Разгон — прошлое, настоящее и будущее

Про то, что процессоры можно разгонять (то есть увеличивать их тактовую частоту) знают, я думаю, большинство пользователей ПК. Но вот о том, как зарождался разгон, как он вышел на современный уровень и что его ждет дальше знают немногие — об этом и поговорим.


История разгона

Для начала посмотрим, почему же вообще возможен разгон. Тут все просто — абсолютно все процессоры, которые есть на рынке, получаются из одних и тех же кристаллов. Но, увы, это абсолютно не значит, что все процессоры смогут работать на одной частоте: из-за того, что в кремниевом кристалле вытравливаются миллионы (а сейчас уже миллиарды) транзисторов, они все в какой-то мере оказываются частично бракованными: к примеру, один кристалл запускается на 3 ГГц, другой — на 2, третий — на 4 ГГц. Во времена 80286 рынок пользовательских ПК был мал, так что Intel особо не заморачивались и частоты выставляли так, чтобы большинство полученных процессоров смогли на них работать, а все другие кристаллы, которые эту частоту не держали, списывались в утиль. И тогда же у очень хорошо знакомых с техникой людей появилась интересная мысль — ведь среди «годных» кристаллов есть те, которые указанную Intel частоту держат с трудом, а есть те, которые должны заработать и на больших частотах. Так и зародился разгон, который тогда был очень и очень трудным: CPU имел ту же частоту, с которой обменивался данными с чипсетом и памятью, так что разгонять приходилось абсолютно все. Более того — это делалось физически, заменой тактового генератора, что было под силу только единицам. Но начало было положено — джинн «халявы» вырвался из бутылки.

Подписаться на iGuides в Telegram, чтобы узнать обо всем первым — t.me/iguides

Начиная с 386-ых Intel задумались: а зачем нам пускать в утиль процессоры, которые не могут работать на высокой тактовой частоте? А давайте мы просто сделаем две-три линейки: в одной будут топовые процессоры с максимальными частотами, во второй — середнячки с частотами ниже, ну и «дно» с самыми низкими частотами. С учетом того, что тогда же в процессоры стал ставиться математический сопроцессор, который временами из-за брака мог не работать — появились линейки, где он был отключен (все же не всем нужно проводить расчёты на процессорах). Пользователи ПК, которых тогда становилось все больше, идею поддержали, причем поддержали так, что... у Intel быстро кончились процессоры нижних линеек: да, тогда, как и сейчас, топовые процессоры были нужны немногим. Покумекав, Intel решили: все равно стоимость «днищенских» процессоров выше себестоимости кристалла, так что можно превратить полноценный CPU в урезанный и продать так — все равно они прибыль получат, а так топовый CPU мог еще долго лежать мертвым грузом на полках. 

Тут же встал вопрос — а как сделать так, чтобы материнская плата понимала, какой в нее установлен процессор? Да очень просто — были сделаны специальные ножки, которые позволяли плате определять процессор. И тут, разумеется, оверклокеры смекнули — а что если мы у младшего процессора замкнем ноги так, чтобы материнская плата стала его считать старшим? Попробовали — и это, разумеется, получилось для кристаллов, «насильно» превращенных в более слабые. Но при этом такой разгон массовым не стал — нужно было, во-первых, дружить с паяльником, и, во-вторых, нужно было иметь изначально «небракованный» процессор, так что разгон опять же был уделом немногих.


Начиная с 486-ых и Pentium Intel поняли, что наращивать частоту шины дальше некуда, и стали наращивать множитель процессора — сначала до двух, потом до 3. Разумеется, это опять же контролировалось аппаратно, джемперами, что позволяло, например, превратить 150 МГц процессор (50 МГц х 3) в 200 МГц (50 МГц х 4). Опять же — для этого нужно было дружить со схемотехникой, так что оверклокеров было мало, и Intel внимание на них не обращала и никак им не мешала.

Ситуация серьезно поменялась с развитием Pentium, когда после решений на 50-90 МГц стали выходить на 120-166. То, что Вася Пупкин купит Pentium 90 и самостоятельно его разгонит до 166, конечно, Intel не особо нравилось, но в принципе и так хорошо, что он купил хотя бы Pentium 90. Но вот когда множество мелких продавцов стали массово скупать чипы на 90 МГц, перемаркировывать и продавать их как 166 МГц, кладя разницу в цене себе в карман — это уже стало больно бить по кошельку Intel, и те впервые стали бороться с оверклокерами, причем очень простым способом — отныне коэффициент процессора был намертво ограничен: снизить его можно, увеличить — нет.

Увы — и тут оверклокеры нашли лазейку. Суть в том, что в конце 90ых стали появляться платы с частотой тактового генератора в 100 МГц, но при этом в продаже еще было много плат с 66 МГц. На первых Pentium 3 имел множитель в 3.5, на вторых — 5.5. И как вы уже догадались, оверклокеры нашли выход — они заставляли процессор думать, что он работает на плате с 66 МГц, когда на деле он работал на 100 МГц, что приводило к росту частоту с 350 МГц (100 х 3.5) до 550 МГц (100 х 5.5). Intel переборола и это — с выходом Pentium 4 частота FSB (шины) жестко задана на 100 МГц, множитель тоже ограничен — в общем, казалось бы, конец разгону?

Современный разгон

А вот и нет: в начале 2000ых была жесткая конкуренция между AMD и Intel, и обе компании решили сыграть на оверклокерах под лозунгом «не можешь остановить движение — возглавь его». Так появилась линейка Black Edition у «красных» и Extreme Edition у «синих» — в них попадали лучшие кристаллы, у которых теперь был разблокирован множитель, то есть гони — не хочу. Причем обе компании тогда не требовали специальных чипсетов и прочих ухищрений: купил «экстремальный» процессор — поставил в материнскую плату — поднял множитель — получил увеличение производительности. Разумеется, такие процессоры стоили крайне дорого — 999 долларов, но и предназначались они для узкого круга гиков. Обычным же людям вполне хватало неразогнанных Pentium 4, а с выходом Core 2 Duo про разгон забыли многие, ибо этих процессоров даже сейчас хватает для нужд обычных пользователей. 

Однако все же случались ситуации, когда можно было получить гораздо лучший процессор по небольшой цене, причем у обеих компаний: у AMD была проблема с Athlon 64 x2 (хотя скорее не проблема, а счастье) — его покупали настолько массово, что было решено часть Phenom специально превратить в Athlon обычным программным отключением ядер. Более того — AMD даже маркировку сменили, то есть узнать «краплёный» процессор было вообще нетрудно. Ну и разумеется появились BIOS, на которых такие Athlon можно было превратить обратно в Phenom, то есть по цене 2ядерника получить 4ядерный процессор, да и еще с L3 кэшем! Разумеется, такие процессоры быстро стали дефицитными, а цена на них подскочила почти до цены Phenom. Но те, кто успел его купить по старой низкой цене, еще несколько лет могли наслаждаться работой за быстрым «камнем».

У Intel похожая проблема случилась совсем недавно, со Skylake: по умолчанию разгон обычных процессоров в этом поколении запрещен, но из-за ошибки в микрокоде процессоры без буквы K можно было разгонять с помощью увеличения частоты FSB, что даже сделало младший i5-6400 дефицитным на какое-то время: шутка ли, его можно было разогнать с 3.1 до 4-4.5 ГГц, получив производительность уровня i5-6600K на 30% дешевле. Увы — при таком разгоне отключались AVX-инструкции, но с учетом того, что в играх они не нужны, да и в большинстве программ тоже — такой разгон имел смысл.

Но давайте все же обратимся к современному разгону. Увы — ситуация с ним не очень хорошая: у Intel в Kaby Lake можно разогнать только процессоры с индексом K, более того — для этого требуются материнские платы с Z-чипсетом (отличия от топовых H и B в основном только в разгоне). Более того — частоты у K-процессоров и так задраны, так что разгон получается от силы на 10%, причем еще одним ограничителем является плохой термоинтерфейс под крышкой. В итоге в случае с Intel разгон особого смысла уже не имеет: зачем заморачиваться с охлаждением и материнской платой, чтобы выжать из i7-7700K лишние 400 МГц, что даст 10% рост, если можно купить его же с простым кулером и материнской платой, и сэкономить существенно больше, чем 10%? Разгон i3 вообще выглядит дико — трудно представить задачу, где нужен 2ядерный 5 ГГц процессор. С i5 тоже не все хорошо — да, топовый представитель этой линейки с индексом K разгоняется до уровня i7 без K, но если посчитать — последний с более простым охлаждением и материнской платой выходит так-то дешевле.

У AMD с разгоном традиционно лучше — разгонять можно любые процессоры и почти на всех чипсетах (кроме уж самого простого). Но и тут ситуация не очень хороша: да, можно взять младший 8ядерный 7 1700 и разогнать его до уровня 7 1800X — скорее всего у вас это получится. Вот только для последнего отбирают лучшие кристаллы, чтобы тепловыделение не превышало 95 Вт. А вот 1700 ест 65 Вт только на своих родных частотах, и при разгоне до 3.8-4 ГГц напряжение приходится повышать настолько, что тепловыделение зачастую и 200 Вт превышает, так что через полгода-год работы такого процессора по чекам за электричество окажется, что выгоднее было брать все же 7 1800X.



Гораздо интереснее смотрятся 4ядерные Ryzen — для игр их вполне хватает, и стоят они как i3, но предлагают больше ядер. С учетом разгона они вполне могут потягаться с топовыми i5 при, местами, вдвое более низкой цене — казалось бы, здорово. Но вот только 5 октября Intel должны представить новые процессоры, где i3 будет иметь уже 4 ядра и 8 потоков (то есть уровень текущих i7). С учетом того, что стоить они будет почти также, сколько и текущие i3, и частоты у них будут выше, чем у 4ядерных Ryzen (которые к тому же не имеют многопоточности) — последние даже в разгоне вряд ли потягаются с новыми i3. 

Что же мы видим в итоге? У Intel разгоном занимается лишь небольшая прослойка людей, которым важны скорее цифры в бенчмарках, чем в чеке, и которые согласны платить за разгонное железо очень и очень много. AMD вообще не препятствует разгону, но вот по технологичности тягаться с Intel увы — получается не очень хорошо, так что их «доброта» к оверклокерам нивелируется отсутствием смысла покупать большинство их процессоров. 

Будущее разгона

Вот тут все очень плохо — множество людей пересело на ноутбуки, где о разгоне предпочитают не заикаться — лишь бы СО неразогнанный процессор вытянула. В десктопах разгон — удовольствие дорогое и не особо нужное, ибо такого прироста производительности, как раньше, да и еще с существенной экономией, больше нет. Так что мы медленно приходим к тому, с чего разгон начинался — им будут заниматься 2.5 богатых гика, а обычные люди вообще про него забудут. Плохо это или хорошо — покажет время, но лично мне грустно, что такая хорошая эпоха народного разгона подходит к концу.

17

Рекомендации

Рекомендации

Будь в курсе последних новостей из мира гаджетов и технологий

Мы в соцсетях

Комментарии

Barbie
+165
Единственный толковый редактор
15 сентября 2017 в 15:45
#
Cowboy
+285
интересная статья, спасибо Егор.
15 сентября 2017 в 17:13
#
+15
Rik
Разделяю мнение выше написавших. Статья интересная и написана профессионально. Егор молодец!!!
15 сентября 2017 в 19:34
#
+62
Когда-то разгонял свой Olivetti: Intel 80286 с 8МГц до 14МГц (пришлось менять кварц и ещё по мелочи), чтобы запустить Windows 3.1 (на 1Мб ОЗУ, HDD ещё был MFM Kalok [тот который потом в Samsung превратился]) — на спор, завелась, но очччеееннньь ммммееедддлллеееннноооо... ;)
Потом, через много лет была попытка номер 2: AMD Barton — сгорел, ядро аж насквозь прогорело и вывалилось :)
Больше попыток не делал — слишком дорогие были тогда процессоры (или я тогда так мало зарабатывал?)
16 сентября 2017 в 03:36
#
+62
Самое интересное, что для 80286 соорудил жидкостную СО — взял старый радиатор и помпу от какой-то иномарки, сейчас не помню, вроде от Ситроена (тогда работы не было, приходилось "гонять" иномарки из Европы, поэтому запчастей было не мерено). В то время про "водянку" никто и не знал (сам придумал), а сейчас её везде купить можно, вот такой курьёз.
16 сентября 2017 в 03:49
#
+9
r5 1600 гонится до 3800 без особых проблем и со стоковым куллером, при заморочках с охлаждением наверное возможно взять и 4000, становясь в игрушках как топовый i7, а как рабочая станция переплевывая и его, при этом сохраняя цену i5. На данный момент думаю даже без разгона процы амд смотрятся привлекательней.
17 сентября 2017 в 00:06
#
+1764
Пользователь удален juok
Увы — обзоры показывают, что 5 1600 может нагрузить на 100% только 1070, ну с разгоном будет 1080. А вот i7-7700K полностью 1080 ти нагружает, так что райзен не для игр. Для работы подходит идеально, ибо давит ядрами, но для игр 4 быстрых ядра все же лучше, чем 6 медленных, да и еще склеянных как 3+3.
17 сентября 2017 в 00:24
#
+9
перед сборкой облазил весь ютуб с тестами 1060/70/80 на базе r5 1600, все отлично нагружается
17 сентября 2017 в 09:24
#
+1764
Пользователь удален juok
htt p:// ww w.youtub e.com/embed/Zv-XsrqyXCU — не сказал бы, ибо местами на 1080 нагрузка ниже 50%. И это не проблема игр, потому что с интеловскими процами все ок.
17 сентября 2017 в 09:27
#
+9
Такие вещи это всегда проблема оптимизации игр под железо.
17 сентября 2017 в 09:45
#
+9
В итоге насчитал 3 игры с проблемами с нагрузкой карты — no man's sky (или что это это было под водой) и x-com имели проблемы с адаптацией и как я понял вторая не до конца от них избавилась, а третью не узнал.
В целом независимо от того пробелма это с адаптацией или еще с чем это в минус райзену (если такого же нет на интеле) но учитывая остальные его приемущества лично для меня выбор был очевиден.
17 сентября 2017 в 09:59
#
+1764
Пользователь удален juok
Subnautica — на видюху нагрузка 40%, rust — 30%, arma 3 — 40%, quake — местами до 70 падает, deus ex — тихий ужас, фризы и падение нагрузки до 15%, и даже в gta 5 с отличной казалось бы оптимизацией нагрузка всего-то 40%! Мафия 80%, ларка 85%, dishonored 2 70%, в tom clancy и первой батле просадки до 75% нагрузки, watch dogs 2 — 65%. То есть проблемы с недозагрузкой есть в почти всех играх, так что проблема не в оптимизации игры под проц (та же gta 5 быстро обновляется под новое железо, а тут уже полгода прошло), а в корявости самого проца: там по сути 3 ядра + 3 ядра, и соединены они медленной шиной, которая портит все. Так что увы — но даже почти топовый райзен для игр не подходит, для работы, если нагрузка параллелится — подойдет хорошо.
17 сентября 2017 в 10:12
#
+9
Странно, в той же гта и вотчдогс у меня стабильный фпс выше 100
20 сентября 2017 в 21:06
#
+1764
Пользователь удален juok
В вачдогс 100? На какой видеокарте и настройках?
21 сентября 2017 в 10:40
#
+1764
Пользователь удален juok
Хорошо видно, что райзен или на уровне i7-7700k, или хуже, местами и на 20%. Насчет 6ядерного i7-7800K — лучше бы с i7-8700K сравнили. Зачем нагружать видюху на 100%? Затем, что если проц не способен это сделать, то нет смысла брать к примеру 1080: она с нагрузкой в 70% будет показывать тот же фпс, как и 1070 с 100%, то есть можно сэкономить.
21 сентября 2017 в 10:42
#
+9
Она уровне i7-7700k, при цене на 30% ниже. Не поленился скачал msi afterburner, gta 5 95-98%, тоже самое в ассасинах: 4, юнити, роуг, синдикат, ведьмаке, вартардере, дэусикс, вов, овервотч, дьябла3, хотс.
21 сентября 2017 в 13:50
#
+9
*95-100%
21 сентября 2017 в 13:52
#
+1764
Пользователь удален juok
Скажите полные характеристики компа с частотами проца и озу.
21 сентября 2017 в 14:28
#
+9
MSI B350 GAMING PLUS
R5 1600 (разогнал до 3,7 ггц на стоковом куллере без изменений в напряжении)
GTX1080 (GV-N1080WF3OC-8GD)
2x8Gb DDR4 3200MHz (CMK16GX4M2B3200C16) (работает на 2933)
120Gb SSD Corsair Force MP500 (CSSD-F120GBMP500) для системы
и старенький WD green на 1 тб на котором лежат игры
21 сентября 2017 в 15:40
#
+1764
Пользователь удален juok
Вы разогнали и проц, и, что самое главное для райзенов — ОЗУ. Так что да, теперь 5 1600 достиг уровня i7-7700 (без K).
21 сентября 2017 в 19:58
#
+9
Ну как бы память сейчас всю надо гнать в биосе, чтобы она выдавала частоту как в описании. А проц я по сути не разогнал, он работает постоянно на частоте чуть большей чем бустовая.
21 сентября 2017 в 21:03
#
+1764
Пользователь удален juok
Для интелов в принципе можно не гнать, прирост от двухканальной озу с 2400 до 3200 дает от силы прирост 5%, а у райзенов бывает и больше 20 из-за шины, соединяющей процессорные чипы.
21 сентября 2017 в 21:15
#
+9
Ну это не разгон, но память с максимальной допустимой частотой в 2400 будет дешевле чем в 3200, долларов на 10, но дешевле
21 сентября 2017 в 21:26
#
+1764
Пользователь удален juok
Ну вообще-то разгон: дефолтная частота плашек 2400). Да и разница в цене достаточно ощутимая: 8900 за самый дешевый кит на 2х8 гб 2400 и 10900 на 3200 — это порядка 30 долларов. Хотя еще нужно поисать ту материнку на райзене, на которой 3200 заработает...
21 сентября 2017 в 22:04
#
+9
На регарде разница 600 рублей...
А вот с материнкой как раз беда, пришлось выбирать из того подо что есть оперативка на рынке и то не "завелась", надо ждать обновления биоса. Хотя на gaming pro у типа на ютубе на 3200 така же ОЗУ работает...
22 сентября 2017 в 07:04
#
+1764
Пользователь удален juok
Самый дешевый кит на 2400 — http://www.regard.ru/catalog/tovar204903.htm , самый дешевый на 3200 — http://www.regard.ru/catalog/tovar204366.htm . 2к разница, как и писал.
Насчет обновы агисы — их уже 6 штук вышло за полгода, а воз и ныне там. Дошло до того, что производители плюнули и стали выпускать отдельные плашки for amd.
22 сентября 2017 в 09:45
#
+9
с утра криво посмотрел — видимо ддр3 ткнул(: еще удивился что слишком дешево там получалось
22 сентября 2017 в 17:18
#
+10
i3 не будет 8поточным. Это убьет i5 у которого будет 6ядер 6 потоков. Скорее всего i3 будет просто 4ядерным.
17 сентября 2017 в 07:41
#
+1764
Пользователь удален Аноним
В инете уже давно есть тесты, будет 4 ядра и 8 потоков.
17 сентября 2017 в 09:28
#
+1764
Пользователь удален Аноним
Ну, может ты и прав. 5 октября узнаем. Все равно на то, что я писал, это не повлияет и ryzen 3 выгодными не сделает, ибо по частотам они ниже i3.
17 сентября 2017 в 09:53
#

Читайте также