Власти Москвы с точностью до 500 метров и нескольких минут знают, где живут, как и куда передвигаются горожане. За миллионы рублей они покупают эти данные у отечественных операторов связи, рассказали «Ведомости».
Но в этом нет таинственного заговора: на основе геоаналитики Москва меняет городские транспорт и инфраструктуру, а вся работа строится на обезличенных статистических данных людей. Закупкой информации занимается Департамент информационных технологий (ДИТ), а посредником между ДИТом и операторами выступает Аналитический центр при правительстве. В 2018 году на закупку данных о передвижении москвичей потратили 101.8 млн рублей, а за все время — 516 млн рублей.
Что узнают и знают чиновники
Москва и Московская область делятся на участки 500 на 500 метров: о каждом человеке в нем известно, сколько времени он находится дома и сколько работает. Домом считается место, где вы регулярно ночуете, работой — место, где проводите больше времени по будням с 10 до 17 часов. Если определить место проживания удалось, а место работы — нет, а человек перемещается по городу, считается, что у него разъездная работа. Если он в будни въезжает в регион и выезжает из него, он отмечается трудовым мигрантом.
Кроме того, операторы описывают, сколько человек совершают поездки на метро, когда и как долго они едут на работу и обратно. Для этого станции метро выбираются как отдельные участки: в них операторы фиксируют, когда вы попали в такую зону, когда и в какой зоне вышли.Зачем чиновникам данные о нас
По перемещениям людей можно предположить вид их транспорта. Оператор указывает, какой способ передвижения предпочитают жители, чтобы чиновники настроили светофоры, сделали развязку и расширили магистрали. Так, например, Институт Генплана использовал данные операторов при доработке Московского железнодорожного узла и Московских центральных диаметров, а когда разрабатывали территориальную схему Троицкого и Новомосковского округов Москвы, информация о количестве местных жителей использовалась при прокладке метро, реконструкции и строительстве магистралей.
Кто еще покупает карту наших передвижений
Представитель Tele2 отметил, что операторы продают данные о клиентах не только властям, но и бизнесу. Ему геоаналитика помогает оценить рентабельность торговой точки в конкретном месте или, к примеру, оптимизировать маршруты и периодичность междугородних перевозок.
iGuides в Telegram — t.me/iguides_ru
iGuides в Яндекс.Дзен — zen.yandex.ru/iguides.ru