Анонимный сотрудник Роскомнадзора рассказал изданию The Village об особенностях своей работы. Во время учёбы в университете он подрабатывал в организации, которая занималась написанием текстов для продвижения определённых идей накануне президентских и парламентских выборов. Затем стажировался в РКН, куда и устроился после окончания учёбы. В сферу его обязанностей входит составление ответов на обращения граждан и организаций.
«Вообще, мне понравилась сфера деятельности, в которой работает ведомство: связь, СМИ и интернет — это все сейчас актуально. К тому же вы сами знаете, как мы тут веселимся».
Роскомнадзор занимает в здании три этажа, в каждом кабинете работает по 3-5 человек, у всех относительно старые компьютеры, поэтому некоторые приносят с собой личные ноутбуки. Отдельной столовой у Роскомнадзора нет, поэтому сотрудники обедают либо на рабочем месте, либо в кафешках на «Китай-городе».
«Главная проблема на работе — старый компьютер, на котором я не могу открыть больше десяти вкладок в браузере, потому что он начнет глючить. Поменять компьютер мне не могут, мы ведь не коммерческая структура, где можно просто так сделать заказ. А еще у моего компьютера нет колонок — только разъем для наушников в задней стенке процессора. Причем разъем так далеко, что провода наушников хватает, только чтобы слушать звук из-под стола».
Роскомнадзор следит за радиосвязью, соблюдением законов средствами массовой информации, а также обеспечивает блокировку интернет-ресурсов. Проверка сайтов производится по обращениям граждан, а также с помощью автоматизированной системы.
«Программа собирает информацию по ключевым словам, которую потом перепроверяют эксперты. Если нарушение подтверждается, то мы отправляем протокол в суд, который обычно выписывает штраф или предупреждение. Видео и картинки в СМИ эксперты мониторят в ручном режиме. Также сотрудники Роскомнадзора встречаются с главными редакторами СМИ и объясняют им, как избегать мата и работать, не нарушая закона».
Роскомнадзор не принимает решения о блокировке того или иного сайта, это компетенция судов и прокуратуры. В некоторых случаях сотрудники РКН идут на диалог с владельцами ресурсов, объясняя им, как избежать блокировки, а когда видят очевидную ошибку, обращаются в ведомства, которые её допустили.
«Летом 2015 года мы чуть не заблокировали „Википедию“ из-за какой-то статьи про наркотики. Зимой ребята из пресс-службы пошли в бар „Грабли“, где сотрудники „Википедии“ отмечали день рождения сайта. И когда мы подарили им торт, они офигели. Они были немного пьяные, наши сотрудники тоже, поэтому все мило беседовали за одним столом. После этого они не раз приезжали к нам на совещание».
«Однажды к нам поступило решение суда о блокировке сайта с информацией об изготовлении динамита в игре Minecraft. На сайте было сказано, что если смешать песок и уголь, то получится динамит. И вот думаешь, а что с этим судебным решением делать: нельзя же его исполнять и блокировать Minecraft. В итоге мы поговорили с юристами и написали в прокуратуру, чтобы они обратились в суд с просьбой пересмотреть решение».
Никто из сотрудников Роскомнадзора не считает, что они занимаются вредной деятельностью. Когда появилась информация, что Александр Жаров может быть отправлен в отставку из-за попыток заблокировать Telegram, в результате которых пострадали сотни сайтов и сервисов, внутри организации не воспринимали эти слухи всерьёз.
В Роскомнадзоре считают, что Павлу Дурову следовало бы создать в Telegram бэкдор, с помощью которой можно незаметно читать переписку пользователей. Сами сотрудники РКН продолжают использовать этот мессенджер и не видят в этом ничего плохого.
«Я до сих пор пользуюсь Telegram, но мне не нравится, что многие начали наживаться на его блокировке и продавать платные прокси, прикрываясь борьбой с РКН. Из каналов, которые читаю, могу выделить: Mash, „Большой брат“ и „Медиалогию“».
Канал iG в Telegram — t.me/iguides_ru