Про компанию Microsoft знают, наверное, все — ведь их Windows стоит на большинстве компьютеров по всему миру, а Office — самый популярный офисный пакет. Но мало кто помнит, что в свое время компания из Редмонда занималась плеерами и даже роутерами — эти проекты просто не прижились, и именно о них мы и поговорим в следующих двух статьях.
Компания Microsoft пробовала себя в разных областях, в том числе и в производстве компактных плееров. Назывались они Zune, и предлагали неплохие возможности: удобное управление, объем памяти в десятки гигабайт, цветные сенсорные экраны и простую синхронизацию с Windows. Также в них была реализована удобная функция — обмен песнями с другими пользователями таких плееров. И у вас, наверное, возник вполне уместный вопрос — почему же я отнес эти устройства к провальным?
Ответ, очевидно, кроется в названии пункта — Microsoft выпустила первую версию плеера... в 2006 году. Да-да, в то время, когда на рынке царствовали коммуникаторы на Windows Mobile и Symbian, а до выхода iPhone оставался всего год. Разумеется, к тому времени iPod, представленные в 2001 году, заняли почти 2/3 рынка, а iTunes был крупнейшим магазином музыки. В итоге плеера Zune с их детскими болезнями на старте были особо никому не нужны, поэтому, выпустив еще пару версий, к 2011 году их поддержка была окончательно свернута, дабы они не конкурировали со смартфонами на Windows Phone 7. Интересно, что iPod продаются до сих пор — например, всего за 3 тысячи рублей вы можете стать обладателем новенького Shuffle.
Microsoft Kinect — отличная идея с посредственной реализацией
Пожалуй, большинство людей хотят погрузиться в развлечения с головой: именно поэтому всех очаровал фильм «Аватар» в 2009 году, заставляя зрителя при помощи простых 3D-очков оказаться как бы внутри происходящего. Microsoft решили сделать что-то похожее и с играми: очевидно, что для шлемов виртуальной реальности Xbox 360 была, мягко говоря, слабовата, но что если зайти с другой стороны — предложить пользователю управлять персонажем не бездушным геймпадом, а своим собственным телом?
И в том же 2009 году Microsoft представляет Kinect — устройство с камерой, которое захватывает ваши движения и позволяет вам управлять персонажем в игре голосом или движениями собственного тела. В рекламу этого устройства компания вложила целых 500 миллионов долларов, а продажи за 60 дней превысили 8 миллионов экземпляров — казалось бы, где тут неудача?
Увы — она крылась сразу в двух вещах. Во-первых, захват движения был далек от идеального: да, процентах 80 случаев персонаж на экране повторял за вами ваши движения, но вот остальные 20% случаев портили все: во многих играх важна точность движения, и неправильно интерпретированный жест мог привести к проигрышу. Во-вторых, количество игр было удручающим — за 5 лет стоящих проектов было от силы десяток, остальные игры были или заточенными для фитнеса, или совсем простенькими детскими платформерами.
И, что самое неприятное, с выходом Xbox One Microsoft объявила, что для этой консоли требуется новый Kinect. Очевидно, пользователи это не оценили, и с учетом не самых высоких продаж новой консоли было продано всего 5 миллионов новых Kinect. В итоге годом смерти Kinect можно считать 2014-ый: в октябре этого года Microsoft закрывает телестудию для создания контента для этого сенсора, да и сами пользователи за год после выхода новой консоли так и не увидели ни одного серьезного тайла, заточенного под этот сенсор. С тех пор вышло буквально 3-4 игры под него, и в основном это банальные Just Dance, так что этот достаточно амбициозный проект можно смело считать мертвым, и убила его Microsoft и только она: вместо того, чтобы вкладывать сотни миллионов долларов в рекламу, имело смысл дать эти деньги игровым студиям и сделать действительно качественные тайлы для этого гаджета. Увы, сейчас уже поздно что-то менять, ибо активно развиваются VR и AR-технологии, а Kinect уже успел приобрести славу бесполезной игрушки.
Kin One и Kin Two — хуже, чем смартфоны на Windows Phone
К началу 2010 года дела на рынке мобильных устройств у Microsoft шли не важно: девайсы на Windows Mobile 6 выглядели уже динозаврами, а замена им — смартфоны на Windows Phone 7 — должны были выйти лишь к концу года. И, дабы не терять долю рынка, редмондская компания решила попробовать себя в «молодежном» сегменте, предлагая смартфоны Kin One и Kin Two с предустановленными клиентами соцсетей за 50-100 долларов с контрактом (что достаточно дорого, ибо за те же 100 долларов можно было взять iPhone 3GS, тоже контрактный).
Увы — продажи были свернуты за пару месяцев, и всего было продано менее 10000 устройств в США: до запуска на европейском рынке дело не дошло. Причина этому была банальна: устройства работали на проприетарной ОС, софта под которую почти не было. Браузер не поддерживал Flash, встроенный клиент Twitter не поддерживал загрузку картинок, система работала медленно, а экранчик с диагональю 2.6" и разрешением 320х240 пикселей уже тогда смотрелся смешно. Ну и отсутствие возможности купить девайс без контракта и крайне неадекватная контрактная цена доделали свое дело: многие пользователи, посмеявшись, шли брать смартфоны от той же BlackBerry с QWERTY-клавиатурами, которые хотя бы работали нормально и имели неплохой набор софта.
Microsoft Surface RT — бесполезный планшет на бесполезной ОС
2012 год. На рынке продается iPad 3 с шикарным Retina-дисплеем и различные планшеты на Android 3, который специально сделан для них. Разумеется, Microsoft не могла остаться в стороне и выпустила планшет Surface RT: 10" HD-дисплей, 2 ГБ ОЗУ, Tegra 3, 8-10 часов работы — вполне типичные цифры для планшетов на Android того времени, что, в теории, должно было позволить Surface конкурировать с ними на равных.
На практике же было все ровно наоборот: уже то, что планшет завис на презентации, говорит многое о качестве софта для него. Работал он под управлением Windows RT — системы, которая выглядела как Windows 8, имела такое же ядро, как и Windows 8, но... не умела запускать x86-софт. В итоге пользователям Surface доставался предустановленный Office, браузер Internet Explorer и пустой магазин, в котором на момент старта не было и 1000 программ — то есть даже возможности установить обычный Google Chrome не было.
С учетом того, что Microsoft это не афишировала, в первые же дни продаж форумы заполонили гневные комментарии людей, которые не только не могли поставить привычный для них плеер или браузер, но и банально принтер подключить. В результате популярность этих устройств снизилась настолько, что Microsoft отдала почти миллион Surface RT в школы — дескать, это отличные устройства для образования (и не поспоришь — запустить на уроке CS 1.6 точно не получится).
Через год компания решила попробовать еще раз, выпустив Surface 2 RT под управлением Tegra 4, работающий уже на Windows RT 8.1 — увы, эта ОС не только не научилась работать с x86-софтом, но и закрыла дыру, которая позволяла хоть немного улучшить функционал обрезанной системы. В итоге продажи, ожидаемо, провалились, и третья версия Surface RT так и не увидела свет: при этом, что примечательно, Surface Pro под управлением процессоров Core i пусть и не стал очень популярным, но свою нишу нашел, дойдя аж до 6ой версии на данный момент.
Microsoft Broadband Networking: слишком рано — тоже плохо
В 2002 году Wi-Fi воспринимался как-то также, как сейчас 5G: круто, удобно, но в будущем. Microsoft же решила сделать будущее настоящим и выпустила несколько различных наборов, позволяющих пользоваться Wi-Fi на почти любом устройстве: для ноутбуков это была PCMCIA-карта (да, раньше был такой универсальный слот), позволяющая принимать Wi-Fi. Для ПК это был сетевой контроллер, ну и разумеется был роутер с несколькими портами Ethernet.
Все это работало достаточно стабильно и позволило Microsoft выйти на второе место среди производителей Wi-Fi оборудования в 2003 году. Но, увы, в этом же году из-за проблем с сертификацией нового стандарта Wi-Fi новое поколение роутеров от Microsoft долго не могло выйти на рынок, и образовавшуюся нишу быстро заняли конкуренты. Увы — тягаться с ними редмондский гигант почему-то не стал, и к началу 2004 года свернул выпуск и производство своих беспроводных устройств.
В следующей статье мы поговорим про софтовые провалы Microsoft — их, очевидно, было куда больше, ибо эта компания в основном занимается именно ПО, а не устройствами.