Начиная с лета 2016 года владельцы устройств со встроенными GPS приемниками начали жаловаться на некорректное определение позиционирования в некоторых точках Москвы. Наиболее распространена и заметна эта проблема у пользователей Яндекс.Навигатора, поскольку с ним работают таксисты и просто водители. Впрочем, затронуты также все прочие картографические приложения, а также сервисы и игры, работа которых основана на геолокации. Проблема заключается в том, что после приближения к определенным местам города пользватель внезапно оказывается в аэропорту Внуково, а реже — в Домодедово. Такой сбой в работе геолокационных служб нельзя назвать критичным и блокирующим работу навигационных приложений, однако приятного все-таки мало. Чаще всего жалобы поступают на аномальное поведение смартфонов возле Кремля, реже у других важных государтсвенных учреждений. В конце концов, разобраться с этой проблемой и выстроить теории о возможных причинах решили директор по развитию технологий в Яндекс и ведущий подкаста «Радио-Т» Григорий Бакунов, известный под ником Bobuk, а также Дмитрий Дружбин, основатель компании The CLU.
Григорий Бакунов (полный текст):
Вот что я выяснил: где-то внутри Кремля стоит (а возможно и передвигается) мощный передатчик. Он имитирует работу GPS и GLONASS спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5. Частота L1 — это «гражданский» диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации. Чтобы обмануть GPS на этой частоте, нужно имитировать работу спутника, выдавая его время и положение в пространстве. Хакеры научились этому довольно давно. Есть даже готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приемниками. Скорее всего, один из таких комплексов сейчас и используется. Предполагаю, что поставщик устройства — ni.com, их решение сейчас самое целостное и по АЧХ очень похоже.
Интересно то, что подмененный сигнал «пересылает» в центр аэропорта «Внуково». Можно придумать много конспиративных теорий, почему именно туда. Самая популярная среди меня версия — борьба с видео-дронами DJI и им подобными. Во всех современных серийных дронах есть GPS и карта зон, где полеты запрещены. К таким зонам относятся все аэропорты мира. Не совсем понятно, зачем кому-то бороться с дронами, подменяя GPS, а не просто потребовав внести нужные зоны в запретные, но это не совсем наше дело, конечно. Другая теория — использование дефолтных значений. Готовые аппаратно-программные комплексы для спуфинга GPS требуют указать координаты, чтобы отображать их вместо реальных данных. Эти координаты можно ввести напрямую или выбрать из списка предложенных производителем устройства. Так сложилось, что в этих списках для России значатся только центры крупных городов и Аэропорты. Как вы понимаете, «Внуково» — первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы. И в эту версию я тоже верю, конечно.
Итого: где-то в районе Кремля установлено стационарное или передвижное устройство, задача которого — иногда не давать адекватно работать всем системам позиционирования для гражданских.
Дмитрий Дружбин, в свою очередь, поделился мнением о проблеме после того, как во время обычной поездки по Хамовникам навигатор в очередной раз отправил его в московский аэропорт, в самый его центр. Дмитрий подтверждает, что проблема лежит вовсе не на уровне отдельных приложений. В момент сбоя само устройство и его операционная система уверены, что пользователь находится во Внуково или Домодедово. Можно подумать, что причина сбоя лежит в мобильных операторах, которые в рамках технологии Assisted GPS предоставляют устройствам список спутников, по которым должно осуществляется позиционирование. Однако понимание работы AGPS рушит эту теорию на корню — во многих мобильных устройствах для навигации используется сразу несколько различных технологий, к тому же при попадании «в аэропорт» отметка на карте находится строго в одном месте и не движется, что говорит об очень высокой точности и силе сигнала. Более правдоподобная версия заключается о том, что ФСБ подменяет сигнал GPS при помощи мощного передатчика, что согласуется с версией Григория Бакунова. Однако теорию «дефолтных значений» Дмитрий отвергает. Дело в том, что из разных районов Москвы (Росатом на Полянке, Академия генштаба в Хамовниках, Кремль) ложный сигнал отправляет пользователей не только во Внуково, но также в Домодедово.
Дмитрий Дружбин (полный текст):
Но почему именно туда? А потому что это аэропорты. Год назад очередной квадрокоптер залетел не туда, куда надо, и их производителей обязали (или они сами превентивно согласились) ввести «закрытые зоны». В прошивке дрона хранятся координаты длинного списка объектов, над которыми ему запрещено летать — тюрьмы, границы, режимные объекты, включая аэропорты. Подозреваю, что некоторым нашим службам крайне не хочется видеть над некоторыми объектами вездесущие квадрокоптеры и хипстеров неподалеку (или операторов ФБК, снимающих скромные дачи слуг народа). Раскрывать координаты этих объектов буржуинам как-то стремно, куда эффективней поставить приборчик, подменяющий сигнал GPS на координаты аэропорта. И вуаля — враг не пролетит!
Скорее всего, спецслужбы действительно занимаются разработкой стационарных систем, которая призвана обезопасть стратегически важные здания от различных угроз, связанных с новейшими технологиями. А в моменты, когда возникаю проблемы с GPS у пользователей происходит либо тестирование этих систем, либо они уже работают и их включение напрямую связано с каким-то секретными событиями.
Для чего может быть нужна подобная защита? В первую очередь, речь конечно идет про беспилотные летающие аппараты, а в перспективе — про самоуправляемые автомобили. Эти и подобные устройства могут использоваться в террористических, разведывательных и диверсионных целях, да и о простом хулиганстве или излишней любопытности владельцев беспилотников забывать не стоит. Уже сейчас зафиксированы случаи, когда дроны использовались для доставки взрывчатки и проведения террактов, а в будущем такие события стать более распространены. Просто передавать координаты определенных объектов прозводителям беспилотников вряд ли можно, ведь расположение некоторых точек на карте можно быть секретным. Да и в целом, когда речь идет о тех или иных оборонительных мерах, всегда лучше полагаться на свои силы, а не обязательства поставщиков гаджетов.
Привентивные меры спецслужб по разработке системы подмены GPS с учетом постоянного развития технологического рынка выглядят закономерными и даже похвальными. Обычным людям, в свою очередь, остается надеяться, что ситуация с подменой сигнала GPS не будет оставаться неизменной, а оборудование спецслужб будет улучшено. Сейчас, при текущей реализации этой системы, страдает много водителей, компании-поставщики данных о ситуации на дорогах не могут корректно отображать трафик, а косвенно может даже увеличиться количество аварий на дорогах, когда водителям приходится отвлекаться, разбираясь с внезапной телепортацией в аэропорт.