет. Единственный круглый порт, который был на плате — это DIN-5, для подключения клавиатуры (мышь? Какая мышь?)
Вместо PCI Express — его дедушка, ISA (черные слоты). В них как раз устанавливали и видеокарты, и аудиокарты (если у вас, конечно, были на них деньги), и сетевые адаптеры. Скорость такой шины составляла до 4 МБ/c — сегодня одна линия PCI Exrpess 4.0 быстрее аж в 500 раз. К слову, на плате нет разъемов IDE, COM или LPT. Так что хотите подключить дисковод или же жесткий диск — опять же покупайте специальную плату расширения формата ISA.
Также внимательный читатель может отметить отсутствие креплений под радиатор рядом с сокетом, да и вообще зоны питания процессора не видно. Тут все просто: с учетом тепловыделения в единицы ватт никто не заморачивался с охлаждением, в лучшем случае на особо горячие CPU лепили радиаторы. Угу, прямо сверху. А насчет VRM — она просто была не нужна. Процессоры требовали 5 В, и их им без проблем давали блоки питания.
Ах да, насчет питания — ведь нет никаких 8 pin CPU или большой 24-контактной колодки. Как же на плату подается питание? Чуть правее и выше батарейки BIOS находится 6+6-контактная колодка: да, именно к ней и подключались коннекторы от блока питания. Так что запитать такую плату от современного БП стандарта ATX у вас никак не получится.
Ну и вишенка на торте — вы не сможете установить такую плату в современный ПК. Нет, по размерам в большие корпуса она вполне влезет, только вот отверстия для креплений не совпадут. Все дело в том, что в те времена использовался стандарт IBM под названием AT, а современный ATX появился лишь в 1995 году с выходом первых Pentium.
Оперативная память — много слотов для FPM
Сколько слотов под ОЗУ вы встретите на обычной десктопной плате сейчас? Скорее всего 4, если она принадлежит к сегменту выше среднего, или же 2, если это базовый уровень (или компактное решение). Все это, разумеется, делает апгрейд памяти дороже — а вот раньше с этим проблем не было. К примеру, плата выше имеет аж целых 8 слотов под ОЗУ, и это не было каким-то исключением. Причем для поздних 486DX4 делали платы уже с более новым типом памяти EDO, и там общее количество слотов было зачастую 5 или 6: четыре «старого» типа, FPM, и один-два «нового», EDO.
Но вернемся все же к началу 90-ых. Самый прогрессивный тип памяти на то время — это 30 pin SIMM FPM. Расшифровка выглядит так: Single In-line Memory Module (with) Fast Page Mode, или модуль памяти с однорядным расположением выводов, (поддерживающий) быстрый страничный режим. Скорость работы — всего 200 Мбит/c при 25 МГц. Для примера, современные DDR4-модули с частотами на уровне 3 ГГц имеют скорости в 25-30 ГБ/c, то есть быстрее в тысячи раз. Собственно, у достаточного количества людей уже скорость интернета быстрее, чем 30 лет назад была ОЗУ.
Что касается емкости одного модуля, то обычно она не превышала 1-4 МБ. Иными словами, в 8-ми модулях можно было получить целых 32 МБ ОЗУ. И да, это было много, очень много по меркам начала 90-ых: тот же DOOM в 1993 году можно было поиграть на 386DX с всего 4 МБ памяти. Даже Windows 98, выпущенная почти спустя 10 лет после первого Intel 80486, требовала лишь 16 МБ памяти.
К слову, про защиту от неправильной установки: в современной DDR-памяти есть разделитель, разный для каждой версии и не симметричный относительно слота. Это гарантированно позволяет поставить планку только одной стороной. Тогда же, увы, такой защиты не было.
Видеоадаптер VGA — 3D? О чем вы
На что вы могли рассчитывать, собирая ПК на Intel 486 в 1990 году? До первых 3D-видеоускорителей еще несколько лет, и все, что вам доступно — это 2D VGA видеоадаптеры: например, Oak OTI-067. Его характеристики на сегодняшний день смотрятся, конечно, грустновато: частота RAMDAC всего 40 МГц, а памяти лишь 512 КБ DRAM. Итог — самый максимум, что вы сможете получить, это разрешение 800х600 с 16 цветами. Конечно, маловато, но для отрисовки интерфейса в DOS этого более чем хватает, ну а DOOM все равно идет на 80486 в софтверном режиме и разрешении 320х200, где такой видеоадаптер может выдать не менее 256 цветов.
И, как я уже писал выше, поддержки 3D нет никакой. Абсолютно. И даже подключить Voodoo для ускорения трехмерной графики вы не сможете, так как на материнской плате нет слотов PCI для нее. Более того — с высокой долей вероятности вы и современный монитор к ней не подключите: тут дело даже не в том, что D-sub уже становится редкостью, а в том, что максимальные способности такого видеоадаптера ниже минимума для ЖК-мониторов, и вы скорее всего увидите на экране что-то типа «Вне диапазона 15,7 кГц / 35 Гц».
Зато у видеокарт тех лет зачастую была одна особенность, от которой мало кто отказался бы сейчас: это возможность нарастить видеопамять. Да, можно было просто пойти купить чипы и вставить их в каретки. Такая возможность сейчас бы пригодилась пользователям GTX 1060 с 3 ГБ видеопамяти — но, увы, современные производители не хотят упускать свою прибыль.
Аудиокарта Sound Blaster 1.0 — для тех, кого не устраивает PC-спикер
Наверное, из описания материнской платы вы уже поняли, что на ней был самый минимальный набор компонентов для работы. И да, в начале 90-ых звук не был среди них: ведь для работы он, в общем и целом, не нужен даже сейчас. Разумеется, отсутствие звука нравилось далеко не всем, особенно в играх, поэтому на рынке были два типа устройств, способных издавать хоть какие-то звуки: это ISA-аудиокарты и PC-спикеры, они же «биперы».
Говорить про последний особого смысла нет, это просто «пищалка», дававшая минимальнейшее погружение в игровой процесс. А для зажиточных геймеров и людей, работающих со звуком, выпускались аудиокарты — и самой популярной была, пожалуй, линейка Sound Blaster, первый представитель которой увидел свет как раз в 1989 году.
Что могла такая аудиокарта? Ну, например, воспроизводить монозвук с частотой дискретизации 22 кГц. Не бог весть что, но это качество сравнимо с FM-радио, которое до сих про достаточное количество людей слушают, например, в автомобилях. А самое главное — эта аудиокарта стала действительно популярной, поэтому подавляющее большинство игр со звуком имели ее поддержку. В дальнейшем другие производители аудиокарт стали делать свои аудиокарты совместимыми с Sound Blaster: именно для того, чтобы их пользователи тоже могли насладиться более-менее сносным звуком в играх.
Сетевая карта Novell NE2000T — да здравствует интернет
Собственно, интернета в привычном нам виде в 1989 году еще не было. Первый HTTP-сайт, info.cern.ch, появился лишь в 1991 году. Однако сетевые карты и вообще сети тогда конечно же были для связи между ПК в организациях, причем их были сотни и тысячи.
Одни из самых популярных сетевых карт начала 90-ых — это Novell NE1000/2000. Самой продвинутой была NE2000T: у нее был привычный нам RJ-45 выход. Да, он не был первым: до него был так называемый тонкий Ethernet, 10BASE-2 — сейчас он уже практически нигде не используется. Что касается скоростей, то поддерживался режим 10/100 Мбит/c: к слову, даже сейчас это не мало, скорости оптоволоконного интернета лишь последние годы перебрались за сотню мегабит, так что в теории даже сейчас такая карта не будет стеснять вас в интернете.
Жесткий диск MAXTOR 7040A 42 МБ
Как выглядел среднестатистический жесткий диск в 1990 году? Это был 3.5" (реже 5.25") кирпич, причем уже нередко подключаемый по относительно современному IDE. Емкости, конечно, по сегодняшним меркам смешные: обычно около 50 МБ, реже 100-120 — сейчас в умные часы ставят на порядок больше. Скорости работы соответствовали емкости: чаще всего они были на уровне 500-800 КБ/c. Да, килобайт. С учетом трех пластин и шагового мотора при работе такой HDD активно выделялся на фоне почти бесшумного ПК того времени, издавая приятные уху свисты, щелчки и целые рулады.
Но, что самое забавное — это практически единственный (за исключением PC-спикера, пожалуй) компонент ПК 30-летней давности, который без особых проблем получится подключить к современной материнской плате: так, переходник IDE-SATA стоит всего несколько сотен рублей, и после инициализации и форматирования вы, в теории, получите дополнительный накопитель на целых 50 мегабайт.
Блок питания стандарта AT на 200-250 Вт
Как вы уже поняли по материнской плате, запитать ее от ATX блока питания не получится, для нее нужно решение предыдущего стандарта AT. С учетом того, что никаких видеокарт на 150 Вт и процессоров на 100 Вт тогда не было, обычные блоки питания выдавали всего около 200 Вт. Причем тогда вектор питания был смещен в сторону 5 В — именно столько требовала и память, и процессор, поэтому по линии +5В блоки питания того времени могли зачастую отдавать под 30 А, когда современные ATX обычно около 15-20 А.
Также у блоков питания были две особенности, которых нет сейчас. Во-первых, они самостоятельно не выключались. Совсем. Кнопка включения компьютера на системном блоке как раз и была по сути кнопкой включения БП. Во-вторых, сзади у блока питания был дополнительный разъем питания, куда можно подключить монитор — удобная функция, которую сейчас больше не встретишь.
Дисковод для дискет 3.5"
Собственно, тут ничего необычного: IDE-дисководы ставились в ПК вплоть до конца нулевых. Разве что цена их в начале 90-ых была дороже, чем у процессора, да и сами дискеты стоили немало, но в общем и целом за все это время ничего не изменилось, ибо последний стандарт 3.5" дискет — ED, с 2.88 МБ — появился еще в 1987 году.
Что касается оптических дисков, то в 1990 году дисководы для них, конечно, уже были, только вот стоили безумных денег. Да и смысла в компакт-дисках на ПК было немного: по большому счету вес большинства программ был на уровне сотен килобайт или одного мегабайта, то есть дискет вполне хватало. К тому же пишущие приводы для компакт-дисков появились ближе к концу 90-ых, когда емкостей дискет стало уже серьезно не хватать. В общем и целом, в 1990 году в среднестатистическом ПК дисководы были только для дискет.
Корпус стандарта AT
Еще один компонент ПК, который серьезно изменился за последние 30 лет, это корпус. Открыв крышку с компьютера тех лет вы видели перед собой... нет, не материнскую плату, а висящий блок питания. Укладка проводов за плату? О чем вы, они болтались внутри, и это было понятно: вентиляторов не было, так как не было комплектующих, требующих серьезного охлаждения. А до окон в боковых крышках было еще с пару десятилетий, поэтому как попало висящие провода мало кого волновали.
Если же посмотреть на переднюю панель, то можно найти сразу две пропажи и две находки. Во-первых, у современных корпусов там расположены пара USB и разъем для подключения наушников — это удобно, так как не нужно лезть к задней крышке. Очевидно, в начале 90-ых вместо флешек были дискеты — и дисководы для них были спереди.
Во-вторых, исчез экранчик и кнопка Turbo. К слову, они тогда тоже не были обязательными компонентами передней панели, но встречались все же достаточно часто. На экран выводилась частота процессора, а кнопка Turbo позволяла ее переключать.
Итоги — изменилось очень многое
30 лет все же очень большой срок для компьютеров. Исчезли дискеты — на их место пришли флешки. Процессор без радиатора теперь просто невозможен в домашнем ПК. Сетевые адаптеры и аудиокарты переехали на плату, а последняя обзавелась зоной питания процессора и множеством разъемов. Переключение джамперов на плате? Выбор в игре аудиокарты? Этого всего уже давно нет. Даже корпуса и те изменились: теперь блок питания обычно запрятан внизу, вместе с жесткими дисками, а провода аккуратно проложены вдоль боковой стенки. Сейчас это кажется органично и круто — но, глядя на весь прогресс домашних ПК, сложно даже предположить, как будет выглядеть обычный системный блок лет эдак через 20. И это, на мой взгляд, здорово.