«Финкульт» (образовательный проект Центробанка) опубликовал алгоритм действий для тех, кто попался на одну из многочисленных схем телефонных или кибермошенников. Авторы отмечают, что в современном мире преступники постепенно переходят с грубой силы — взломов и грабежей — на социальную инженерию и различные методы убеждения.
Человеку, который отправил деньги мошенникам, в первую очередь следует обратиться в полицию. Можно сходить лично, но быстрее и удобнее будет подать заявление онлайн. Зайдите на сайт МВД вашего региона и найдите кнопку «Прием обращений». Там нужно описать ситуацию в свободной форме и указать всё, что вам известно о мошенниках. Процесс рассмотрения обращения можно будет проверять по его уникальному номеру — провести проверку и принять решение по закону должны в течение 30 дней.
Следующий шаг — сообщить данные мошенника в свой банк, а также в банк получателя вашего перевода. Чем больше жалоб поступит на счет или карту, тем скорее их владельца внесут в «черный список» Центробанка и запретят ему выводить деньги. Кроме того, стоит оставить обращение на сайте самого ЦБ в интернет-приемной.
Если по вашему обращению МВД возбудило уголовное дело, то вам стоит подать следователю иск о возмещении ущерба с мошенников. Такой иск позволит полиции заморозить счета злоумышленников, как только они появятся в зоне видимости властей. Когда суд признает их виновными, вы сможете быстрее получить компенсацию. Не забудьте оценить моральный вред — сумму можно написать на свое усмотрение, а судья ее скорректирует согласно обстоятельствам.
Если вы стали жертвой финансовой пирамиды, то будет неплохо поискать в сети других пострадавших и подать групповой иск — для этого нужно не менее 20 человек.