Так называемое «поколение Z» всё реже пользуется классическими поисковиками, отдавая предпочтение другим сервисам. Об этом написали в «Коммерсанте», опираясь на результаты исследования.
Стоит упомянуть, что в 2021 году TikTok стал самым посещаемым интернет-ресурсом по версии Cloudflare. По количеству запросов он впервые обогнал даже Google. И это неудивительно: видеосервисы всё чаще заменяют молодым людям остальные ресурсы, в том числе и поисковики.
Среди преимуществ TikTok в роли «гугла» перед самим Google отмечают удобство, непредвзятость информации, возможность увидеть разные точки зрения, а также очень простые инструкции. Как известно, формат видео на TikTok ограничивает авторов небольшой длительностью, поэтому зачастую в ролике показана только сама суть. При этом поисковики чаще всего находят длинные и сложные статьи, которые в итоге нередко оказываются «мусорными», то есть бессвязно составленными специально «под поиск» для перекачки трафика.
«Они хотят получить информацию очень быстро, добраться до сути очень быстро и так, чтобы не было нужды во всем разбираться», — говорит консультант в сфере соцсетей Адриенна Ширс. Она добавляет, что, помимо прочего, «зумерам» не нравится обилие рекламы, которую выдают поисковики на первых строчках выдачи.
Стоит отметить, что TikTok только способствует этой новой моде искать в нем информацию; сервис добавляет новые функции, связанные с поиском, в частности выдачу результатов в зависимости от геопозиции или использование ключевых слов. Сама Google тоже признает, что сдает позиции; старший вице-президент компании Прабхакар Рагхаван говорит: «Согласно нашим исследованиям, около 40% молодых людей, которые ищут место для обеда, не идут в «Google Карты» или поисковик. Они идут в TikTok».
При этом поиск информации в TikTok не так уж безобиден. Согласно исследованию NewsGuard, в котором подведены итоги по сентябрю, видеосервис изобилует фейковыми новостями и даже опасными для детей и подростков сведениями. Например, только за последний месяц эксперты обнаружили в TikTok ложные сведения об абортах, текущих событиях в мире, и даже изготовлении и применении гидроксихлорохина. Исследование показало, что до 20% TikTok-роликов содержит дезинформацию в том или ином количестве. Опытным путем специалисты выяснили, что модераторы сервиса удаляют видеоролики с фейками в течение 4-6 суток, если на них пожаловаться. По умолчанию же свежие видео проверяет и фильтрует специально обученная нейросеть.
К слову, меняющиеся привычки пользователей в плане поиска информации не ограничиваются TikTok-ом — люди более старшего возраста (например, 25-35 лет) всё чаще используют для этой цели YouTube.