Сервис «Яндекс.Такси» заключил соглашение о покупке программного обеспечения и колл-центров группы компаний «Везёт». Эта группа была создана в мае 2017 года в ходе слияния RuTaxi (владелец брендов «Везёт» и «Лидер») и Fasten (бренды «Такси Сатурн» и RedTaxi). Она работает в 123 городах России.
«Яндекс.Такси» планирует вложить в развитие «Везёт» около 8 миллиардов рублей, из них половина пойдёт на внедрение технологий, обеспечивающих безопасность поездок, и ещё столько же — на программы поддержки местных таксопарков и водителей. Ожидается, что сделка будет завершена после одобрения ФАС до конца 2019 года.
По условиям сделки владельцы «Везёт» должны получить до 3,6% акций «Яндекс.Такси» и до 71,5 миллиона долларов в зависимости от достижения ключевых показателей бизнеса. 56,2% «Яндекс.Такси» будет принадлежать «Яндексу», 35,0% — Uber, а 5,3% — сотрудникам «Яндекса» в рамках программы поощрения.
Водители «Везёт» и всех брендов, входящих в эту группу компаний, перейдут на единую платформу «Яндекс.Такси». Сейчас к этой платформе подключены водители «Яндекс.Такси» и Uber. В июле 2017 года «Яндекс.Такси» и российское подразделение Uber подписали соглашение об объединение. В феврале 2018 года ФАС одобрила слияние этих сервисов, после чего сделка была успешна завершена, а в конце 2018 года в России России было выпущено приложение Uber Russia.
Председатель Общественного Совета по развитию такси в регионах Российской Федерации Ирина Зарипова прокомментировала возможную сделку:
Как показала практика, укрупнение агрегаторов значимо не влияет на рост цен или на изменение заработка водителей. Для примера: по оценке BusinesStat средняя цена проезда в такси в 2014–2018 гг уменьшилась на 16,9%; сделка по слиянию двух крупных игроков «Яндекс.Такси» и Uber не повлияла на это.
Цена за поездку у агрегаторов формируется на основе текущего спроса и предложения. Согласно недавнему исследованию ВЦИОМ, 61% респондентов считают, что цена поездки на такси соответствует качеству предоставляемых услуг. Резкое повышение цены для потребителей может привести к оттоку пассажиров, агрегаторы не пойдут на такой шаг.
Мы не ожидаем изменений в размере комиссии для водителей и таксопарков, т. к. на региональном рынке остается очень крупный игрок — это Максим. Любое резкое изменение комиссии мгновенно приведет к оттоку водителей к ним. Однако важно, чтобы не было ограничений для работы водителей с несколькими сервисами со стороны Яндекса или Максим. Это защитит партнеров от перегибов и позволит активнее защищать свои интересы в диалоге с агрегаторами.
Для Москвы мало что изменится. Доля «Везёт» на московском рынке составляет всего порядка 5%, так что больших изменений в Москве сделка не вызовет. На рынке остаются сильные игроки с большой долей: «СитиМобил» занимает порядка 25% столичного рынка, Gett — 10%. Это не позволит «Яндексу» вводить резкие изменения.
Комментарий также дал Андрей Кудинов, председатель профсоюза водителей такси «Возрождение»:
Безусловно это создаст крупного игрока на рынке такси. Мы надеемся, что заявленные цели этой сделки совпадут с реальностью. Это касается инвестиций и в безопасность, и поддержку водителей. В частности, объединенная компания начнет работать над заработком водителей и над проблемой переработок.
Общественный и государственный контроль за «Яндекс.Такси» выше — в том числе и потому, что эта компания заметнее на рынке. Поэтому мы рассчитываем на то, что Яндекс исправит ситуацию с прозрачностью ведения бизнеса «Везёт». Сейчас политика Везет сейчас оставляет желать лучшего. У них выявлено наибольшее количество нарушений, которые наш профсоюз при поддержке региональных общественных организаций выявил в мае–июне 2019 года. Мы проверили более 350 автомобилей разных сервисов-агрегаторов такси в 14 городах. Главным аутсайдером по итогу проверок в девяти регионах стал именно Везет. Разрешение имел при себе только каждый пятый водитель этого агрегатора, лишь 37% автомобилей находились в удовлетворительном состоянии, а путевой лист присутствовал только у 4% таксистов.
КомпанияMail.Ru Group заявила, что не давала разрешение на эту сделку. В июне 2018 года Mail.Ru Group и «Везёт» заключили соглашение о выдаче конвертируемого займа, а одно из его условий — право вето на отчуждение ключевых активов группы компаний.
Mail.ru Group пока не приняла данного решения, согласие на нынешний момент не выдано, поэтому мы считаем выпущенный анонс преждевременным.
Пресс-служба «Везёт»:
Мы не нарушаем условий предоставления займа этой сделкой. Мы намерены точно соблюдать все наши договоренности с Mail.Ru Group.