2

Почему не нужно чистить реестр Windows


Windows, как и любая другая система, со временем начинает работать медленнее из-за множества работающих программ и сервисов, сбоев и так далее. И почти первое, что вам попадется при поисковом запросе «как ускорить Windows», будет парочка вирусов совет почистить реестр и диск. Насчет второго, конечно, тоже есть вопросы, но в общем-то средство для чистки диска встроено в систему самой Microsoft, так что его можно назвать относительно безопасным, а большинство программ-клинеров дальше папки Temp да кэша браузера не лезут, так что максимум что вы потеряете — это ваш сеанс в браузере. А вот первое — чистка реестра — вызывает серьезные вопросы как по безопасности, так и по целесообразности этого процесса.

Подписаться на iGuides в Telegram, чтобы узнать обо всем первым — t.me/iguides

История появления реестра

Но для начала посмотрим, что же все-таки такое реестр, и начнем мы, конечно, с истории. Еще до выхода первой относительно популярной Windows — 3.1 — у множества программ были (да и сейчас есть) конфигурационные файлы .ini, которые включали в себя информацию о том, как программа должна работать на этом ПК, с какими параметрами и т.д., и в таких же файлах хранилась аналогичная системная информация. Однако в FAT16 — файловой системе Windows того времени — поиск файлов по директориям был очень медленным, поэтому появилась идея — а давайте мы создадим реестр, куда и соберем все конфигурационные файлы. Так и появился в 3.1 реестр Windows, который изначально включал в себя всего лишь один двоичный файл весом в 64 Кб и лишь один каталог ROOT. А уже через год, в 1993 году, в Windows 3.1 NT, реестр пришел практически к современному виду — появились все текущие каталоги (USERS, LOCAL_MACHINE и другие), редактор реестра regedit и так далее. С массовым переходом Windows на файловую систему NTFS проблема с поиском по каталогам ушла, однако реестр был оставлен для совместимости, и на данный момент Windows — единственная ОС, которая имеет реестр системы. 

Механизмы работы реестра

Изначально, на образе диска с Windows, хранятся лишь «пустые» файлы, которые нужно заполнить информацией о системе — какой процессор, по какому интерфейсу подключен накопитель, есть ли активация или нет, и так далее — короче говоря, в них записывается вся конфигурация ПК. В процессе установки Windows эти файлы заполняются информацией и сохраняются на диске, и при каждом старте системы они преобразуются в некоторый виртуальный каталог — реестр, к которому можно получить доступ с помощью с помощью программ для редактирования, к примеру того же regedit. Так сделано по одной простой причине — если вы где-то «накосячили», вы просто не сохраняете изменения и конфигурационные файлы, записанные на диске, никак не меняются. Однако к ним также можно получить доступ и изменять их напрямую, но делать этого категорически не стоит. В дальнейшем, при установке программ, они также могут создавать в некоторых разделах реестра свои ключи, которые также можно менять — в итоге получается огромный каталог, где хранится конфигурация всего и вся в системе.

Почему якобы стоит чистить реестр

Доводы приверженцев плоской Земли чистки реестра просты: со временем в реестре накапливается мусор от удаленных программ, после обновлений системы и т.д., к которому система обращается — это и замедляет ее работу, поэтому чистка реестра ускорит ее. Увы, как вы уже поняли, это не так: раз программы была удалена, то системе нет смысла лезть в оставшийся от нее каталог реестра — ей это не нужно. Это сравнимо с тем, что при запуске какого-нибудь Photoshop система полезет зачем-то в папку с установленным iTunes. Аналогично это касается и старых записей в реестре, которые после обновления системы больше не нужны: система к ним уже не обращается, а значит и вреда от них нет. Второй довод — ненужные записи реестра замедляют поиск по нему. Нууу да, в теории это действительно так, однако на практике разницу вы и с секундомером не заметите — в реестре может быть десятки и сотни тысяч ключей, и удаление сотни из них ускорит поиск ровным счетом ни на сколько — даже самые слабые процессоры ищут по реестру нужные значения практически моментально. Ну и последний довод — оставшиеся ненужные ключи реестра после удаления одной программы могут влиять на работоспособность другой. Тут ситуация как с первым доводом — каким таким образом работа Photoshop влияет на работу iTunes? Ответ — никаким.

Почему чистка реестра программами — бесполезное занятие

Итак, как мы уже поняли — реестр это огромный склад данных о системе и установленных программах. И у каждого он по понятным причинам свой. Однако программы-чистильщики должны работать абсолютно на всех ПК, при этом не нанося вреда — а значит они могут чистить лишь по определенным алгоритмам, которые подходят всем. Пример — программа была в автозагрузке, вы программу удалили, а в автозагрузке она осталась. Чистильщик увидит, что ярлык в автозагрузке никуда не ведет, и предложит его удалить. Второй пример — вы удалили программу, но записи о ней остались в реестре. Чистильщик определяет, что эти записи больше никем не используются, и предлагает их удалить. Работа по таким алгоритмам, в принципе, безопасна, однако, как я писал абзацем выше — она абсолютно бесполезна и никак не ускорит работу системы, и максимум, что вы получите — это с десяток килобайт места на диске из-за удаленных ключей реестра. Могут ли такие чистильщики навредить системе? В общем-то нет — алгоритмы чистки просты и примитивны, и отлаживались на протяжение десятка лет, так что шанс, что они вам навредят, крайне низок. Но и пользы от них нет, так что смысла ставить лишнюю программу себе на ПК и запускать ее раз в какое-то время не стоит.

Исключения из правил

Но всегда бывают исключения, когда в реестр лучше все же залезть. Это происходит, обычно, из-за вирусов: думаю, многие или сталкивались сами, или слышали о том, что при запуске браузера показывается определенный сайт, а на страницах в интернете появляется сторонняя реклама. Зачастую за этим стоит вирус, добавивший в реестр новый ключ — конечно, можно поискать в интернете, в какую именно ветку реестра он был добавлен, и удалить его самостоятельно, но зачастую проще запустить одну из программ, в которую уже сразу заложены всевозможные пути добавления «вирусных« ключей, и при нахождении такого у вас она сразу же об этом скажет. Ну и второе относительно популярное исключение — продление пробной версии программы: некоторое ПО, имеющее триальный режим на какое-то время, записывает информацию об этом в реестр, поэтому правка (или удаление) такого ключа в реестре может дать вам «вечный» триал. Однако большинство современных программ так уже не делают, так что этот способ уже сходит на нет.

Что же в итоге? А в итоге чистка реестра программами — бесполезное занятие: оно никак не ускорит работу ПК, и скорее всего никак и не навредит ему, поэтому можете не тратить на это свое время.
13

Рекомендации

Рекомендации

Будь в курсе последних новостей из мира гаджетов и технологий

Мы в соцсетях

Комментарии

Oskarr
+367
Спасибо Егор. Вы видимо торопились и есть пару ошибок. «Однако В ним также можно получить доступ и изменить напрямую, но делать этого категорически не стоит.»
23 октября 2017 в 12:49
#
+1764
Пользователь удален Oskarr
Спасибо, поправил.
23 октября 2017 в 12:53
#
Snegovik
+632
Процесс чистки реестра безопасен для пк.. но этого делать я все же не буду..
23 октября 2017 в 13:21
#
Максим Громов
+61
Вот только у меня на работе кто-то решил почистить )) В итоге пришлось делать восстановление целостности, потому что меню пуск не работало вместе с поиском
23 октября 2017 в 13:52
#
Максим Громов
+61
Как минимум потому что сейчас не 2001 год )
23 октября 2017 в 13:51
#
SithV
+1704
тоесть винда реально одна единственная такая с реестром? а по сравнению с другими ос в этом есть преимущество? ну там скорость, стабильность...?
а сложно ли будет мс избавиться от реестра, если предположить что они будут развивать винду в будущем?
сори что столько вопросов, но для меня, думаю не одного, реестр всегда казался какой-то секретной будкой с надписью "не влезай — убьёт" :/
23 октября 2017 в 15:41
#
+1764
Пользователь удален SithV
1)Одна, ну за исключением ее клонов типа реактоса.
2)Плюс в том, что куча настроек есть в одном месте, в этом же и минус — можно очень быстро угробить систему, если лезть незнаючи. По скорости/стабильности — никакой разницы, потому что конфиги — это по сути текст, который весит легко и находится быстро, где бы они не хранились.
3)Сложно, потому что его используют куча программ. Но в принципе можно — если все разработчики прог будут хранить файлы конфигураций в папке с ней же, и аналогичное будет с системными службами — реестр будет не нужен. Но с учетом того, что уже после установки винды в нем не один десяток тысяч ключей — все их распихивать по папкам долго и муторно, и вряд ли кто это будет делать.
23 октября 2017 в 17:15
#
+51
было бы преимущество огромное как в апле, чтобы под каждую софтину отдельный блок со своим барахлом и даже если снесешь систему то с софтом не возникнет проблем
24 октября 2017 в 13:55
#
O. W. Grant
+166
Не как любая другая. Сидел долго на Винде и постоянно приходилось раз в год её переустанавливать. Потом Ubuntu, Debian, RedHat, Mac OS X, macOS — ни одна из них не начинала тормозить через год от "захламления".
23 октября 2017 в 15:49
#
+5
А у меня обычно и через 5 лет Windows не тормозил, наверное, прямые руки виноваты
23 октября 2017 в 16:02
#
+447
вот-вот )0 у меня вин7 уже лет 5-7 установлена, все проги установлены, только ФШ обновлял периодически и ничего не тормозит и ничего не глючит )
23 октября 2017 в 20:25
#
Вася Вотафаков
+6068
У меня тоже на моем i7+16Gb Ram +128Gb ssd ничё не тормозит. Я даже ради прикола три антивируса поставил. Вообще по#ую. Ничегошеньки не тормозит. Странно, не правда ли ?
24 октября 2017 в 01:15
#
Vladimir Zhdanov
+5
Спорное утверждение... У меня установлено как минимум 5 чистильщиков реестра (Ashampoo WinOptimizer, Windows Doctor, Vit Registry Fix Professional, Advanced SystemCare, Windows 10 (7) Manager). При установке вчистую Windows со всеми программами они находят изначально не менее 2500 ошибок!!! Своим друзьям и знакомым устанавливаю этот же набор чистильщиков, которыми они естественно не пользуются, в отличие от моего еженедельного использования. Мои системы (7 и 10 LTSB) работают без тормозов минимум 2-3 года, пока не захочется установить более свежие версии. У друзей через пол-года заметно начинает притормаживать, с помощью удаленного доступа TeamViewer и этих программ очищаю им реестр и мусор Винды с последующей дефрагментацией реестра и тормоза мифически пропадают... Видимо по "щучьему велению"???
23 октября 2017 в 16:04
#
+1764
Пользователь удален Vladimir Zhdanov
После "дефрагментации реестра" как-то даже спорить неохота. Насчет того, что после ЧИСТОЙ установки 2500 ошибок — вам самим-то не смешно?))
23 октября 2017 в 16:45
#
Vladimir Zhdanov
+5
Сжатие и дефрагментация реестра в данном случае одно и тоже. "Смех без причины — признак дурачины!" Если бы это был бы единичный случай, то я бы эту цифру не указывал! Можешь дальше умничать!
23 октября 2017 в 17:14
#
+1764
Пользователь удален Vladimir Zhdanov
Сжатие реестра?)) Да и еще вы говорите, что сжатие и дефрагментация это одно и тоже?)) Ну слушайте, хотя бы в вики-то почитайте, что такое дефрагментация.
P.S. Я еще не видел ни одного авторитетного издания в интернете, которое приводило бы тесты, в которых после чистки реестра скорость работы системы увеличивалась. А вот обратного, увы, полным полно, как и просто нулевого эффекта.
23 октября 2017 в 17:19
#
Вася Вотафаков
+6068
Пожалуй и соглашусь и не соглашусь. На 7ке все ок. Можно чистильщиками так сказать поработать. Убрать лишнее. Особенно после огромного количества обновок. И ничего страшного не произойдёт. И система по ощущениям шустрее работает. А вот 8 и 10 могут рухнуть от неправильных действий. Причём я бы вообще очень и очень аккуратно советовал относиться к чистке этих систем. Одно неправильное действие и вуаля, welcome to the world of BSOD с QR кодом на борту.
24 октября 2017 в 01:21
#
Vladimir Zhdanov
+5
Реестр Windows 7/8 и Vista подвержен фрагментации так же как и другие файлы на жёстком диске, из-за чего скорость доступа к данным постепенно снижается. Со временем это приводит и к замедлению работы системы в целом. Обычные дефрагментаторы, к сожалению, не могут получить доступ к файлам реестра во время работы операционной системы, поэтому для этих целей необходимо использовать специализированный софт.
23 октября 2017 в 17:37
#
+1764
Пользователь удален Vladimir Zhdanov
Ну может хватит бред-то писать?) Я в статье объяснил, что реестр — это чисто виртуальное пространство, и после выключения компа он исчезает и его данные хранятся в нескольких файлах на диске. Далее, что так дефрагментация? Это процесс объединения частей целого в одно целое. С учетом того, что при каждой загрузке реестр создается заново (вернее — почти заново, но не суть), он не подвержен фрагментации. Чтобы было проще — считайте, что винда при каждом запуске ставится с нуля. Будет ли она фрагментирована? Да нет, она будет записана одним куском. Аналогично и реестр. Поэтому процесс дефрагментации для реестра вообще ересь, и я бы даже близко не стал ставить на свой комп прогу, которая якобы этим занимается.
23 октября 2017 в 18:12
#
Александр Неизвестный
0
Статья из серии "секс это скучно — я читала..". Это я про автора который имеет весьма отдаленное представление и реестре Windows и его значении. Если его не затруднит, то пусть попробует открыть реестр и стать в начало и сделать поиск.. это будет отнюдь не мгновенно.. да, и софт устанавливаемый и удаляемый далек от совершенства, особенно это касается игр, так что мусора там бывает поболее чем в кеше браузера. Ну, вообщем то о чем это я.. а.. пусть автор читает матчасть, а потом умничает.
23 октября 2017 в 19:35
#
+1764
Пользователь удален Александр Неизвестный
Atom x8300, 2 гб озу, хард из конца нулевых — только что созданный ключ реестра, закопанный далеко в current user, был найден сразу же после нажатия кнопки найти). А вообще — я подробно объяснил, как работает реестр, так что умеющий читать да прочтет, ну а неумеющий будет чистить дальше).
23 октября 2017 в 19:45
#
Вася Вотафаков
+6068
Я ждал этого коммента и ржал прочитав ответ:) Егор 5 баллов. У адептов плоской земли не должно уже было остаться сомнений, но они продолжают бубнить что черепахи слишком медленно вертят Землю. Напишите им, что реестр это не 5 гиговая база данных иксэль. Он занимает вообще ничего и поиск по нему занимает на столько мало времени, что ты и толком то подумать не успеваешь, что хотел найти.
24 октября 2017 в 01:27
#
+1764
Пользователь удален Александр Неизвестный
А и да — если вы думаете, что поиск через регедит = поиск по реестру, то тут вам пора почитать матчасть)
23 октября 2017 в 19:48
#
+714
Егор, как всегда отличная статья, спасибо!!
Подскажите, Вы публикуетесь где-то ещё?
23 октября 2017 в 23:36
#
+1764
Пользователь удален kooper
Спасибо. Нет, только тут.
24 октября 2017 в 00:08
#
+714
Жаль, жаль...быть может, как-нибудь на досуге завели бы себе жж...дублировали бы статьи там)))
А то иногда...ну как иногда, скорее постоянно, натыкаюсь на Кузнецова.
Бывает такая уже ересь написана...как человек выше описывал о дефрагментации реестра.
Редактора комментариев тут нет, видимо и не собираются делать.
Ушел бы отсюда, но Ваши статьи хороши и интересны.
24 октября 2017 в 11:33
#
Vladimir Zhdanov
+5



Бред публиковать не зазорно??? Программисты из Германии ( Windows 10 (7) Manager и TuneUp Utilities) видимо не посоветовались с тобой о бесполезности функции дефрагментации реестра и навязывают ее в своих разработках?
Кстати, после дефрагментации реестра мой комп загружается за 37 секунд против 52 секунд до нее (в Advanced SystemCare есть такая приблуда)
24 октября 2017 в 12:52
#
+1764
Пользователь удален Vladimir Zhdanov
Картинки нечитаемые, насчет "программистов из Германии" — да хоть из Гондураса, если они не знают матчасти, от этого не легче. Насчет того, что после дефрагментации комп стал грузиться быстрее — эта прога взяла и почистила автозагрузку, после чего включила fast boot. Дефрагментация реестра тут абсолютно ни при чем. А и да — настоящее время загрузки системы можно посмотреть в диспетчере задач это раз, и оно может серьезно скакать это два.
24 октября 2017 в 13:02
#
+21
А бывает система чаще всего тормозит от сломанного HDD, когда есть битые сектора. Об этом то ни кто и не подумал. Victoria вам в помощь.
23 октября 2017 в 21:39
#
+714
Есть ещё CrystalDisk
23 октября 2017 в 23:35
#
+21
купи sad и забей на чистку.
23 октября 2017 в 21:43
#
+14
Увы не во всем соглашусь с автором. Убить систему кривыми руками правя бездумно реестр легко, но если они прямые это другой момент. Мы забываем что винда по сути это та же программа как и все остальные. Есть ряд ключей к которым обращаются разные программы, в том числе созданный одной программой ключ может считываться не только ей. Отсюда возможны и косяки и долгие поиски почему у меня программа работает не так, хоть сто раз перестанавливай.
23 октября 2017 в 23:35
#
+1764
Пользователь удален nevinnyi
Вот насчет общих ключей — соглашусь, этот момент я упустил. Но в общем-то особой роли он не играет: обычно программы, которые "завязаны" на одни ключи, выпущены одним издателем, так что обычно тут поиски заканчиваются быстро.
24 октября 2017 в 00:08
#
0
Давайте прикинем логически, и так у нас есть реестр что являет собой множество пар строковых ключ/значение. Самый простой способ доступа к ним это хеш-таблица (вариант оптимизации для очень больших объемов есть, но упустим). И если исключить коллизии, то доступ к значениям это log(n), если я не ошибаюсь. Другими словами, если есть лишние записи в реестре, это никак не будет влиять, на скорость поиска. И тут можно согласиться с автором: чистка реестра, по причине мусора там ну никак не ускорит роботу операционки.
29 октября 2017 в 03:44
#
0
O(n) сложность будет, что то с логарифмом я погорячился )
30 октября 2017 в 10:50
#
Where Areyou
0
Почитайте блог Вадимна Стеркина, он доступно написал несколько заметок на тему реестра, его дефрагментации и в таком духе. Сразу прозреете.
16 ноября 2017 в 22:45
#
Where Areyou
0
Почитайте блог Вадимна Стеркина, он доступно написал несколько заметок на тему реестра, его дефрагментации и в таком духе. Сразу прозреете.
16 ноября 2017 в 22:45
#

Читайте также