Про PlayKey, думаю, слышали многие — это сервис, который обрабатывает игру на удаленных серверах, а вам передается только картинка и управление, из-за чего системные требования просто смешные: если ваш ПК или ноутбук способен плавно воспроизводить 1080p с YouTube, а скорость интернета выше 10 Мб/c — вы можете поиграть в больше чем 200 игр, которые поддерживает сервис.
Ценник тоже кажется «вкусным» — всего 1 рубль в минуту за 4-ядерный Core i7 с частотой в 3.5 ГГц, 20 ГБ ОЗУ и половину профессиональной видеокарты Nvidia Tesla M60:
Но давайте посчитаем — раз вам этот сервис интересен, то, скорее всего, вы достаточно активный игрок. Допустим вы играете в среднем по 2 часа в день — на выходных больше, в будние дни меньше. Такая игра вам выйдет в 120 рублей каждый день, или... 120 x 365 = 43800 рублей в год?! Ничего себе «бюджетный гейминг».
Теперь давайте посмотрим, сколько реально стоит «железо», которое нам предлагают, учитывая то, что как минимум монитор, клавиатура и мышка у вас уже есть. При этом, разумеется, мы будем закладывать возможность апгрейда на будущее.
Процессор, материнская плата и кулер
«i7, 4 Cores, 3.5 GHz Boost» — крайне размыто и, если честно, смахивает на процессор первого поколения Core i (да-да, которым почти 10 лет), ибо начиная со второго частота в «бусте» составляет уже 3.8+ ГГц. Ну да ладно, будем считать, что нам требуется 4-ядерный 8-поточный (раз это Core i7) процессор, работающий на частоте в 3.5 ГГц. Что ближе всего к этим цифрам? Пожалуй, Ryzen 5 1400: он как раз имеет 8 потоков, но частота чуть ниже — 3.4 ГГц. С учетом того, что все Ryzen разгоняются, то 3.7-3.8 ГГц получить не проблема — в общем, процессор подходит.
С кулером опять же нет смысла что-то выдумывать — игры не настолько сильно нагружают CPU, чтобы ставить башенное охлаждение, и уж тем более водяное. С учетом того, что у Ryzen под крышкой припой, для охлаждения такого 4-ядерного CPU вполне хватит боксового кулера — благо, он еще и с медным сердечником. И даже небольшой разгон он без проблем сдюжит.
Что касается материнской платы — чипсет A320 нам не подходит, ибо процессоры там не разгоняются, X370 или 400-ые решения — перебор для нашей игровой системы «средней руки», так что остановимся на B350 — оптимальный вариант. Опять же, с учетом задела на будущее, экономить на цепях питания, разъемах и слотах под ОЗУ не будем, и возьмем проверенный вариант Asus B350-F Gaming — с учетом того, что сокет AM4 будет поддерживаться еще пару лет, никто не мешает в 2020 году пересесть на 8-ядерный Ryzen 7, с которым такая плата без проблем справится.
Оперативная память
Playkey предлагает нам «20 GB оперативки»: какой, с какой частотой, сколько каналов — тайна за семью печатями. В общем и целом, даже с заделом на будущее, 16 ГБ более чем хватит, ибо сейчас самые требовательные игры на ультра-настройках графики не потребляют больше 11-12 ГБ.
Спасибо фанатам AMD — они сделали утилиту, которая позволяет подобрать тайминги для нужной частоты памяти в один клик, так что теперь разгон ОЗУ стал крайне простым. Поэтому берем две знаменитые плашки Samsung B-die по 8 ГБ каждая — уж 3000-3200 МГц они точно возьмут, чего более чем хватит для нашей системы. При этом на будущее остается еще два слота, то есть объем можно будет нарастить до 32 ГБ — думаю, на ближайшие лет 5 этого точно хватит.
Видеокарта
«Nvidia Tesla M60 с 2048 CUDA 8 GB» — интересный серверный зверь, вернее — его половинка, ибо видеокарта двухчиповая. Playkey сравнивает ее с десктопной GTX 1070, что вызывает улыбку, ибо последняя аж в полтора раза быстрее:
А вот ровно на одном уровне с этой Tesla выступаем AMD RX 570 — ее и возьмем, версию на 8 ГБ в исполнении MSI:
Вообще использовать серверные видеокарты для игр — крайне странно, ибо их драйвера оптимизированы для различных вычислительных задач с использованием CUDA. Разумеется это не значит, что на них нельзя поиграть, но если у десктопных видеокарт оптимизация под игры — первоочередная цель, и сразу после выхода игры выходят драйвера под нее, то вот в серверном сегменте с новыми играми могут быть проблемы.
Накопитель, блок питания и корпус
Про накопитель Playkey умалчивает — что ж, возьмем «стандартный набор геймера»: SSD на 120 ГБ под систему и жесткий диск на 1 ТБ под игры. Что касается блока питания — хорошим вариантом для средней игровой системы можно считать блоки AeroCool KCAS — на 650 Вт с сертификатом Gold в будущем хватит и под топовый Ryzen 7 с GTX 2080 Ti (вариант на 550 Вт, который куда лучше подходит к нашей системе, стоит совсем немного дешевле, так что есть смысл переплатить за лишние 100 Вт).
Корпус каждый выбирает на свой вкус и цвет — главное следите, чтобы в него влезла материнская плата, кулер по высоте и видеокарта по длине. Для вентиляции сборки выше в принципе вполне хватит одного «карлсона» на выдув, но в будущем, при замене на более мощное железо, будет иметь смысл установить еще как минимум один вентилятор на вдув, так что следите, чтобы выбранный вами корпус такую возможность имел.
Итоговая сборка
В итоге сборка, которая имеет ту же производительность, что и виртуальный компьютер от Playkey, стоит порядка 58000 рублей (это если брать в одном магазине — при желании, поискав в других местах, можно спокойно сэкономить до 3-4 тысяч рублей):
Иными словами, этот компьютер стоит 483 дня игры в PlayKey по 2 часа в сутки, или несколько меньше полутора лет. При этом стоит понимать, что компьютер — ваш и только ваш, и на нем можно не только играть, но и работать, и если мы берем игры — то играть можно во все что угодно, в том числе, так скажем, в нелицензионные версии игр — в Playkey набор достаточно сильно ограничен и есть возможность играть только в игры из ваших аккаунтов Steam, Uplay или Origin. К тому же игры по интернету — это множество возможных проблем: то задержки, то картинка «квадратится», да и общее качество изображения будет все же хуже, чем то, которое вы получите на мониторе «в живую».
На мой взгляд, если бы срок окупаемости такого ПК был бы в районе 4-5 лет игры — да, Playkey имел бы смысл: за такой срок что Ryzen 5, что RX 570 станут игровыми «затычками», ни про какие высокие настройки графики говорить не придется, при этом на Playkey вы все так же будете стабильно получить красивую картинку в 1080p60. Но вот спустя всего 1-1.5 года игр они все еще будут игровым железом, способным выдать на высоких настройках FPS в районе 60, а так вы просто отдадите их стоимость сервису за удовольствие, оставшись без железа.
Давайте все же подумаем, когда Playkey хотя бы теоретически может быть выгоден? Первое, что приходит на ум — вы часто в разъездах, и иметь стационарный компьютер для игр — неудобно, а вот найти Wi-Fi или LTE — обычно не проблема. Но следует понимать, что требуемая скорость в 10 Мб/c даст вам лишь «мыльцо» в HD с 30 FPS, причем такая скорость должна быть не по Speedtest, который выбирает ближайший сервер, а до серверов Playkey. При этом также крайне важна задержка — по Wi-Fi и LTE она зачастую составляет 20-40 мс, что реально выливается в задержку сигнала в 100 мс «туда-обратно» — а это уже вполне ощутимо. Ну а для 1080p60 требуется вообще 20 Мб/с — стабильно такую скорость LTE обеспечит лишь в нескольких городах в России, а в мире с этим еще печальнее (еще и дороже). Так что игры в дороге — скорее дорогая утопия, чем повседневная реальность.
Второй вариант — вы в основном играете на консолях, но не прочь поиграть в хитовые игры под ПК, такие как CS: GO, World of Tanks, Dota 2, PUBG и прочие компьютерные эксклюзивы. В таком случае уже нужно смотреть, как часто вы играете в эти игры: если так, пару «каток» в неделю, то Playkey действительно будет выгоден. Но если вы можете засесть на несколько партий в Dota каждый день — опять же ПК окажется выгоднее, тем более что для большей части таких онлайн-игр мощного железа не требуется и итоговая сборка будет дешевле.
В итоге все как обычно: идея сервиса крайне интересная, и цены на старте были более чем приемлемые — 1300 рублей за 70 часов, или всего 30 копеек в минуту, что давало окупаемость указанного выше ПК в 1611 дней, или 4.5 года, то теперь, когда срок окупаемости в три (!) раза меньше, смысл нести деньги сервису под большим вопросом. Поэтому пишите в комментариях, пользовались ли вы стриминговыми сервисами (или, возможно, пользуетесь сейчас), и каково ваше мнение о них.